Решение по делу № 2-1016/2011



                                                                             Дело 2-1016/ 2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Бессоновка 30 сентября 2011 года

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Дементьевой В.Б.

при секретаре Михотиной И. Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ферулевой Т.С. к Администрации Проказнинского сельского совета о признании незаконным постановления об отказе в признании нуждающейся в получении жилого помещения, признании нуждающейся в получении жилого помещения и постановке на учет нуждающихся,

У С Т А Н О В И Л:

Ферулева Т.С. является вдовой инвалида Великой отечественной войны, инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой об инвалидности и пенсионным удостоверением и вкладышем к нему, копией военного билета, копией свидетельства о регистрации брака, копией свидетельства о смерти мужа Н.П.. Данные обстоятельства суд признает бесспорными, не оспариваемыми никем из участников судебного разбирательства.

21 декабря 2010 года Ферулева Т.С. обратилась в Администрацию Проказнинского сельского совета с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилого помещения.

Постановлением Администрации от 21 декабря 2010 года ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на получение жилья. Мотивировки отказа текст постановления не содержит. В письме на имя Ферулевой Т.С. указано, как на причину отказа, на умышленное ухудшение жилищных условий с намерением получить жилье. Умышленное ухудшение жилищных условий выразилось в отказе от наследства в виде жилого дома после смерти мужа.

    Будучи не согласным с указанным постановлением, Ферулева Т.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указывает на следующие обстоятельства:

Она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. В соответствии с Законом «О ветеранах» имеет право на улучшение жилищных условий, так как своего жилья не имеет. Фактически проживает в доме, расположенном в <адрес> Данный дом принадлежит ее детям Ю.Н. и Л.Н., который они унаследовали после смерти отца Н.П., умершего 28.01.2010 года. Сама она от своей доли в наследстве после смерти мужа отказалась в пользу детей, так как в силу своего возраста и состояния здоровья не может поддерживать дом в технически исправном состоянии, производить в нем ремонт. В декабре 2010 года она обратилась в Администрацию Проказнинского сельсовета с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Однако постановлением Администрации Проказнинского сельсовета от 21.12.2010 года ей в этом было отказано.

В письме администрации было указано, что в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ей было отказано по причине того, что она с намерением приобретения право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении отказалась от принятия наследства в пользу детей и тем самым ухудшила свои жилищные условия. Считает, что ей незаконно отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Своего жилья она не имеет, проживает в доме детей, членом их семьи она не является. Причиной отказа от наследства являлось не преднамеренное ухудшение жилищных условий, а невозможность привести дом в надлежащее для проживания состояние. Дом сам по себе является ветхим, построен в 1962 году. Зимой в доме очень холодно, топить приходиться весь день до ночи. Днем ей приходится сидеть в фуфайке. Вода зимой в колодце замерзает. Она является инвалидом 2 группы, страдает сахарным диабетом, у нее немеют руки и ноги. Ей в таких условиях жить невозможно.

    В судебном заседании Ферулева Т.С. иск поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что с мужем они проживали в <адрес> 28 января 2010 года муж умер, она осталась проживать в доме одна. Одной ей стало проживать очень тяжело. В доме нет воды, ее надо носить из колодца, вода в нем зимой замерзает. В доме нет никаких удобств, туалет на улице, отопление газовое печное. Для топки бани необходимы дрова, заготовкой которых она заниматься не в силах, до бани дойти самостоятельно также не может. У нее заболевания сахарного диабета, тромбофлебита, гипертония. Передвигается только с двумя клюшками. Особенно тяжело зимой, так как дом старый, тепло не держит, приходится топить весь день, а ночью спит под двумя одеялами. В таких условиях с заболеванием «сахарный диабет» они жить не может. Сам дом требует капитального ремонта, иначе рухнет. В наследство вступать не стала, от своей доли отказалась в пользу детей, чтобы они отремонтировали дом как для себя, ухаживали за домом. Кроме того, у нее нет ни физических, ни материальных возможностей заниматься оформлением наследства. Отказ от наследства не связан с умышленным ухудшением жилищных условий, об этом она даже не думала. Она 40 лет проработала в данном населенном пункте акушеркой, имеет только заслуженные благодарности. На момент отказа от наследства не знала о принятии закона по предоставлению жилья вдовам за счет средств федерального бюджета.

    Представитель ответчика - Администрации Проказнинского сельского совета в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом. От них поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и принятии решения на усмотрение суда.

     Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Администрации Бессоновского района в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом

    Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

    Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства и оценив все в совокупности, суд приходит к нижеследующему:

    В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 14 федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» членам семьи умершего участника (инвалида) войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Они имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства РФ № 614 от 15 октября 2005 года утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов. В соответствии с п. 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Законом Пензенской области от 27 февраля 2010 года № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» определен порядок реализации полномочий Пензенской области в данном вопросе, согласно которому к категории граждан, на которых распространяется этот закон, относятся и члены семей умерших участников Великой отечественной войны. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются лица, не являющиеся нанимателем либо собственником жилых помещений. Постановка указанных граждан на учет осуществляется в порядке, определенном ЖК РФ, то есть органами местного самоуправления (ст. 52 ЖК РФ).

Истец просил признать ее нуждающейся в жилом помещении как лица, не имеющего своего жилья.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

     Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец проживает в доме, собственником которого не является. Дом принадлежит ее детям в порядке наследования после смерти отца, она членом их семей не является, так как дети проживают отдельно в своем жилье со своими семьями.

    Данное обстоятельство подтверждается пояснениями истицы, объективно подтвержденными письменными доказательствами, в том числе актом обследования жилищных условий Ферулевой Т.С. и другими.

Согласно домовой книге, истец зарегистрирован и проживает в жилом доме <адрес> Указанный дом принадлежит на основании свидетельства о государственной регистрации права по 1/2 доли Ю.Н. и Л.Н. Согласно акту обследования жилищных условий Ю.Н. проживает в <адрес>, Л.Н. - в <адрес>. В доме истец проживает и зарегистрирована одна.

Согласно уведомлению Бессоновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от 11 августа 2011 года в ЕГРПНИСН отсутствует информация о правах Ферулевой Т.С. на жилой дом, у нее имеется право на 1/677 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок в СПК-Артель «Присурская» паевые земли).

    Из сведений технического паспорта на жилой дом <адрес>, жилой дом возведен в 1962 году, общая площадь дома составляет 43,5 кв.м., в том числе жилая - 28,8 кв.м.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Ферулева Т.С. является лицом, не являющимся нанимателем, либо собственником жилого помещения, а также членом семьи собственника жилого помещения. Она проживает в доме, собственниками которого являются Ю.Н. и Л.Н.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    По смыслу положений статьи ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

    Из представленных документов следует: муж истца Ю.Н. умер 28 января 2010 года. В наследственную массу после его смерти входил жилой дом, в котором в настоящее время продолжает проживать Ферулева Т.С. В рамках наследственного дела Ферулева Т.С. в течение шести месяцев после смерти мужа отказалась от принятия наследства в пользу своих детей.

    Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении Ферулевой Т.С. своих жилищных условий вследствие отказа от доли в наследственном имуществе после смерти супруга Н.П. Как следует из показаний истицы, ее отказ от наследственного имущества связан с тем, что в силу своего возраста и состояния здоровья она не может как собственник нести бремя его содержания, производить в доме ремонт. Поэтому отказалась от своей доли в пользу детей, чтобы они ухаживали за домом. Показания истицы в этой части ничем не опровергнуты. Из акта обследования жилищных условий истца от 23 сентября 2011 года следует, что дом, в котором она проживает, является старым, требующим капитального ремонта, стоит на старом плохом фундаменте. Сама истец тяжело больна. Вышеизложенное подтверждает пояснения истца о том, что отказ от наследства был связан не с намерением ухудшить свои жилищные условия, а с невозможностью нести бремя содержания старого дома, требующего капитального ремонта, для поддержания его в состоянии, пригодном для проживания.

Кроме того, сам факт отказа от наследства не свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий, поскольку на момент отказа от наследства сама Ферулева Т.С. собственником данного жилого дома не была, отчуждение своей собственности не производила. Следствием ее отказа от наследства явилось то, что она не получила в собственность долю старого дома, содержать который в силу возраста и состояния здоровья не могла, что не является идентичным с совершением намеренных действий по отчуждению имевшейся собственности (жилья).

С учетом указанного, суд считает, что отказ Ферулевой Т.С. в признании нуждающейся в получении жилого помещения по основанию ст. 53 ЖК РФ не соответствует требованиям закона. Каких-либо действий, направленных на ухудшение жилищных условий, Ферулева Т.С. не совершала.

    Кроме того, в судебном заседании установлено, что Ферулева Т.С. 1926 года рождения, являясь инвалидом 2 группы, проживает в ветхом доме, который построен 50 лет назад, удобств в доме не имеется, отсутствует вода, система отопления. В нем отсутствует водопровод, ванная комната, отопление газовое - печное. В силу престарелого возраста и заболевания, проживать в таком доме истице тяжело.

При таких обстоятельствах суд имеет правовые основания для удовлетворения иска Ферулевой Т.С. Ей незаконно было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ферулевой Т.С. удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Проказнинского сельского совета от 21 декабря 2010 года об отказе Ферулевой Т.С. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

    Признать Ферулеву Т.С. нуждающейся в жилом помещении, обязав Администрацию Проказнинского сельского совета Бессоновского района Пензенской области поставить его с составом семьи - один человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента её обращения с заявлением, то есть с 21 декабря 2010 года.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья В.Б. Дементьева