Решение по делу № 2-933/2011



Дело № 2-933/2011        

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2011 года

Бессоновский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Семисаженовой Т.И.,

при секретаре Полыниной Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Бессоновка

гражданское дело по иску Амяшкиной А.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Бессоновскому району о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, признании права на получение пенсии и о назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ года Амяшкина А.А. обратилась в ГУ УПФР по Бессоновскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. В подтверждение стажа лечебной деятельности она представила трудовую книжку с записями о периодах осуществления лечебной деятельности. Заявлены следующие периоды работы:

- медицинская сестра детского сада в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год;

- медицинская сестра детского сада «<данные изъяты>» в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период работы в должности медсестры дерматовенерологического кабинета.

Всего ею было заявлено стажа лечебной деятельности свыше 25 лет.

        Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Бессоновскому району от ДД.ММ.ГГГГ Амяшкиной А.А. было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемого медицинского стажа 25 лет.

В специальный стаж лечебной деятельности Амяшкиной А.А. не были включены периоды ее работы

- медицинская сестра детского сада в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год;

- медицинская сестра детского сада «<данные изъяты>» в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период работы в должности медсестры дерматовенерологического кабинета.

Будучи не согласной с данным отказом Амяшкина А.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском. Просила признать незаконным отказ ответчика включить периоды ее работы медицинской сестрой детского сада в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, медицинской сестрой детского сада «<данные изъяты>» в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в стаж ее лечебной деятельности, признать за ней право на назначение досрочной пенсии, назначив ей пенсию с учетом данной работы.

В судебном заседании истица Амяшкина А.А. свои исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенному в заявлении. Дополнительно пояснила, что работа в обоих детских садах носила сходный характер, ее рабочее место было в отдельном кабинете, она осуществляла лечебно-профилактические и диагностические работы. Работала под руководством педиатра <данные изъяты>. Следила за питанием детей, санитарным состоянием садика, витаминизацией пищи, воздухообменом и температурным режимом в помещениях, закаливанием детей, разрабатывала перспективное меню, брала пробы питания, делала прививки. Оказывала первую помощь, вела учет лекарств. Составляла месячный, квартальный и годовой отчеты по прививкам и заболеваемости.

Посещала курсы старших сестер детских садов с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год при Областной детской больнице. Лекции читал областной педиатр.

Считает, что ее работа ничем не отличалась от работы медсестры в учреждении здравоохранения.

Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - ГУ УПФР по Бессоновскому району по доверенности Иванкина Е.Н. исковые требования не признала, суду пояснила, что Амяшкина А.А. обратилась к ним за назначением ей пенсии как медицинскому работнику. При оценке ее пенсионных прав были выявлены периоды, не подлежащие зачету в специальный стаж. Так, не были зачтены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, поскольку согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в данном перечне отсутствуют. Также не были зачтены периоды работы в детском саде в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в детском саде «<данные изъяты>» в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в выслугу лет для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течении полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденном Постановлением Правительства РФ учреждение детский сад отсутствует и является образовательным учреждением, а не учреждением здравоохранения.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства и оценив все в совокупности, суд приходит к нижеследующему:

Истица не согласна с решением комиссии ГУ УПФР по Бессоновскому району об отказе в назначении ей такой пенсии из-за отсутствия достаточного стажа лечебной деятельности ввиду невключения в стаж работы времени в должности медицинской сестры детского сада в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в должности медицинской сестры детского сада «<данные изъяты>» в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период работы в должности медсестры дерматовенерологического кабинета.

В судебном заседании с достоверностью установлено, и никем из участников процесса не оспаривается факт работы истца в должности медицинской сестры детского сада в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в должности медицинской сестры детского сада «<данные изъяты>» в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что в указанные периоды работы Амяшкина А.А. имела в детском саду рабочее место медсестры, в своей работе имела и использовала медикаменты и препараты, необходимые для оказания медицинской помощи, вела медицинскую документацию. В ее обязанности входило оказание лечебно-профилактической помощи детям, что подтверждается должностной Инструкцией медсестры детского садика. Истица постоянно занималась медицинским осмотром детей, проводила им профилактические прививки, выполняла назначения и рекомендации врачей по профилактике здоровья детей, осуществляла контроль за соблюдением в садике санитарно-гигиенических норм, оздоровительно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и закаливание детей, наблюдала больных детей, вела работу по профилактике отравлений и травматизма. За основу данного вывода суд берет пояснения истца. Ответчиком не приведено доводов, опровергающих данные обстоятельства. В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что Амяшкина А.А., работая медсестрой детского сада, непосредственно занималась лечебной деятельностью, выполняя все необходимые действия, предусмотренные должностной инструкцией медицинской сестры. Данный вывод суда основан также на анализе других представленных суду доказательств. А именно копией ее трудовой книжки.

Оценивая правомерность решения ответчика об отказе включения этих периодов работы Амяшкиной А.А. медсестрой в детском саду в стаж ее лечебной деятельности, суд исходит из следующего:

       В соответствии со ст. 27 п. 1 п/п 20 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого же закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, имеющим страховой стаж не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, сельской местности, независимо от возраста.

      Согласно п. 3 ст. 28 вышеуказанного закона списки соответствующих работ, профессии, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия в связи с лечебной деятельностью, а также правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ. Такой список должностей и учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

      Отказывая истице в назначении пенсии, ответчик исходил из того, что работа в детском саду не предусмотрена этим списком. Данное решение ответчика суд находит необоснованным исходя из того, что спорный период работы Амяшкиной А.А. приходился на период до 2002 года.

      Так, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данным перечнем была предусмотрена должность «медицинская сестра» и наименование учреждения «детский сад», как подлежащие включению в специальный медицинский стаж.

       По смыслу положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагается правовая определенность и связанная с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного законодательства, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения.

При оценке установленных судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения иска Амяшкиной А.А., суд руководствуется нормами законодательства, действовавшего на момент существования спорных периодов работы, заявленных истицей к зачету в специальный медицинский стаж, поскольку дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием ущемления прав истицы в области пенсионного обеспечения. При этом суд принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Данное постановление Совета Министров СССР действовало на период приема истца на работу в детском саду в должности медсестры и утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.

В Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, действовавший до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

В связи с изложенным суд считает, что период работы истца должности медицинской сестры детского сада в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в должности медицинской сестры детского сада «<данные изъяты>» в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж, и отказ в этом ответчика является необоснованным.

Суд также признает незаконным отказ ответчика во включении в специальный стаж лечебной деятельности ответчика периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации. При этом исходит из нижеследующего:

         Не содержат запрета на включение в медицинский стаж периода нахождения работника на курсах повышения квалификации и положения п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.02 года № 516, содержащих перечень периодов отстранения от работы, которые не включаются в специальный стаж при назначении пенсии.

       Как установлено судом, Амяшкина А.А. находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего 2 месяца. Факт нахождения истицы в спорный период времени на курсах повышения квалификации подтвержден результатами проверки ГУ УПФР, не отрицается ни одним из участников судебного разбирательства.

      Во время нахождения на курсах истица в установленном законом порядке от работы не отстранялась, за ней сохранялось рабочее место, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились соответствующие отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд. Истица получала повышение квалификации по должности, по которой законом предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

     

     С учетом вывода суда о необоснованности решения комиссии по незачету в стаж лечебной деятельности Амяшкиной А.А. периодов работы в должности медицинской сестры детского сада в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в должности медицинской сестры детского сада «<данные изъяты>» в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего 8 лет 6 месяцев, а также с учетом правил исчисления срока выслуги при зачете работы в сельской местности, общий стаж лечебной деятельности истца на ДД.ММ.ГГГГ составлял более 25 лет. Принимая во внимание данное обстоятельство, решение комиссии об отказе истице в назначении трудовой пенсии досрочно из-за отсутствия требуемого по закону стажа лечебной деятельности 25 лет является незаконным.

    При таких обстоятельствах суд считает необходимым данное решение отменить, признать за Амяшкиной А.А. право на назначение пенсии досрочно, возложив на ответчика обязанность назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

     Поскольку истица освобождена от уплаты госпошлины, суд, согласно ст. 98 ГПК РФ, взыскивает сумму госпошлины с ответчика.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Амяшкиной А.А. удовлетворить частично, признать частично незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении Пенсионного Фонда РФ по Бессоновскому району от ДД.ММ.ГГГГ - в части исключения из специального стажа Амяшкиной А.А. периодов работы в должности медицинской сестры детского сада в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в должности медицинской сестры детского сада «<данные изъяты>» в колхозе им. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время нахождения на курсах повышения квалификации. Включить указанные периоды в специальный стаж Амяшкиной А.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Возложить на ответчика обязанность по назначению Амяшкиной А.А. досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня изготовления текста мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15.08.11 года.

     Судья                                                   Т.И. Семисаженова