Дело 2-1050 (11) Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Село Бессоновка 19 октября 2011 года Бессоновский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Дементьевой В.Б., при секретаре Михотиной И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой В.Т. к администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о признании незаконным постановления администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении, о признании нуждающейся в жилом помещении, понуждении администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области к принятию ее на учет как нуждающейся в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л: Кузнецова В.Т. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства: Как вдова умершего участника Великой Отечественной Войны в соответствии с Законом «О ветеранах» она имеет право на улучшение жилищных условий, однако постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кузнецова В.Т. указала, что она проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данный жилой дом принадлежит ей на праве собственности. Считает, что ей незаконно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку актом экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным АНО «НИЛСЭ», установлено, что физический износ указанного жилого дома составляет 69%, состояние несущих конструктивных элементов аварийной, а не несущих - весьма ветхое. Просила суд признать незаконным постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании Кузнецова В.Т. исковые требования уточнила, просила признать незаконным постановление администрации Проказнинского сельского совета Бессоновского района № от ДД.ММ.ГГГГ, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложить обязанность на администрацию Проказнинского сельсовета поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ее жилой дом расположен на краю оврага. В настоящее время происходит расширение оврага, из-за чего ее дом может в любое время быть разрушен. Расстояние от дома до края оврага составляет не более 1,5 м. Цементная основа завалинки лопнула, сгнили три нижних венца дома, угол террасы из-за приближения оврага и осыпания земли перекошен. После того, как она обратилась в администрацию Проказнинского сельсовета с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, к ней приходила комиссия для осмотра дома. Однако осмотр был проведен визуально. Заключение об износе БТИ дано без исследования технического состояния дома. Последний раз сотрудники БТИ были у нее в 2010 году, когда изготавливался технический паспорт. Поскольку она была не согласна с решением комиссии, сделанном на основании сведений БТИ, о том, что износ ее дома, 1960 года постройки, составляет 32 %, она обратилась в АНО «НИЛСЭ». Актом экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что физический износ принадлежащего ей дома составляет 69 %, что соответствует ветхому техническому состоянию. Фактически проживание в доме невозможно: в фундаменте трещины, воды и санузла в доме не имеется, зимой в доме холодно. За водой необходимо спускаться в овраг, где находится колодец. Сама она этого делать не может, иногда по 2-3 дня сидит без воды, пока кто-то ей не принесет. Просила суд удовлетворить ее исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика - администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился. Поступило заявление от главы администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Выслушав объяснения истца, изучив доказательства по делу и оценив все в совокупности, суд приходит к следующему: Истец просил признать ее нуждающейся в получении жилья как лицо, проживающей в помещении (доме), не отвечающем установленным требованиям. В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ РФ «О ветеранах». В силу ст. 23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» РФ передала органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилья, указанных в ст.ст. 14-19, 21 данного закона, в том числе и членов семьи умерших участников Великой отечественной войны. Постановлением Правительства РФ № 614 от 15 октября 2005 года утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов. В соответствии с п. 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ. Законом Пензенской области от 27 февраля 2010 года № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» определен порядок реализации полномочий Пензенской области в данном вопросе, согласно которому к категории граждан, на которых распространяется этот закон, относятся и члены семей умерших участников Великой отечественной войны. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановка указанных граждан на учет осуществляется в порядке, определенном ЖК РФ, то есть органами местного самоуправления (ст. 52 ЖК РФ). Статья 51 Жилищного кодекса РФ содержит аналогичное основание признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п.2.1, п.2.2 части 2 положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. Из свидетельства о государственной регистрации права от 10 мая 2011 года усматривается, что Кузнецова В.Т. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. ...). В соответствии с актом экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 69 %. Согласно Методике определения физического износа гражданских зданий техническое состояние указанного жилого дома при установленном физическом износе, равном 69%, оценивается как ветхое. Как следует из акта экспертного исследования, ветхое техническое состояние (61-80%) - состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих - весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивных элементов своих функций возможно лишь по проведению охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. В соответствии с Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, выявленные в ходе осмотра ухудшения эксплуатационных характеристик жилого дома, возникшие в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, а также отдельных его частей, привели к снижению до недопустимо уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Проживание в данном доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Данный акт составлен в АНО «НИЛСЭ» <адрес> экспертом АНО, имеющем высшее строительное образование, подготовку по экспертной специальности «Исследование строительных объектов и территории функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки». Экспертом предварительно был произведен осмотр жилого дома, в котором проживает Кузнецова В.Т., что подтверждается приложенной к акту фототаблицей. Акт соответствует требованиям законодательства: содержит сведения об используемых нормативных и иных источниках, описание объекта, его технического состояния. Выводы эксперта, содержащиеся в акте, основаны на проведенном исследовании, мотивированны. Данный акт никем не оспаривается. Суд приходит к убеждению, что акт экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованию ст.60 ГПК РФ о допустимости доказательств. Выводы эксперта согласуются с объяснениями истицы Кузнецовой В.Т. и сведениями акта обследования ее жилищных условий. Из свидетельства о браке (л.д. ...) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ В.Т. и А.С. заключили брак. После заключения брака жене присвоена фамилия - «Кузнецова». Из пенсионного удостоверения № (л.д. ...) усматривается, что Кузнецова В.Т. является вдовой умершего участника ВОВ - А.С. и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Указанным пенсионным удостоверением № (л.д. ...) подтверждается, что Кузнецова В.Т. являясь вдовой умершего участника ВОВ, имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Судом установлено, что Кузнецова В.Т. постоянно проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный дом принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством № <адрес> от 10 мая 2011 года о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним на л.д. .... Общая площадь дома составляет 44,8 кв.м, в том числе, жилая- 36 кв.м. Суд приходит к выводу, что жилое помещение является непригодным для постоянного проживания. Судом установлены основания нуждаемости Кузнецовой В.Т. в жилом помещении, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а именно проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Давая оценку заключению <данные изъяты> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о техническом состоянии и физическом износе дома от 23.09.2011. суд исходит из следующего: данное заключение дано на основании осмотра дома специалистом в 2010 году. Как следует из содержания заключения, в нем учтены не все критерии, влияющие на износ; не учтено внутренне физическое состояние отдельных конструкций, а именно - наличие осадки фундамента, искривление стен в области цоколя, наличие трещин в местах сопряжения балок перекрытия с наружными стенами, поражение гнилью стропильных ног крыши, провисание половых досок и поражение их гнилью и иные. При таких обстоятельствах заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Администрации Проказнинского сельского совета о том, что истец не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, основанном на заключении БТИ, нельзя считать обоснованным. При этом суд учитывает, что согласно справке Администрации Проказнинского сельского совета дом Кузнецовой В.Т. действительно стоит на краю оврага, который осыпается. Учитывая изложенное, заявленный Кузнецовой В.Т. иск о признании ее нуждающейся в получении жилья и постановке на учет нуждающихся является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Вместе с тем требования истца об отмене постановления об отказе ей в постановке на учет и признании нуждающейся в получении жилого помещения суд находит необоснованными. В силу требований закона обязанность по представлению документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении, лежит на лицах, обращающихся с такими заявлениями в соответствующие органы. На момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в получении жилья Кузнецовой В.Т. не был представлен акт экспертного исследования о том, что ее жилой дом имеет физический износ 69 % и проживание в данном доме представляет опасность для жизни и здоровья. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Кузнецовой В.Т. к администрации Проказнинского сельского совета Бессоновского района Пензенской области удовлетворить частично. Признать Кузнецову В.Т. нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию Проказнинского сельского совета Бессоновского района Пензенской области принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента вступления настоящего решения в законную силу. В остальной части исковых требования отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение 10 дней. Председательствующий В.Б. Дементьева