Решение по делу № 2-1200/2011



Дело 2-1200/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              С. Бессоновка                                                     23 ноября 2011 года

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе

Председательствующего судьи Дементьевой В.Б.

При секретаре Миновой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассыпновой Н.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по Бессоновскому району (далее - ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области) об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, признании права на получение досрочной трудовой пенсии и о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

12 августа 2011 года Рассыпнова Н.А. обратилась в ГУ УПФР по Бессоновскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В подтверждение стажа лечебной деятельности ею была представлена трудовая книжка с записями о периодах осуществления лечебной деятельности. Заявлены следующие периоды работы:

МУЗ «<данные изъяты>»:

- 16.02.1982 - 10.07.1983 - патронажная медицинская сестра <данные изъяты> медпункта;

МБУЗ «<данные изъяты> <адрес>:

- 06.06.1985 - 01.04.1986 - медсестра операционного блока стационара;

Колхоз «Родина» <адрес>:

- 07.04.1986 - 19.03.1987 - медсестра детского сада;

МУЗ «<данные изъяты>»:

- 26.11.1990 - 30.09.2000 - медицинская сестра физиотерапевтического кабинета <данные изъяты> амбулатории;

- 01.10.2000 - 28.02.2001 - медицинская сестра <данные изъяты> фельдшерского акушерского пункта;

- 01.03.2001 - 31.12.2004 - медицинская сестра физиотерапевтического кабинета на 0,5 ст. и 0,5 ст. лаборанта <данные изъяты> амбулатории;

- 01.01.2005 - 12.08.2011 - медицинская сестра физиотерапевтического кабинета на 1 ст. и ).75ст. лаборанта <данные изъяты> амбулатории.

Всего ею было заявлено стажа лечебной деятельности свыше 25 лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Бессоновскому району от 01 сентября 2011 года Рассыпновой Н.А. было отказано в назначении досрочной пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж лечебной деятельности Рассыпновой Н.А. не были включены периоды ее работы:

- в колхозе «Родина» <адрес> в качестве медсестры детского сада в период с 07.04.1986 по 19.03.1987 в связи с тем, что учреждение «детский сад» в Перечне учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, отсутствует;

- в МУЗ «<данные изъяты>» в качестве медсестры физиотерапевтического кабинета <данные изъяты> амбулатории и лаборанта в период: с 05.02.1996 по 04.04.1996, с 24.01.2002 по 23.03.2002, с 03.11.2003 по 15.11.2004, с 11.03.2004 по 11.05.2004, с 17.02.2009 по 17.04.2009 в связи с нахождением в указанные периоды времени на курсах повышения квалификации.

Будучи не согласной с данным отказом Рассыпнова Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском. Просит отменить протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области от 01.09.2011 в части отказа во включении периода ее работы медицинской сестрой в детском саду колхоза «<адрес>, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж ее лечебной деятельности, признать за ней право на назначение досрочной пенсии, назначив ей пенсию с 12 августа 2011 года.

В судебном заседании истица Рассыпнова Н.А. свои исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, просила включить в стаж ее работы по специальности время работы медсестрой в детском саду колхоза и время нахождения на курсах повышения квалификации. Суду пояснила, что ее работа медицинской сестрой в детском саду ничем не отличалась от работы медсестры в лечебном учреждении, ответственности за здоровье детей больше. Вся ее работа была связана только с лечебной деятельностью. Она занималась выполнением назначения врачей, если кому-то из детей по состоянию здоровья требовалось лечение; делала детям прививки; лечила их; производила ежедневный осмотр при приеме в садик по утрам, чтобы принять только здоровых детей. Больных помещала в специальный изолятор для оказания неотложной медицинской помощи, либо для адаптации впервые поступивших детей; следила за санитарным состоянием и чистотой групп, санитарных комнат, кухни. Занималась профилактической работой, проводила беседы с воспитателями, родителями. В обязанности медсестры входило составление меню, проверка качества пищи, назначение детям диагностических проб, проведение дезинфекций, кварцевание помещений. Вся работа учитывалась, велись журналы списания спирта, учета лекарственных препаратов для неотложной помощи, санитарного состояния групп, кухни, журналы медицинских процедур, генеральных уборок, поступления вакцин для прививок. В настоящее время она работает в Вазерской врачебной амбулатории МУЗ <данные изъяты> ЦРБ, выполняет практически ту же работу медсестры. Что касается нахождения на курсах повышения квалификации, суду пояснила, что в этот период времени за ней сохранялось место работы, оплата труда по месту работы. Повышение квалификации было необходимо для продолжения медицинской деятельности и подтверждения квалификации.

          Представитель ответчика - ГУ УПФР по Бессоновскому району Лукьянова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что Рассыпнова Н.А. обратилась в ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области к ним за назначением пенсии как медицинскому работнику. При оценке ее пенсионных прав были выявлены периоды, не подлежащие зачету в специальный стаж. Так, не были зачтены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, поскольку согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в данном перечне отсутствуют. Также не был зачтен период работы в детском саду колхоза «Родина», так как детский сад в Перечне учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, отсутствует.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства и оценив все в совокупности, суд приходит к нижеследующему:

Истица не согласна с решением комиссии ГУ УПФР по Бессоновскому району об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия достаточного стажа лечебной деятельности ввиду не включения в стаж работы времени ее работы медсестрой детского сада колхоза «Родина»

В судебном заседании с достоверностью установлено, и никем из участников процесса не оспаривается факт работы истца в должности медсестры детского сада в период с 07 апреля 1986 года по 19 марта 1987 года.

Судом также установлено, что в указанные периоды работы Рассыпнова Н.А. имела в детском саду рабочее место медсестры, в своей работе имела и использовала медикаменты и препараты, необходимые для оказания медицинской помощи, вела медицинскую документацию. В ее обязанности входило оказание лечебно-профилактической помощи детям. Истица постоянно занималась медицинским осмотром детей, проводила им профилактические прививки, выполняла назначения и рекомендации врачей по профилактике здоровья детей, осуществляла контроль за соблюдением в садике санитарно-гигиенических норм, оздоровительно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и закаливание детей, наблюдала больных детей, вела работу по профилактике отравлений и травматизма. За основу данного вывода суд берет пояснения истца, не оспариваемые ответчиком. Ответчиком не приведено доводов, опровергающих данные обстоятельства. В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что Рассыпнова Н.А., работая медсестрой детского сада, непосредственно занималась лечебной деятельностью, выполняя все необходимые действия, предусмотренные должностной инструкцией медицинской сестры.

Оценивая правомерность решения ответчика об отказе включения этих периодов работы Рассыпновой Н.А. медсестрой в детском саду в стаж ее лечебной деятельности, суд исходит из следующего:

       В соответствии со ст. 27 п. 1 п/п 20 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого же закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, имеющим страховой стаж не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, сельской местности, независимо от возраста.

      Согласно п. 3 ст. 28 вышеуказанного закона списки соответствующих работ, профессии, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия в связи с лечебной деятельностью, а также правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ. Такой список должностей и учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

      Отказывая истице в назначении пенсии, ответчик исходил из того, что работа в детском саду не предусмотрена этим списком. Данное решение ответчика суд находит необоснованным исходя из того, что спорный период работы Рассыпновой Н.А. приходился на период до 2002 года.

      Так, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данным перечнем была предусмотрена должность «медицинская сестра» и наименование учреждения «детский сад», как подлежащие включению в специальный медицинский стаж.

       По смыслу положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагается правовая определенность и связанная с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного законодательства, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения.

При оценке установленных судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения иска Рассыпновой Н.А., суд руководствуется нормами законодательства, действовавшего на момент существования спорных периодов работы, заявленных истицей к зачету в специальный медицинский стаж, поскольку дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием ущемления прав истицы в области пенсионного обеспечения. При этом суд принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Данное постановление Совета Министров СССР действовало на период приема истца на работу в детском саду в должности медсестры и утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.

В связи с изложенным суд считает, что период работы истца в детском саду колхоза «Родина» в период с 07 апреля 1986 года по 19 марта 1987 года подлежит включению в специальный стаж, и отказ в этом ответчика является необоснованным.

Суд также признает незаконным отказ ответчика во включении в специальный стаж лечебной деятельности ответчика периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации. При этом исходит из нижеследующего:

         Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 12.12.1959. время обучения на курсах повышения квалификации по специальности засчитывалось в стаж работы по специальности для назначения пенсий по выслуге лет.

        В соответствии со ст. 112 КЗоТ РСФСР (в редакции, действовавшей в один из заявленных истицей период) при направлении работников на курсы повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохранялось место работы, и производились выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе уплачивались и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

       Не содержат запрета на включение в медицинский стаж периода нахождения работника на курсах повышения квалификации и положения п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.02 года № 516, содержащих перечень периодов отстранения от работы, которые не включаются в специальный стаж при назначении пенсии.

       Как установлено судом, Рассыпнова Н.А. находилась на курсах повышения квалификации с 05.02.1996 по 04.04.1996, с 24.01.2002 по 23.03.2002, с 03.11.2003 по 15.11.2004, с 11.03.2004 по 11.05.2004, с 17.02.2009 по 17.04.2009, как медицинская сестра физиотерапевтического кабинета и лаборант <данные изъяты> амбулатории МУЗ «<данные изъяты>». Факт нахождения истицы в спорные периоды времени на курсах повышения квалификации подтвержден результатами проверки ГУ УПФР, не отрицается ни одним из участников судебного разбирательства.

      Во время нахождения на курсах истица в установленном законом порядке от работы не отстранялась, за ней сохранялось рабочее место, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились соответствующие отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд. Истица получала повышение квалификации по должности, по которой законом предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

     На момент обращения Рассыпновой Н.А. к ответчику с заявлением о назначении пенсии пенсионным фондом на 12 августа 2011 года был принят в зачет ее стаж лечебной деятельности продолжительностью 23 года 11 месяцев 11 дней.

     С учетом вывода суда о необоснованности решения комиссии по незачету в стаж лечебной деятельности Рассыпновой Н.А. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 05.02.1996 по 04.04.1996, с 24.01.2002 по 23.03.2002, с 03.11.2003 по 15.11.2004, с 11.03.2004 по 11.05.2004, с 17.02.2009 по 17.04.2009, и периода работы медсестрой в детском саду колхоза «Родина» <адрес> с 07.04.1986 по 19.03.1987, а также с учетом правил исчисления срока выслуги при зачете работы в сельской местности, общий стаж лечебной деятельности истицы на 12 августа 2011 года составляет более 25 лет. Принимая во внимание данное обстоятельство, решение комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии Рассыпновой Н.А. подлежит отмене.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым данное решение отменить, признав за Рассыпновой Н.А. право на назначение пенсии досрочно, возложив на ответчика обязанность назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости с 12 августа 2011 года.

     Поскольку истица освобождена от уплаты госпошлины, суд, согласно ст. 98 ГПК РФ, взыскивает сумму госпошлины с ответчика.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении Пенсионного Фонда РФ по Бессоновскому району от 01 сентября 2011 года об отказе Рассыпновой Н.А. в назначении трудовой пенсии по старости досрочно из-за отсутствия требуемого стажа лечебной деятельности отменить.

Включить Рассыпновой Н.А. в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды ее работы в МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» медицинской сестрой физиотерапевтического кабинета, лаборанта периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.02.1996 по 04.04.1996, с 24.01.2002 по 23.03.2002, с 03.11.2003 по 15.11.2004, с 11.03.2004 по 11.05.2004, с 17.02.2009 по 17.04.2009, период работы медицинской сестрой детского сада колхоза «Родина» с 07.04.1986 по 19.03.1987.

Признать за Рассыпновой Н.А. право на назначение трудовой пенсии досрочно, обязав Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ по Бессоновскому району назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью досрочно с 12 августа 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ по Бессоновскому району госпошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение 10 суток с момента его вынесения.

                                  Судья                        В.Б. Дементьева