Дело № 2-797/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 сентября 2010 года Бессоновский районный суд Пензенской области В составе председательствующего судьи Семисаженовой Т.И. С участием прокурора Рофеля И.В. При секретаре Полыниной Е.В. Рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Бессоновка Гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Бессоновского района, администрации Бессоновского сельсовета о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки и иску прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бессоновского сельсовета о признании незаконным бездействия и понуждении к ликвидации несанкционированной свалки У с т а н о в и л: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что с 29.06.2010 по 12.07.2010 государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Пензенской области была проведена рейдовая проверка на территории Администрации Бессоновского района Пензенской области по факту сжигания мусора (обращение гр. ФИО2 по вопросу сжигания мусора на свалке ТБО, расположенной в с.. ..). В ходе данной проверки было установлено следующее: На землях Администрации Бессоновского района Пензенской области, на территории, прилегающей к жилому массиву с.. ... .., осуществляется несанкционированное размещение бытовых отходов. Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, на земельном участке площадью 40 х 50 метров размещена несанкционированная свалка отходов ТБО. Свалка состоит из бутылок ПЭТ, консервных банок, стекла, картона, отходов древесины (4-5 класс опасности отходов). Указанная свалка организована около 7 лет назад. Первоначально отходы складировались в котлован. На момент проведения проверки котлован полностью заполнен. На всей территории свалки имеются горения, свалка частично горит. Земельный участок, на котором расположена свалка, Администрация Бессоновского района Пензенской области в лице главы Администрации, Рогулева А.М. передала в аренду ООО «...» под размещение ТБО (договор аренды земель № 22 от 04.04.2008). Данный земельный участок (кадастровый № ххх, площадью 50000 кв.м.) расположен в 2км юго-западнее ориентира - здание администрации Бессоновского района Пензенской области, адрес ориентира: с.. .. Договор аренды земель № ххх от чч.мм.2008 заключен на срок 49 лет, до чч.мм.2057. однако по данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пензенской области ООО «...» исключено из ЕГРЮЛ чч.мм.2009 на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». На момент проведения рейдовой проверки, с 29.06.2010 по 12.07.2010, установлено, что Администрацией Бессоновского района Пензенской области не в полной мере выполняется контроль за соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований на землях, принадлежащих Администрации, что привело к несанкционированному размещению отходов. Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления. В РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. п. 14 ч. 1 ст. 3 относит к вопросам местного значения Бессоновского района организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Администрация Бессоновского района согласно п. 9 ч. 13 ст. 18 Устава Бессоновского района организует и осуществляет мероприятия по охране в Бессоновском районе экологической среды, строительству и реконструкции объектов охраны природы. Согласно ст. 3 Закона « Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: -соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления, подлежит сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. ч. 1 ст. 18 ФЗ № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в т.ч. дурнопахнущих веществ, а так же сжигание таких отходов без специальных установок. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о её состоянии. Размещение несанкционированной свалки на территории Администрации Бессоновского района и её сжигание приводит к нарушению указанного конституционного права граждан. Управление Росприроднадзора по Пензенской области в соответствии с Положением об Управлении осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в охране атмосферного воздуха и обращения с отходами. Задачей государственного экологического контроля является обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а так же обеспечения экологической безопасности. Согласно п. 5.5 Положения Управления имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации. Просили признать незаконным бездействие Администрации Бессоновского района, выразившееся в невыполнении обязанности по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Обязать Администрацию Бессоновского района ликвидировать несанкционированную свалку ТБО на территории, прилегающей к жилому массиву с. Бессоновка (ул. Б.Колояр, ул. Геологическая). В судебном заседании представитель истца - Кошкина Е.В., действующая по доверенности № ххх от чч.мм.10 года, уточнила заявленные требования и просила признать незаконным бездействие администрации Бессоновского района Пензенской области, выразившееся в невыполнении обязанности по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, обязать ответчика обеспечить утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, находящихся на территории, прилегающей к жилому массиву с.. .. признать незаконным бездействие администрации Бессоновского сельсовета выразившееся в невыполнении обязанности по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов и возложить на администрацию Бессоновского сельсовета обязанность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, находящихся на территории, прилегающей к жилому массиву с.. .. В обоснование требований дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель истца Макеев А.А., действующий по доверенности № ххх от чч.мм.10 года, уточненные исковые требования поддержал, пояснил, что для истца не имеет принципиального значения, кто из ответчиков произведет действия по ликвидации несанкционированной свалке. Важно, чтобы эта свалка была ликвидирована. В остальном дал пояснения аналогичные пояснениям представителя Кошкиной Е.В. Представитель ответчика - администрации Бессоновского района Пензенской области - Грибова О.Н., действующая по доверенности № ххх от чч.мм.10 года, иск не признала, пояснила, что в настоящее время на территории Бессоновского района организована деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов: проведена работа со всеми предприятиями и учреждениями, независимо от формы собственности и ведется работа с населением сельских поселений по заключению договоров на вывоз и захоронение (утилизацию) ТБО с ООО «...», в ведении которого находится полигон для сбора и утилизации мусора города Пензы. Практически все муниципальные образования находятся в радиусе 25 км. от вышеуказанного полигона, а это расстояние позволяет обеспечить прием отходов всего муниципального образования Бессоновский район. Кроме того, т.к. четыре поселения расположены на расстоянии от полигона более 25 км, на территории Грабовского сельсовета применяется двухэтапный метод удаления отходов с использованием мусороперегрузочных станций (деление мусора на виды), в частности такого рода деятельностью занимается ПК «...», который в свою очередь так же тесно работает с ООО «...». Таким образом, администрацией Бессоновского района проведена и проводится большая работа по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Ввиду изложенного администрация района исполняет свои обязанности по организации утилизации и переработке бытовых отходов, а проведенная работа не может рассматриваться как бездействие. Также считает, что истцом указан ненадлежащий ответчик, т.к. в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998г.№89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами. Тем самым вопросы местного значения по организации сбора и вывоза ТБО и мусора включает в себя именно сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение. Однако органы местного самоуправления района указанными полномочиями не обладают, а соответственно исполнение данных полномочий будет нарушать требования федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого районным органам местного самоуправления не дано права вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления сельских и городских поселений, входящих в состав данного района, в связи с чем просила в иске отказать. Прокурор Бессоновского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой Бессоновского района 05 мая 2010 года проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства об охране природы. В ходе проверки установлен факт бездействия администрации Бессоновского сельсовета по устранению несанкционированной свалки на территории поселения. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с пунктом 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с пунктом 18 ст. 6 Устава Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии п. 1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5.08.1988 г. № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов их жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В нарушение указанных требований закона и Устава муниципального образования администрация Бессоновского сельсовета не выполняет свои полномочия по решению вопросов местного значения по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. Так, в ходе проверки установлено, что несанкционированное складирование бытовых отходов на территории, прилегающей к жилому массиву с.. .. составляет общей площадью около 2000 кв.м. (40 м. на 50 м.). Свалка ТБО образовалась в результате жизнедеятельности жителей с. Бессоновка. Администрация Бессоновского сельсовета Бессоновского района действенных мер по ликвидации несанкционированной свалки не предпринимает. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки прокуратуры Бессоновского района, проведенной с участием должностных лиц управления Роспотребнадзора от чч.мм.2010 г. Дальнейшее бездействие со стороны администрации Бессоновского сельсовета создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью людей, нарушает права неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просил признать незаконным бездействие администрации Бессоновского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по организации своевременного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Обязать администрацию Бессоновского сельсовета организовать выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки ТБО в районе жилого массива с.. .. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенному в заявлении. Представитель ответчика по иску Росприроднадзора и прокурора Бессоновского района Пензенской области - администрации Бессоновского сельсовета Кондрашова Л.В., действующая по доверенности от чч.мм.08 года, иски не признала, пояснила, что вины администрации Бессоновского сельсовета в возникновении несанкционированной свалки в районе улиц. .. не имеется. Администрацией созданы все необходимые условия для вывода твердых бытовых отходов, скапливающихся у населения муниципального образования. Заключены договоры с перевозчиками. В определенный день автомашины проезжают по улицам и собирают выставленный жильцами около проезжей части упакованный мусор. Созданная свалка находится в непосредственной близости от других населенных пунктов - с. Полеологово, с. Грабово. Возможно, что на свалку привозится мусор из этих сел. При отсутствии вины администрации на нее не может быть возложена обязанность по сбору и вывозу ТБО со свалки. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, на земельном участке площадью 40 х 50 метров размещена несанкционированная свалка отходов ТБО. Свалка состоит из бутылок ПЭТ, консервных банок, стекла, картона, отходов древесины (4-5 класс опасности отходов). Указанная свалка организована около 7 лет назад. Первоначально отходы складировались в котлован. На момент проведения проверки котлован полностью заполнен. На всей территории свалки имеются горения... ... Данный земельный участок расположен на территории Бессоновского сельского совета. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Нормами ст.ст.4, 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации. В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 34 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация. В соответствии ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Исходя из предоставленной информации администрацией Бессоновского района на территории Бессоновского района расположено 62 площадки для временного размещения ТБО. Вывоз ТБО осуществляется пятью организациями на полигон города Пенза. При таких обстоятельствах деятельность администрации Бессоновского района Пензенской области по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нельзя признать незаконным бездействием. Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с пунктом 18 ст. 6 Устава Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии п. 1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5.08.1988 г. № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов их жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Исходя из вышеперечисленного суд приходит к выводу о том, что администрацией Бессоновского сельского совета требования Конституции РФ и вышеназванных законов нормативно-правовых актов не исполняются. В результате несанкционированной свалкой мусора в черте населенного пункта загрязняется окружающая среда, ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории, прилегающей к жилому массиву с. Бессоновка (ул. Б.Колояр, ул. Геологическая) Бессоновского сельского совета, чем создается опасность причинения вреда здоровью населения. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично, иск прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить: признать незаконным бездействие администрации Бессоновского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по организации своевременного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в районе жилого массива с. Бессоновка (улицы Большой Колояр и Геологическая). В удовлетворении остальной части иска Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц отказать. Взыскать с администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области госпошлину в доход государства в размере 400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня изготовления текста мотивированного решения Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2010 года. Судья Т.И. Семисаженова