Решение по делу № 2-927/2010



Дело № 2 - 927/09                                 Р Е Ш Е Н И Е                                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ22 ноября 2010 года                                                            Бессоновский районный суд Пензенской области В составе председательствующего судьи Семисаженовой Т.И.При секретаре Назаровой К.С.Рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Бессоновка

гражданское дело по иску Якушкина В.А. к Павленко П.П. о переносе фундамента, об устранении препятствий в пользовании забором

    У С Т А Н О В И Л:

    Якушкин В.А. обратился в суд с вышеназванным иском.

    В судебном заседании истец пояснил, что является собственником дома и земельного участка, расположенных в <адрес>. Ответчица - собственница соседнего дома и земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Павленко П.П. начала строительство нового дома вокруг существующего, причем возводит фундамент в 10-15 см от его забора, огораживающего скотный двор. Он неоднократно просил ответчицу прекратить строительство нового дома, однако строительство продолжилось. Кроме того, Павленко П.П. в ходе строительных работ демонтировала половину своего забора, который положила на его забор, отчего он начал падать.

    Считает, что Павленко своими действиями нарушает его права, т.к. в случае падения забора его скотный двор останется не огороженным. Также он не может производить ремонт забора, поскольку из-за возведенного фундамента доступа к забору не имеется.

    Строительство дома ведется с нарушением п. 5.3.4 Санитарных правил 30-102-99, который предусматривает, что расстояние до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условия должно быть не менее 3 метров.

    Считает, что ответчицей нарушены противопожарные нормы, а именно, п.2.12* СниП 2.07.01-89*, согласно которого расстояние между жилыми домами должно быть не менее 10 м.

    Также пояснил, что несколько лет назад между его скотным двором и задней стеной дома ответчицы имелась земля общего пользования - проход. Ширина этого прохода была небольшая, примерно, 50 см, было неудобно подходить ремонтировать забор. Четыре года назад он перенес забор в сторону своего участка, и ширина прохода стала составлять примерно, 1 м. Павленко же без законных оснований возвела фундамент нового дома на земле общего пользования, лишив его тем самым возможности свободно подойти к забору.

    Якушкин В.А. уточнил свои требования, и просил обязать ответчицу Павленко П.П. перенести возведенный фундамент, проходящий по задней стене дома ответчицы, параллельно улицы <адрес>, на расстояние 1,5 м на территорию ее земельного участка и устранить препятствия в пользовании забором путем обеспечения доступа для ремонта части забора, проходящего вдоль задней стены дома ответчицы.

    Ответчица Павленко П.П. в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явилась. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчица присутствовала, иск не признала, пояснила, что купила дом у Ч. ДД.ММ.ГГГГ при помощи посредника. Сзади ее дома забора, огораживающего скотный двор Якушкина, не было. Там была свободная территория, именно, поэтому они и начали делать фундамент на этом участке. Фундамент почти вплотную примыкает к ее старому дому. Как только начали рыть траншею под фундамент, Якушкин сразу огородил забором скотный двор, утверждая, что забор стоял несколько лет. Пояснила, что прав Якушкина она не нарушила, т.к. строит на своем участке, практически по стенам старого дома.

    Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, специалистов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

    В судебном заседании установлено, что на основании постановления Главы Бессоновской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Якушкину В.А. выдано свидетельство о праве собственности на землю серия . Свидетельство содержит сведения о земельном участке: участок площадью 0,19 га расположен по адресу <адрес>. К свидетельству приложен чертеж земельного участка, с указанием размеров и описанием смежеств. В чертеже имеется запись, что он изготовлен на основании обмеров, выполненных в натуре землеустроителем Х.. Чертеж утвержден председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству В..

    Право собственности истца на указанный земельный участок и дом, расположенные по адресу <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано, что подтверждается сообщением Бессоновского отдела Управления Россреестра по Пензенской области.

    Павленко П.П. является собственницей дома и земельного участка площадью 3075 кв.м, расположенных по адресу <адрес>. Право собственности ответчицы зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.30-31). Из дела правоустанавливающих документов следует, что земельный участок передан в собственность предыдущему владельцу - К. на основании постановления Главы администрации Бессоновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. Участок поставлен на кадастровый учет и имеется его описание с планом, утвержденным председателем Бессоновского комитета по земельным ресурсам и землеустройству В.

    Истец пояснил, что межевание своего земельного участка он не проводил, ответчица Павленко П.П. пояснила, что межевание ее земельного участка приостановлено в связи с возникшим спором.

    Истец Якушкин В.А. считает, что ответчицей нарушены его права, как собственника дома и земельного участка, поскольку Павленко П.П. при возведении нового фундамента не соблюдено расстояние, предусмотренное санитарными, противопожарными, строительными нормами и правилами, в частности, считает, что фундамент должен располагаться на расстоянии 1,5 м от его забора, огораживающего скотный двор.

    Действительно, согласно п. 5.3.4 Свода правил по проектированию и строительству. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства, принятого постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3 м с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м.

    Допрошенный в судебном заседании помощник санитарного врача «Центра гигиены и эпидемиологии в Пензенской области в Бессоновском, Иссинском, Лунинском, Пензенском, Шемышейском районах» А. пояснил, что им в выездном судебном заседании в целях установления соответствия (несоответствия) застройки санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»; СанПиН 2.1.4.1 1 10-02 «Зоны сани гарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» был произведен осмотр дома по ул. <адрес>. Осмотром установлено, что на соседних земельных участках расположены 2 индивидуальных жилых дома, соотвественно, дом (срубовое о строение) и дом (сблокированная постройка, совмещаются кирпичный дом с хозяйственными постройками).

    Дом размещен с южной стороны по отношению к дому . Кроме того, северо-западный угол дома <адрес> практически напротив юго-восточного угла дома .

    С целью улучшения жилищных условий жителями дома с наружной стороны вокруг дома выполнен фундамент и цоколь планируемого жилого строения. Фундамент -ленточный бетонный, цоколь кирпичный. Оба конструктивных элемента выполнены из материалов, разрешенных для строительства жилья.

    Расстояние между фундаментом дома и вновь возведенным фундаментом дома - 7,3 м. Подобное размещение и ориентация соседних домов (в т.ч. планируемого жилого строения на возведенном фундаменте) не оказывают негативного влияния друг на друга. Поскольку общая граница между соседними домовладениями представлена ломаной линией, которая частично проходит вдоль восточной стены дома , возведенный фундамент и цоколь <адрес> оказались размещёнными впритык к деревянному забору жителей дома .

    Деревянные заборы жителей соседних домов на значительном расстоянии вдоль и между домовладениями прогнили, покосились, имеют разрушенные прогалы. Фактически оба забора соседних жителей подлежат полной замене.

    Часть территории домовладения , размещённая северо-восточнее от <адрес>, также ограждена деревянным забором и используется жителями для выпаса домашней птицы.

    Размещение возведённого фундамента и цоколя дома (равно и возведённогонаних планируемого жилого строения) по отношению к выгульной площадке санитарными правилами и нормами (СанПиН) не нормируется (данное расстояние нормируется с точность до наоборот- от жилого дома до выгульной площадки). Размещение фундамента и цоколя по отношению к соседнему забору СанПиН также не нормируют. Данный нормативный разрыв нормируют строительные нормы и правила (СНиП), что вызвано необходимостью оштукатуривания фундамента и устройства вокруг него отмостки (с целью недопущения намокания фундамента и стен для предотвращения возможною их разрушения). Проведение данных работ затрудняет наличие соседнего забора. Размещение фундамента и цоколя дома обслуживанию соседнего забора не препятствует поскольку к забору на всём протяжении имеется подход со стороны выгульной площадки для птицы домовладения .

    Фундамент и цоколь дома с какими-либо постройками, размещёнными на территории домовладения , не граничат, обслуживанию соседних построек не препятствуют.

    Фундамент и поколь дома находятся вне санитарно-защитной полосы магистрального водопровода (фактически далее 30 м при нормативе в 10 м).

    Фундамент и цоколь дома (равно планируемое на них жилое строение) фактически не являются источниками воздействия на среду обитания, а также на здоровье жителей соседнего дома.

    Таким образом, доводы истца о нарушении ответчицей п. 5.3.4 Свода правил по проектированию и строительству. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства, принятого постановлением Госстроя РФ от 30.12.99 года № 94, является несостоятельной, поскольку у Якушкина В.А. имеется возможность обслуживания забора со стороны скотного двора, кроме того, действующие нормативы не регламентируют расстояние от забора до жилого дома.

    В соответствии с п 2.12* Строительных норм и правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (СниП 2.07.01-89*, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.89 года № 78) расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п. 9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП II-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном Приложении 1 (противопожарные требования).

    Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2 - 3 этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа - не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. Указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности, если обеспечивается непросматриваемость жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

    Суд считает, что часть 2 пункта 2.12* в данном случае не применима, поскольку она регламентирует расстояния между длинными сторонами жилых зданий высотой 2 - 3 этажа, в данном же случае строения сторон одноэтажные.

    Пункт 5.3.4 Свода правил по проектированию и строительству. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства устанавливает расстояние от спорного объекта до границы соседнего участка.

    Согласно ст. 16 ФЗ-221 от 24.07.07 года «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

    В соответствии со ст. 7 ФЗ-221 от 24.07.07 года «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

    Земельный участок истца поставлен на кадастровый учет (л.д.10) 22.09.03 года. В кадастровом паспорте на земельный участок в графе «Особые отметки» указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

    В соответствии со ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

    Согласно п. 9 Инструкции по межеванию земель, утвержденной комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.96 года, Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

    После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

    Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

    В судебном заседании бесспорно установлено, что границы земельного участка по <адрес> в <адрес>, как того требует действующее законодательство, не установлены. Границы земельного участка, обозначенные в чертеже к свидетельству о праве собственности на землю, выданному истцу в ДД.ММ.ГГГГ серия , суд не принимает как доказательство, поскольку они установлены не в соответствии с требованиями закона, что подтвердил в судебном заседании свидетель В., работавший ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Бессоновского района. В. пояснил, что данные чертежи изготавливались без выхода на место, копировались землеустроителями из технического паспорта на дом.

    Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что истцом Якушкиным В.А. не доказан факт нарушения ответчицей его прав, поскольку граница земельного участка истца не установлена, его доводы о ведении Павленко П.П. строительства с нарушением действующих норм и правил, не состоятельны.

    Согласно примечания* к п.2.12* СниП 2.07.01-89*, в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м; а расстояние до сарая для скота и птицы - в соответствии с п. 2.19* настоящих норм. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.

    В выездном судебном заседании установлено, что расстояние между домами сторон составляет более 6 м.

    Истец Якушкин В.А. ссылался на то, что в соответствии с Приложением 1 Строительных норм и правил СниП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденными постановлением Госстроя СССР № 78 от 16.05.89 года, расстояние согласно противопожарным требованиям от дома Павленко П.П. должно составлять не менее 15 м.

    Допрошенный в судебном заседании старший инспектор отдела пожарного надзора Бессоновского района С. показал, что в настоящее время определить, будут ли нарушены ответчиками противопожарные нормы в результате возведения дома, не представляется возможным, поскольку неизвестно, из какого материалы будет возведен дом. Кроме того, если крыша будет возведена из негорючего материалы, стены из кирпича или бетона, а также в стене, выходящей на сторону истца не будет оконных и дверных проемов, то противопожарное расстояние может быть сокращено до 6 м.     

    Специалист Г. - эксперт по вопросам архитектуры администрации Бессоновского района, показала, что примерно, ДД.ММ.ГГГГ выезжала на <адрес> по жалобе Якушкина В.А. на незаконное строительство дома Павленко П.П. В своей жалобе Якушкин В.А. ссылался на то, что траншея под фундамент вырыта Павленко на земле общего пользования. Однако проверить доводы жалобы не представилось возможным, поскольку границы между земельными участками в установленном законом порядке не определены. Также Якушкин устно ссылался на то, что у него не будет возможности обслуживать забор. Однако строительными нормативами не установлен метраж, необходимый для ремонта забора с внешней стороны.

    Свидетель И., осуществлявшая посреднические услуги по продаже дома Павленко П.П., не могла дать пояснения по существу спора, в частности, по наличию забора, огораживающего скотный двор истца, из-за прошествия большого промежутка времени.

    Показания свидетелей П., Ф., Ш., Я., Н. не имеют юридического значения для разрешения спора, поскольку они касались только того, что Якушкин В.А. при ремонте забора, огораживающего скотный двор, несколько лет назад перенес забор порядка 50 см в сторону своего земельного участка, расширив тем самым проход между скотным двором и домом ответчицы.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении иска Якушкина В.А. к Павленко П.П. о переносе фундамента, об устранении препятствий в пользовании забором отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня изготовления текста мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено 29.11.10 года.

Судья                                                                                              Т.И. Семисаженова