Решение по делу № 2-995/2010



Дело № 2-995/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                         

с. Бессоновка                                                               22 ноября 2010 года

Бессоновский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи                              Богомоловой Н.К.,

при секретаре                                                                           Миновой Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Пензенской области (Управление Роспотребнадзора по Пензенской области) к администрации Вазерского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о признании бездействия противоправным и о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором ссылается на следующие обстоятельства:

ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Бессоновском, Иссинском, Лунинском, Пензенском, Шемышейском районах была проведена плановая проверка в отношении муниципального образования администрации Вазерского сельсовета Бессоновского района. При проведении проверки было установлено, что в черте населенного пункта <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная юго-западнее окраины <адрес> в овраге площадью 600 кв.м. Система санитарной очистки и уборки <адрес> не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание твердых бытовых отходов.

Администрации Вазерского сельсовета Бессоновского района было выдано предписание № ххх от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений. Срок устранения свалки был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за исполнение предписания была возложена на главу администрации Вазерского сельсовета. При проведении внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что законное предписание № ххх от ДД.ММ.ГГГГ выполнено не было. В отношении главы администрации Вазерского сельсовета Бессоновского района был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено в связи с малозначительностью. ДД.ММ.ГГГГ было выдано повторное предписание с целью устранения выявленных нарушений, был предоставлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой проверки установлено, что повторное предписание также не выполнено.

Истец просит суд признать противоправным бездействие администрации Вазерского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в отношении неопределенного круга лиц по нарушению прав на благоприятную природную среду, обязать администрацию Вазерского сельсовета ликвидировать несанкционированную свалку в черте населенного пункта <адрес>, расположенную юго-западнее окраины <адрес> в овраге площадью 600 кв.м, обязать ответчика довести до сведения граждан решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу, опубликовав его в газете «Наша газета».

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Беляева И.А., действующая на основании доверенности № ххх от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования, полностью подтвердила изложенные в иске обстоятельства. Просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Вазерского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в судебном заседании пояснил, что действительно выявленные нарушения имели место. В срок, предписанный администрации Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, свалка устранена не была из-за отсутствия в бюджете достаточного количества денежных средств. В настоящее время свалка в основном ликвидирована, многие жители частного сектора заключили договоры с ПК «<данные изъяты>» на централизованный вывоз твердых бытовых отходов. В многоквартирных домах на <адрес> уборка отходов производится также на основании договора со специализированной организацией. Просил предоставить разумный срок в пределах трех месяцев для изыскания денежных средств для решения вопроса о ликвидации свалки. Пояснил, что как только появится финансовая возможность у администрации сельсовета, свалка будет полностью ликвидирована.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценив все в совокупности суд приходит к нижеследующему:

В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В Уставе Вазерского сельсовета также закреплено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ (ст. 4; 21; 44 указанного Закона).

Статья 3 ФЗ РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

В ст. 34 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что исполнительно-распорядительным органов муниципального образования является администрация.

Статьей 46 ГПК РФ, а также ст. 51 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращаться в суды с заявлениями в защиту прав неопределенного круга лиц.

Из Акта проверки № ххх от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9) усматривается, что на основании Распоряжения № ххх от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> была проведена проверка администрации Вазерского сельсовета <адрес>. Было установлено, что в черте населенного пункта выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 600 кв.м., расположенная юго-западнее окраины <адрес>.

Предписанием № ххх от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11) территориальный отдел Роспотребнадзора по <адрес> в Бессоновском, Шемышейском, Лунинском, Иссинском, Пензенском районах установил срок для ликвидации несанкционированной свалки в черте населенного пункта с. <адрес> площадью 600 кв.м, расположенную юго-западнее окраины <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту внеплановой проверкой ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что предписание № ххх от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено (акт проверки № ххх от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 12). За невыполнение данного предписания на главу администрации Вазерского сельского совета Бессоновского района Пензенской области Б. был составлен административный протокол (л.д. 14-15). Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Бессоновского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Б. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ было прекращено за малозначительностью, Б. было постановлено объявить устное замечание.

Предписание № ххх от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 600 кв.м., расположенной юго-западнее окраины <адрес> в овраге, также не было выполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что установлено актом проверки № ххх от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21). На главу администрации Вазерского сельсовета Б. составлен был протокол № ххх об административном правонарушении, предусмотренном ч. с1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 22-23).

Таким образом, все вышеуказанное свидетельствует о противоправном бездействии администрации Вазерского сельсовета в отношении неопределенного круга лиц по нарушению прав на благоприятную природную среду.

Согласно информационному письму ПК «<данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с жителями <адрес> заключено 124 договора на вывоз твердых бытовых отходов.

Из пояснений главы администрации Вазерского сельсовета следует, что в настоящее время денежные средства в бюджете муниципального образования на устранение свалки отсутствует, однако это не освобождает администрацию Вазерского сельсовета и главу администрации как должностного лица от выполнения требований закона.

В населенном пункте - <адрес> Вазерского сельсовета Бессоновского района Пензенской области уже более одного года в специально не отведенном для этого месте находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 600 кв.м. Администрацией Вазерского сельсовета Бессоновского района Пензенской области не выполняются вышеуказанные требования Конституции РФ и федеральных законов. В результате чего в населенном пункте ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселений Вазерского сельсовета.

Исковые требования подлежат удовлетворению. Суд полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть устранены в разумный срок - в течение 3 месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Пензенской области удовлетворить.

Признать противоправными бездействия администрации Вазерского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в отношении неопределенного круга лиц по нарушению прав на благоприятную природную среду.

Возложить на администрацию Вазерского сельского совета Бессоновского района Пензенской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов площадью 600 кв.м, расположенную юго-западнее окраины <адрес> в овраге, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию Вазерского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать решение в газете «Наша газета».

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                          Н.К. Богомолова