Решение по делу № 2-291/2012



Дело № 2-291/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бессоновка                                                              05 марта 2012 года

Бессоновский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Богомоловой Н.К.,

при секретаре Каляминой И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимкиной Р.Я., Ефимкина А.В., Улыбиной О.В. к администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, о признании права собственности на квартиру с учетом перепланировки,

У С Т А Н О В И Л:

Ефимкина Р.Я., Ефимкин А.В., Улыбина О.В. обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором ссылаются на следующие обстоятельства:

В соответствии с договором от 16 июля 1997 года на передачу квартиры в совместную собственность граждан каждому их них и В. передана в собственность квартира № 2 по адресу: <адрес>, общей площадью 59,3 кв.м., в том числе жилой 38,7 кв.м. Договор был зарегистрирован в сельской администрации 24 июля 1997 года. В договоре их доли не указаны, но по смыслу закона каждому из них принадлежит по 1/4 доли в праве собственности на квартиру.

В настоящее время общая площадь квартиры составляет 91,8 кв.м., жилая - 56,2 к.м. Увеличение площади произошло в результате возведения в 2004 году жилого пристроя. Пристрой соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, а также градостроительным нормам.

В связи с тем, что разрешения на возведение пристроя, согласованного с отделом архитектуры, ими предварительно не было получено, истцы лишены возможности произвести государственную регистрацию своих прав на квартиру в ее новом виде и получить свидетельство о наследстве после смерти В., который умер 03 мая 2011 года.

Ефимкина Р.Я. просила суд признать за ней 1/2 доли ( 1/4 принадлежит ей лично и 1/4 доли унаследована после смерти мужа) в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 91,8 кв.м, в том числе жилой 56,2 кв.м., так как их с умершим дети - Ефимкин А.В. и Улыбина О.В. отказались от наследства после смерти В. в ее пользу

Ефимкин А.В., Улыбина О.В. просили суд признать за ними за каждым по 1/4 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 91,8 кв.м, в том числе жилой 56,2 кв.м.

В судебном заседании истица Ефимкина Р.Я. поддержала исковые требования и пояснила, что спорная квартира была предоставлена на всю семью, в 1997 году они с мужем и детьми приватизировали квартиру. В 2004 году возвели жилой пристрой, в результате чего площадь квартиры увеличилась. Земельный участок, на котором расположена квартира, был предоставлен им в собственность на основании постановления главы администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области для ведения личного подсобного хозяйства. На долю земельного участка, приходящуюся на умершего мужа, ей выдано свидетельство о праве наследство. Пристрой возведен на принадлежащем им земельном участке с соблюдением всех существующих норм и правил, с разрешения главы Грабовского сельсовета А. Возведенный пристрой не нарушает прав третьих лиц, земельный участок, на котором возведен пристрой, граничит с землями поседения.

Просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, признать за ней право собственности на 1/2 доли, за детьми в 1/4 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с.Грабово, ул. Шоссейная, дом 22, квартира 2.

Истцы Ефимкин А.В. и Улыбина О.В. в судебное заседание не явились. В письменных заявлениях истцы просили суд рассмотреть дело в их отсутствие и удовлетворить их исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился. В письменном заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, также указано о согласии с иском.

Выслушав истицу Ефимкину Р.Я., исследовав собранные по делу доказательства и оценив все в совокупности, суд приходит к нижеследующему:

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2) и соответственно равным образом признаются и защищаются права и законные интересы всех собственников.

Из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ следует, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статья 8 ГК РФ определяет круг порождающих гражданские права и обязанности оснований, указывая, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В силу части 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровья.

По договору на передачу квартиры в собственность граждан, заключенному 16 июля 1997 года В., Ефимкиной Р.Я., Ефимкиным А.В., Ефимкиной О.В. (после регистрации брака принявшей фамилию мужа-Улыбина) с Бессоновской районной администрацией, истцы приобрели в совместную собственность квартиру по адресу: <адрес>. Договор был зарегистрирован в Грабовской сельской администрации 24 июля 1997 года.

На момент заключения договора площадь квартиры составляла 59,3 кв.м., в том числе жилая - 38,7 кв.м.

Из технического паспорта, составленного по состоянию на 07 июля 2011 года, усматривается, что общая площадь квартиры <адрес> составляет 91,8 кв.м., в том числе жилая площадь - 56,2 кв.м. (л.д....).

Согласно справки Бессоновского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинветаризация- Федеральное БТИ» (л.д. ...) на дату проведения внеплановой технической инвентаризации - 07 июля 2011 года общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 91,8 кв.м. (по договору приватизации 59,3 кв.м.) в том числе жилая - 56,2 кв.м. (по договору приватизации- 38,7 кв.м). Увеличение площади произошло в результате возведения жилого пристроя площадью 32,1 кв.м., сноса отопительного прибора.

Экспертным заключением от 01 февраля 2012 года установлено, что пристрой к квартире соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Пристрой возведен на земельном участке, который был предоставлен В., Ефимкиной Р.Я., Ефимкину А.В., Улыбиной (Ефимкиной) О.В. в собственность на основании постановления главы администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от 12 января 2005 года и договора купли-продажи от 11 февраля 2005 года. Участок площадью 1358 кв.м. предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, перепланировка квартиры, то есть изменение ее конфигурации, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения ( часть 2 статьи 25 ЖК РФ), произведена истцами в соответствии с существующими нормами и правилами, не создает угрозы жизни и здоровью других лиц.

Согласно свидетельству о смерти (л.д. ...) В. умер 03 мая 2011 года. После его смерти открылось наследство.

В соответствии со ст. 218 ч. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Статья 1111 ГК РФ предусматривает, что наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Согласно ч.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

       Из свидетельства о заключении брака усматривается, что В. 20 июля 1974 года заключил брак с К. Р.Я., которая приняла фамилию мужа -Ефимкина (л.д. ...).

        Из сообщения нотариуса Бессоновского нотариального округа Т. (л.д....) усматривается, что Ефимкиной Р.Я. действительно было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок и отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на долю спорной квартиры, так как отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества. С заявлением к нотариусу наследник обратился 6 июля 2011 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок. Сын умершего Ефимкин А.В. подал 6 июля 2011 года заявление об отказе от наследства. Дочь умершего Улыбина О.В. 23 ноября 2011 года подала заявление о том, что она не принимала наследство и не претендует на него.

Исковые требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                        Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ефимкиной Р.Я., Ефимкина А.В., Улыбиной О.В. удовлетворить.

Признать за Ефимкиной Р.Я., 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 91,8 кв.м, в том числе жилой 56,2 кв.м., с учетом возведения пристроя к квартире, с учетом принятия наследства к имуществу В., умершего 03 мая 2011 года.

Признать за Ефимкиным А.В., Улыбиной О.В. по 1/4 доли за каждым в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 91,8 кв.м, в том числе жилой 56,2 кв.м., с учетом возведения пристроя к квартире.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение месяца через Бессоновский районный суд Пензенской области.

Судья                                                           Н.К.Богомолова