Решение по делу № 2-1370/2011



дело № 2-1370 (11) Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 22 » декабря 2011 года с. Бессоновка

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Паниной Л.Б.

с участием помощника прокурора Бессоновского района

Хацкевич Д.С.

при секретаре Каляминой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чемодановского сельского совета Бессоновского района Пензенской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бессоновского района Пензенской области Потемин А.Ю. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Прокуратурой Бессоновского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о землепользовании. В ходе проверки установлено, что на территории Чемодановского сельсовета Бессоновского района имеется место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, а именно: западнее на м <адрес> в посадках (на землях сельскохозяйственного назначения) расположено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на площади кв.м.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу положений ч. 1 ст. 13 ЗК РФ обязанность по охране земель и осуществлению соответствующих мероприятий возложена на собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должно осуществляться, в частности, на основе таких принципов, как:

-соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Как предусмотрено ст. 51 данного Закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Статьей 7 данного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные обязанности на сельские муниципальные образования возложены ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

Вопреки правовым нормам администрацией Чемодановского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействия администрации Чемодановского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями и обязать администрацию Чемодановского сельсовета ликвидировать расположенную западнее на м <адрес> в посадках (на землях сельскохозяйственного назначения) свалку отходов производства и потребления на площади кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Бессоновского района Хацкевич Д.С. заявленные требования поддержала и подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, и просила заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Чемодановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился. От и.о. главы администрации Чемодановского сельсовета В.В. Улитина поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Чемодановского сельского совета и о согласии с заявленными требованиями.

Суд в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации Чемодановского сельсовета, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя прокуратуры, изучив представленные документы, и оценив все в их совокупности, суд приходит к нижеследующему:

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание заявленных требований главой администрации Чемодановского сельсовета Бессоновского района, поскольку это не противоречит Закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу положений ч. 1 ст. 13 ЗК РФ обязанность по охране земель и осуществлению соответствующих мероприятий возложена на собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должно осуществляться, в частности, на основе таких принципов, как:

-соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Как предусмотрено ст. 51 данного Закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Статьей 7 данного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные обязанности на сельские муниципальные образования возложены ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

Из акта, составленного по результатам соблюдения земельного законодательства на территории муниципального образования Чемодановский сельсовет Бессоновского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) следует, что в ходе проверки было выявлено нарушение земельного законодательства, а именно: западнее на м <адрес> в посадках (на землях сельскохозяйственного назначения) расположено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на площади кв.м.

Выявленное нарушение создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей.

Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Бессоновского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Чемодановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Обязать администрацию Чемодановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области ликвидировать расположенную западнее на м <адрес> в посадках (на землях сельскохозяйственного назначения) свалку отходов производства и потребления на площади кв.м.

Об исполнении данного решения сообщить суду в течение месяца с момента получения копии решения суда.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Л.Б. Панина