Решение по делу № 2-1068/2010



дело № 2-1068(10)                                     Р Е Ш Е Н И Е                               

                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 08 » декабря 2010 года                                                           с. Бессоновка

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи                              Паниной Л.Б.

при секретаре                Лукониной Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябовой И.В. к ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочную трудовую пенсию и о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью,

                                  У С Т А Н О В И Л :

Рябова И.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в <данные изъяты> больнице.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 от 17.12.2001 года, досрочная трудовая пенсия назначается по достижении возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях в сельской местности.

Она проработала в <данные изъяты> более 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Однако, решением ГУ УПФР по Бессоновскому району в удовлетворении её заявления было отказано.

Из протокола № ххх от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ей отказано в назначении пенсии по той причине, что в стаж работы, дающий право на назначение вышеуказанной пенсии не засчитаны следующие периоды работы в качестве медицинской участковой сестры : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, так как в указанные периоды она находилась на курсах повышения квалификации.

Считает, что решение ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району от ДД.ММ.ГГГГ № ххх об отказе в назначении досрочной пенсии по старости является незаконным и необоснованным и периоды, когда она находилась на курсах повышения квалификации, должны быть включены в специальный стаж, поскольку она продолжала исполнять обязанности медицинской сестры.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды взносов в ПФ РФ.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотренонастоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стажвключаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в периоды нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Статьей 112 КЗоТ РФ, установлено, что при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от производства, за ним сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработанная плата по основному месту работы. По этим основаниям период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработанной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ГУ УПФР. Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Обучение на данных курсах осуществлялось на основании приказа работодателя, и отказ от прохождения данных курсов мог служитьоснованием к отстранению от работы.

Просила суд признать незаконным и отменить решение заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району № ххх от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы: в <данные изъяты> в качестве участковой медицинской сестры : с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии в связи слечебной деятельностью, и обязать ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в ГУ УПФ РФ ДД.ММ.ГГГГ

        В судебном заседании истец Рябова И. В. на иске настаивает и подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

    Представитель ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Лукьянова Н.А., действующая на основании доверенности № ххх от ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласна и суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Рябова И.В. обратилась в ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Изучив представленные ей документы, комиссия пришла к выводу, что в специальный стаж Рябовой И.В. не подлежат зачету периоды работы в <данные изъяты> в качестве медицинской сестры участковой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, так как в указанные сроки она находилась на курсах повышения квалификации.

Остальные периоды работы, заявленные Рябовой И.В., подлежат зачету в её специальный стаж как медицинского работника, работавшего в сельской местности. Специальный стаж Рябовой И.В. на момент обращения в ГУ УПФ РФ составил 24 года 05 мес. 26 дней. Поэтому оснований для назначения пенсии не имеется. На этом основании Рябовой И.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, о чем было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 11 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях», досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской и поселковой местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, независимо от их возраста.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07. 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости период нахождения на курсах повышения квалификации не указан. Поэтому оснований для включения этих периодов специальный трудовой стаж Рябовой И.В. не имеется. Рябова И.В. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ. Досрочная трудовая пенсия Рябовой И.В. может быть назначена только по мере доработки стажа на соответствующих видах работ до 25 лет или до достижения ей возраста 55 лет.

       Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

        В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.      

      Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

      В соответствии со ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, осуществление прав охватывает и реализацию права на защиту.

    Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины-возраста 55 лет.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    В судебном заседании установлено, что Рябова И.В. осуществляла лечебную деятельность в качестве медицинской сестры в терапевтическом отделении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в качестве медицинской сестры участковой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Лечебную деятельность она осуществляла в сельской местности.

Согласно справки, уточняющей занятость, Рябова И.В. находилась на курсах повышения квалификации в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год( л.д. 17).

Суд считает необоснованным исключение из специального стажа Рябовой И.В. вышеуказанных периодов нахождения её на курсах повышения квалификации

по следующим основаниям.

В соответствии с п. 21 Рекомендации Международной организации труда от 24 июня 1974 года № 9148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы, в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких положений, которые соответствуют национальной политике.

Основами Законодательства Союза ССР и союзных республик КЗоТ РСФСР (глава 4 «Рабочее время» и глава 13 «Льготы для рабочих и служащих, совмещающих труд с обучением»), работниками, совмещающим труд с обучением, работающим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились неполное рабочее время.

В силу п. 5 ст. 68 КЗоТ РСФСР ежегодные дополнительные отпуска предоставлялись, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством.

Исходя из смысла норм Положения «О льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях», утвержденного Постановлением Совмина СССР № 1116 от 24.12.1982 года, следовало, что лицам, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, предоставлялся именно дополнительный оплачиваемый отпуск на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.

Согласно п.1 ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от организационно- правовых форм по заочной или очно- заочной( вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением заработка.

Ст.187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Сохранение заработка является условием для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, совокупность действующих на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нормативных актов свидетельствует о том, что курсы повышения квалификации предоставлялись работникам с сохранением заработной платы, из них производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Согласно справки <данные изъяты>, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за Рябовой И.В. сохранялась заработная плата, место работы и должность (л.д.12, 16 ).

      

    Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, и Разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года за № 5, предусмотрено включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

    Учитывая, что отпуска, предоставляемые истице для прохождения курсов повышения квалификации, являлись дополнительным оплачиваемыми отпусками, облагаемыми взносами в Пенсионный фонд РФ, указанные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год подлежат включению в специальный стаж Рябовой И.В., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии - в календарном исчислении.

Руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что на ДД.ММ.ГГГГ у Рябовой И.В. имелся необходимый стаж работы в связи с лечебной деятельностью для назначения досрочной трудовой пенсии, который составил более 25 лет.

Таким образом, решение комиссии № ххх от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Рябовой И.В. является необоснованным и подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                              Р Е Ш И Л :

        Исковые требования Рябовой И.В. к ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочную трудовую пенсию и о назначении досрочной трудовой пенсиисвязи с лечебной деятельностью удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району № ххх от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью Рябовой И.В. периоды её нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

           Признать за Рябовой И.В. право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью и обязать ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области назначить Рябовой И.В. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области госпошлину в доход государства в сумме 200 ( двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение 10 дней.

                                   

                    Судья :                           Л.Б. Панина