Решение по делу № 2-208/2011



                                                                                                                                   Дело 2- 208/2010

                                                                        РЕШЕНИЕ                                                               

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Бессоновка                                                                                                           14 февраля 2011 года

       Бессоновский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Дементьевой В.Б.,

при секретаре Михотиной И.Ф.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ревина Н.А. к ГУ Управление пенсионного фонда по Бессоновскому району об установлении факта работы на загрязненной территории, отмене решения об отказе в назначении пенсии, признании права на пенсию в связи с работой на загрязненной территории, и о ее назначении досрочно,

УСТАНОВИЛ:

        Ревин Н.А. обратился в ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости досрочно с уменьшением возраста в связи с работой на загрязненной территории.

        Решением комиссии по назначению и выплате пенсии ГУ УПФР по Бессоновскому району        от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии по старости с 57 лет за проживание на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В обоснование отказа было указано то, что подтвердить факт работы Ревина на загрязненной территории с 1986 года по 1998 год не представляется возможным вследствие того, что согласно справке Бессоновского районного архива в документах архивного фонда совхоза <данные изъяты> за 1986 год. Ревин значится в отделении <данные изъяты>, с 1987 года по 1992 год в отделении животноводство, с 1993 года по 1994 год в цехе №2, место их расположения не указано.

        Будучи не согласным с данным отказом, Ревин Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска ссылается на следующие обстоятельства: с 1985 года он был принят на работу трактористом в совхоз <данные изъяты> где проработал до 2001 года. В 1999 году совхоз был переименован в <данные изъяты> Хотя он и проживает в с.<адрес> где находилось отделение совхоза <данные изъяты> фактически он работал постоянно на полях совхоза, расположенных в зоне радиоактивного загрязнения - в с. <адрес> и с. <адрес>. Все свое рабочее время он был занят на этих полях - вспахивал их, проводил культивацию, занимался посевом, убирал урожай, косил сено, заготавливал корма.

      В судебном заседании Ревин Н.А. поддержал свое заявление, в уточнении исковых требований просил установить факт его работы в совхозе <данные изъяты> на полях, расположенных в с. <адрес> и с. <адрес>, расположенных в зоне радиоактивного загрязнения с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года, отменить как незаконное решение об отказе ему в назначении пенсии, признать за ним право на получение пенсии на льготных условиях и обязать ответчика назначить ему пенсию досрочно. Дополнительно суду пояснил, что согласно приказу и записи в трудовой книжке он был принят и работал трактористом совхоза <данные изъяты> и закреплен за <данные изъяты> отделением совхоза, а затем в цехе №2, где велся учет его работы, и начислялась заработная плата. Наряды на работу выдавались в общем по совхозу, а не по конкретному отделению. Основной его работой была обработка полей - вспашка, культивация, посев, сбор урожая, сенокос, заготовка кормов для животноводческих ферм совхоза. Для этого за ним был закреплен колесный трактор МТЗ-80. Обрабатываемые им поля располагались лишь небольшой частью в с. <адрес> и возле нее, в основном все земли совхоза, а в последующем <данные изъяты> находились в районе с. <адрес> и с. <адрес>, относящихся к зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поэтому все основное время работы он работал на загрязненной территории. В зимнее время при отсутствии работ в поле работал по снегозадержанию на полях, вывозил с полей заготовленное сено на животноводческие фермы, привлекался к работе по кормлению, уборке помещений ферм и птицеводческих цехов, которые в основном находились в с.<адрес> Зимой пользовался дизельным трактором. Занимался ремонтом техники и подготовкой ее к весенним работам в с.<адрес>, так как цех №2 находился именно там. Фермы также в основном располагались в с. <адрес> Летом всю скотину вообще вывозили на летнее содержание в с. <адрес>. Каких-либо простоев в работе не было, наоборот, трактористов не хватало. Рабочий день во время уборочно-посевных работ начинался с 6 часов утра и заканчивался, как стемнеет. В обычное время были заняты на работе с 8 до 17 часов. В самом селе <адрес> в течение рабочего дня он практически не бывал. Вместе с ним в одной бригаде работал ФИО8, которому пенсия на этих же условиях назначена по решению суда.

     Представитель ответчика по доверенности Лукьянова Н.В. иск не признала и пояснила, что льгота по уходу на пенсию с уменьшением возраста в соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставляется лицам, постоянно проживающим или работающим на момент обращения за пенсией в населенных пунктах, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, утвержденных Правительством РФ от 18.12.1997. С. <адрес> в этот перечень не входит, поэтому Ревину не может быть назначена пенсия с уменьшением возраста. По результатам документальной проверки было установлено, что, хотя истец и был принят трактористом совхоза, по расчетно-платежным ведомостям за 1986 год он значился в <данные изъяты> отделении, за 1987-1992 годы значился в отделении «животноводство», с 1993 года по 1994 год начисление ему заработной платы проходило по цеху № 2. Данных, в каком населенном пункте находились отделение животноводства и цех № 2, архивные документы не содержат. Выплат за работу в Чернобыльской зоне ему не производилось. Где располагались поля совхоза <данные изъяты> их площади, не выяснялось, документы в этой части не истребовались и не проверялись.

     Свидетель ФИО5 суду показал, что с 1978 по 2004 годы работал в совхозе <данные изъяты> переименованном в 1999 году в МУП. С 1986 по 1998 год был агрономом <данные изъяты> отделения, занимался растениеводством, заготовкой кормов. При отделении числилась тракторная бригада, в составе которой работал истец. Работа трактористов заключалась в осуществлении работы на полях. Они пахали, культивировали, делали снегозадержание, сеяли, убирали урожай, косили и убирали сено. Помимо этого трактористы обслуживали животноводческий комплекс - подвозили корма, сено из полей, убирали помещения, для чего существовали специальные приспособления к тракторам. В поле работали с утра до ночи. В совхозе имелось два отделения - <данные изъяты> и <данные изъяты>. В каждом имелось по тракторной бригаде. Но несмотря на это, трактористы никогда не работали по своим отделениям. Им выдавались наряды на работу в общем по совхозу. Особенно в периоды посева, уборки, сенокоса, других полевых работ (вспашка, культивирование) все трактора направляли выполнять эти работы по массивам. Сначала обрабатывалось одно поле, потом другое, и так далее, независимо от места его нахождения. В основном все земли совхоза располагались в селах <данные изъяты> и <данные изъяты>, вошедшим в список загрязненных территорий. Именно там выполнял свою работу Ревин Н.А. Дополнительно пояснил, что как агроному, ему известно, что всего в МУП было пахотной земли около 8 000 га, и только 300 га земли образовывали поля в <данные изъяты>. Вся остальная земля была в <адрес> и <адрес> В <адрес> поля тянулись на 14-15 км. В зимнее время Ревин Н.А. как и другие трактористы возили из полей в <адрес> сено на фермы, занимались ремонтом техники в <адрес>. Цех № 2 находился в <адрес>. После катастрофы на Чернобыльской АЭС в полях производились замеры радиации, она была одинакова и в <адрес> и в <адрес> В связи с этим работники <данные изъяты> отделения поднимали вопрос о выплате им пособия за вредность, обращались в вышестоящие инстанции, но <адрес> так и не включили в список загрязненной территории. Расстояние от <адрес> до <адрес> менее километра, а до <адрес> - полтора км. Все земли фактически в полях были загрязнены одинаково.

    Свидетель ФИО6 суду показал, что с 1985 по 2001 год работал трактористом вместе с истцом. Они были закреплены за <данные изъяты> отделением совхоза, где числились, и им начисляли зарплату. Там был учетчик, который учитывал их работу. Наряды и путевые листы на конкретные работы им выдавались в общем по совхозу. В основном наряды трактористам выдавались на работу в полях по их обработке, пахоте, уборке и прочие. Все поля обрабатывали вместе и трактористы <данные изъяты> отделения и трактористы их отделения. Их всех делили на звенья и направляли на работу по массивам. Технику не разбрасывали, вся техника работала кучно сначала на одном поле, потом на другом. Поля располагались в <адрес>, <адрес> и немного в <адрес>. Они работали на всех полях.

    Свидетель ФИО7 суду показал, что работал трактористом вместе с истцом. Числились они в <данные изъяты> отделении. А фактически работали по всему совхозу согласно нарядам. Больше всего полей обрабатывали в <адрес> и <адрес>. На поля в <адрес> затрачивалось немного времени.

      Свидетель ФИО8 суду пояснил, что с 1979 по 2004 год он работал в совхозе «<данные изъяты>» в качестве тракториста в одной бригаде с истцом. Они были закреплены по документам за <данные изъяты> отделением, где на них составлялась платежная ведомость и производился учет работы. Фактически они работали круглый год, куда направят - по всей территории совхоза. В основном работали на полях в с. <адрес> и с. <адрес> Обработка небольшого количества земли возле с. <адрес> занимала незначительное время, тем более, что в полях работали одновременно трактора всех отделений, чтобы побыстрее управиться с работой на одном поле и перейти на другое. Они пахали, сеяли, убирали урожай, культивировали землю, выполняли любую другую работу, на которую выдавался наряд. Наряды были общие по хозяйству, а не по конкретному отделению. Животноводческие фермы и птицеводческие цеха располагались в с. <адрес> Там они работали по обеспечению скотины и птицы кормами.

    Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования Ревина Н.А. подлежащими удовлетворению по

следующим основаниям:

    Согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст.13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

    В соответствии со ст.13 ч.1 п.8 вышеуказанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
    Ревин Н.А. просит установить факт его работы в совхозе «<данные изъяты>» на полях, расположенных на загрязненной территории в юридически значимый для него период, необходимый для назначения досрочной пенсии, а именно с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года.

    Как следует из представленных суду документов, в указанный период времени Ревин Н.А. работал трактористом совхоза «<данные изъяты>» (в настоящее время - МУП «<данные изъяты>»), что подтверждается записью о работе в его трудовой книжке (л.д. 6-10). Его деятельность как тракториста была связана с осуществлением работ на полях совхоза.

     В указанный период времени земли совхоза «<данные изъяты>» располагались в трех населенных пунктах: с. <адрес> с. <адрес> и с. <адрес> При этом села <адрес> и <адрес> согласно распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года с изменениями и дополнениями были включены в Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения и входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

      В связи с этим установление факта работы Ревина Н.А. на загрязненной территории на полях совхоза «<данные изъяты>» в с. <адрес> и с. <адрес> имеет для него юридическое значение, поскольку необходимо для оформления досрочной трудовой пенсии на льготных условиях с учетом его работы в зоне радиоактивного загрязнения, то есть с 57 лет. Установление данного факта возможно лишь в судебном порядке на основании исследования представленных заявителем в качестве доказательств свидетельских показаний.

     Юридически значимым для заявителя является период работы с 26 апреля 1986 года (момента катастрофы на Чернобыльской АЭС) и до 1 февраля 1998 года (исключение населенных пунктов с. <адрес> и с. <адрес> из перечня загрязненный зоны).

     В судебном заседании с достоверностью установлено, что в период с 26 апреля 1986 по 1 февраля 1998 года Ревин Н.А. работал в совхозе «<данные изъяты>» на полях с. <адрес> и с. <адрес>, расположенных в зоне с льготным социально - экономическим статусом.

     За основу своих выводов суд берет пояснения истца, которые суд признает правдивыми и объективными, подтвержденными свидетелями и письменными доказательствами. У суда нет оснований сомневаться в объективности представленных суду доказательств, поскольку они последовательно и всесторонне подтверждают друг друга, не имея противоречий.

     Из показаний свидетелей усматривается, что в период работы в совхозе «<данные изъяты>» Ревин Н.А. работал трактористом на полях в с. <адрес>, относящихся к <данные изъяты> отделению, и на полях с. <адрес>. В зимнее время работал в мастерских по ремонту и подготовке техники к весеннему севу, расположенных в с. <адрес> Кроме того, он производил подвозку из полей кормов на фермы, на места летнего содержания скота в с. <адрес>, выполнял другую порученную работу. Как следует из показаний свидетелей, фактически вся работа истца трактористом была связана с необходимостью нахождения на полях совхоза.

    У суда нет оснований сомневаться в объективности показаний свидетелей, не являющихся заинтересованными в исходе дела лицами. Их показания последовательны и не противоречат друг другу. Суду представлены копии трудовых книжек свидетелей, из которых следует, что они действительно в период с 1986 по 1998 годы работали в совхозе «<данные изъяты>» вместе с истцом.

Давая оценку доводам представителя ответчика о нахождении полей <данные изъяты> отделения совхоза «<данные изъяты>» в с. <адрес>, не входившей в перечень населенных пунктов, расположенных на загрязненной территории, суд исходит из следующего: Согласно представленным Управлением Росреестра сведениям в период с 1987 по 1997 год в совхозе «<данные изъяты>» имелось земель от 7 865 до 5 766 га. ИЗ показаний свидетеля ФИО5, работавшего агрономом и занимавшегося непосредственно землей, усматривается, что основные поля были в <адрес> и <адрес>. В с. <адрес> находилось лишь 300 га совхозной земли, что составляет лишь 4-5 % от общей площади полей совхоза. Данный факт дает суду основание сделать вывод о работе истца на загрязненной территории.

      Отражение в платежных ведомостях совхоза за 1987 - 1992 год факта того, что истец значился в бригадах животноводства, не опровергает вывода суда о работе Ревина в полях на загрязненной территории. Из пояснений всех допрошенных в суде лиц установлено, что как тракторист истец занимался заготовкой кормов для животноводческих ферм совхоза, подвозил корма из полей на фермы, привлекался к работе по кормлению, уборке помещений ферм, что связывало его работу с животноводством.

     Период работы Ревина Н.А. на полях в зоне с льготным социально - экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года (11 лет 9 месяцев) дает ему право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года. На момент обращения к ответчику 1. 12. 2010. с заявлением о назначении пенсии досрочно, Ревину Н.А. исполнилось 57 лет.

      При таких обстоятельствах суд считает, что отказ Ревинну Н.А. в назначении пенсии с уменьшением возраста в связи с работой на загрязненной территории является необоснованным.

      Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, суд, согласно ст. 98 ГПК РФ, взыскивает сумму госпошлины с ответчика.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

                                                               Р Е Ш И Л:

           Исковые требования Ревина Н.А. удовлетворить.

           Установить факт работы Ревина Н.А. в период времени с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года в совхозе «<данные изъяты>» Бессоновского района Пензенской области на полях с. <адрес> и с. <адрес>, расположенных в зоне с льготным социально - экономическим статусом.

          Отменить решение комиссии по назначению и выплате пенсии ГУ Управление пенсионного фонда по Бессоновскому району от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по старости с 57 лет.

       Признать за Ревиным Н.А. право на получение пенсии по старости со снижением возраста на три года в соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

      Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Бессоновскому району Пензенской области назначить Ревину Н.А. пенсию по старости в соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с момента его первоначального обращения за пенсией.

              Взыскать с государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Бессоновскому району Пензенской области госпошлину в размере 400 рублей в доход государства.

              Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

                                       Судья                                                                    В.Б. Дементьева