Дело № 2-1054/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011 года Бессоновский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Семисаженовой Т.И. при секретаре Миновой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Бессоновка гражданское дело по иску Шокоровой А.Ф. к администрации Бессоновского сельского Совета Бессоновского района Пензенской области о признании незаконными действий администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий У С Т А Н О В И Л: Лисунова Е.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в интересах Шокоровой А.Ф., обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что Шокорова А.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны (вдовой ветерана), проживает в селе <адрес>. Дом, в котором она проживает, построен в пятидесятых годах прошлого столетия, состояние его крайне неудовлетворительное, для дальнейшего проживания непригодное. Она обращалась с заявлением в администрацию Бессоновского сельсовета о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации Бессоновского с/совета от ДД.ММ.ГГГГ № ххх ответчиком было отказано ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий потому, что жилой дом, в котором она проживает пригоден для дальнейшего проживания. С данным решением ответчика Шокорова А.Ф. не согласна, так как в марте этого года она обращалась в Автономную некоммерческую организацию «<данные изъяты>» по вопросу технического состояния (физического износа) жилого дома, принадлежащего мне. Актом экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ № ххх было установлено, что физический износ, принадлежащего ей жилого дома по адресу: <адрес> на момент проведения экспертного осмотра, составляет - 67%, что позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания, а следовательно ее, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просила признать незаконным действия администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, выразившиеся в отказе в постановке Шокоровой А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области поставить Шокорову А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец Шокорова А.Ф. в судебное заседание не явилась. В судебном заседании представитель истца Лисунова Е.И. заявленные требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении. Уточнила, что просит поставить Шокорову А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика - администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности Кондрашовой Л.В. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии. Выслушав представителя истца, показания свидетелей М., Д., исследовав письменные доказательства и оценив все в совокупности, суд приходит к нижеследующему. Шокорова А.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в <адрес> в <адрес>. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». К мерам социальной поддержки участников ВОВ, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», относится, кроме прочего, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, не установлены, следовательно, в силу п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, основания нуждаемости в жилых помещениях определяются в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. В соответствии со ст. 2 Закона Пензенской области от 27 февраля 2010 года №1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Статья 51 Жилищного кодекса РФ содержит аналогичное основание признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п.2.1, п.2.2 части 2 положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. В соответствии с актом экспертного исследования № ххх от ДД.ММ.ГГГГ физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 67 %. Согласно Методике определения физического износа гражданских зданий техническое состояние указанного жилого дома при установленном физическом износе, равном 67%, оценивается как ветхое. Критически пределом для деревянных зданий является степень физического износа свыше 65%, когда наступает аварийное техническое состояние и появляется угроза обрушения отдельных конструкций, а восстановительные работы являются нецелесообразными. В соответствии с Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, выявленные в ходе осмотра ухудшения эксплуатационных характеристик жилого дома, возникшие в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, а также отдельных его частей, привели к снижению до недопустимо уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Проживание в данном доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Данный акт составлен в АНО «<данные изъяты>» <адрес> экспертом АНО, имеющем высшее строительное образование, подготовку по экспертной специальности «Исследование строительных объектов и территории функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки». Экспертом предварительно был произведен осмотр жилого дома, в котором проживает Шокорова А.Ф., что подтверждается приложенной к акту фототаблицей. Акт соответствует требованиям законодательства: содержит сведения об используемых нормативных и иных источниках, описание объекта, его технического состояния. Выводы эксперта, содержащиеся в акте, основаны на проведенном исследовании, мотивированны. Данный акт не оспаривается. Суд приходит к убеждению, что акт экспертного исследования № ххх от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованию ст. 60 ГПК РФ о допустимости доказательств. В судебном заседании М., допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что осматривал дом Шокоровой А.Ф. в натуре, при составлении акта экспертного исследования использовал нормативную литературу, перечень которой полностью приведен в акте. В мотивировочной части акта приведены обоснования сделанных выводов. Свидетель Д. - техник-инвентаризатор Бессоновского филиала ФГУП «Ростехинвентаризаия - Федеральное БТИ» показала, что по данным техпаспорта процент износа дома Шокорвой А.Ф. 38%. Это усредненный показатель, данный по проценту износа различных элементов, как то фундамент, стены, перекрытия и т.п. Методики определения % износа здания, жилого помещения используются с целью определения ставки налогообложения. При вышеизложенных обстоятельствах, суд критически относится к заключению о техническом состоянии конструктивных элементов, их физическом износе жилого дома, расположенного в <адрес>, данному Бессоновским отделением Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризаия - Федеральное БТИ» (л.д.<данные изъяты>). В судебном заседании установлено, что специалист Бессоновского отделения не входил в состав межведомственной комиссии, выезжавшей для обследования дома истицы ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом обследования помещения. Следовательно, специалист ФГУП «Ростехинвентаризаия - Федеральное БТИ» не проводил исследование дома в натуре с целью определения его технического состояния (физического износа) жилого дома, как это было сделано экспертом М. Из пенсионного удостоверения истицы усматривается, что Шокорова А.Ф. является вдовой умершего участника ВОВ - В. и имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах». В. умер в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. Судом установлено, что Шокорова А.Ф. постоянно проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный дом является местом ее постоянного проживания. Общая площадь дома составляет <...> кв.м, в том числе, жилая- <...> кв.м. Суд на основании добытых в судебном заседании доказательств приходит к выводу о том, что жилое помещение является непригодным для постоянного проживания. Судом установлены основания нуждаемости Шокоровой А.Ф. в жилом помещении, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а именно проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Заявленный иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Исковые требования Шокоровой А.Ф. к администрации Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Шокоровой А.Ф. удовлетворить: признать незаконным постановление и.о. Главы администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области № ххх от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Шокоровой А.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий; возложить на администрацию Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области обязанность по постановке Шокоровой А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение 10 дней начиная со дня изготовления текста мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2011 года. Судья Т.И. Семисаженова