Решение по делу № 2-284/2011



дело № 2-284(11)                                           Р Е Ш Е Н И Е                                

                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 21 » марта 2011 года                                                           с. Бессоновка

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи                              Паниной Л.Б.

при секретаре                                                           Каляминой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамонтовой Г.Ю. к ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области об отмене решения в назначении досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочную трудовую пенсию и о назначении досрочной трудовой пенсии,

                                                   У С Т А Н О В И Л :

Мамонтова Г.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

При назначении досрочной трудовой пенсии ей были заявлены следующие периоды работы:

- в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

На ДД.ММ.ГГГГ она имела специальный стаж лечебной деятельности

лет день.

Однако, в назначении досрочной пенсии ей было отказано.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по той причине, что в стаж работы, дающий право на назначение вышеуказанной пенсии не засчитаны периоды работы в <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в указанные периоды она находилась на курсах повышения квалификации.

Считает, что ей незаконно отказано в назначении досрочной пенсии.

Отказывая ей в назначении пенсии, ответчик ссылался на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в соответствии с которым, в стаж, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне отсутствуют.

Однако, по её мнению такой вывод сделан необоснованно.

В силу п.4 вышеуказанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

      Согласно ст. 187 ТК РФ, в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, должность и средняя заработанная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработанной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, повышение квалификации для медицинского работника является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в её специальный стаж медицинского работника.

Просила суд отменить решение УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включить в стаж работы по специальности периоды работы: в должности <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, и обязать ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району назначить ей досрочную трудовую пенсию, как медицинскому работнику, с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Мамонтова Г.Ю. на иске настаивает и подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Лукьянова Н.А.,действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласна и суду пояснила, что 28 ДД.ММ.ГГГГ Мамонтова Г.Ю.обратилась в ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.           

Изучив представленные ей документы, комиссия пришла к выводу, что в специальный стаж Мамонтовой Г.Ю. не подлежат зачету периоды работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в указанные сроки она находилась на курсах повышения квалификации.

Остальные периоды работы, заявленные Мамонтовой Г.Ю., подлежат зачету в её специальный стаж как медицинского работника, работавшего в сельской местности.

Таким образом, специальный стаж Мамонтовой Г.Ю. на момент обращения в ГУ УПФ РФ составил года месяцев день. Поэтому оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии не имеется. На этом основании Мамонтовой Г.Ю. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях», досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, независимо от их возраста.

           В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, включаются периоды получения пособия по временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и на курсах повышения квалификации в указанном перечне не указаны.

Льготное исчисление применяется только в отношении работы. Нахождение на курсах повышения квалификации по своей природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период нахождения на курсах сохраняются только трудовые отношения. При этом, не осуществляется лечебная деятельность по охране здоровья населения. Поэтому оснований для включения периодов, когда Мамонтова Г.Ю. находилась на курсах повышения квалификации в её специальный трудовой стаж, не имеется. Мамонтова Г.Ю. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ. Досрочная трудовая пенсия Мамонтовой Г.Ю. может быть назначена только по мере доработки стажа на соответствующих видах работ до 25 лет или до достижения ей возраста 55 лет.

     Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

     В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.      

     Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

      В соответствии со ст.9 ГК РФ, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, осуществление прав охватывает и реализацию права на защиту.

    Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    На основании ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины - возраста 55 лет.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    В судебном заседании установлено, что Мамонтова Г.Ю. осуществляла лечебную деятельность в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Лечебную деятельность она осуществляла в сельской местности. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке (л.д. 6).

    В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мамонтова Г.Ю. находилась на курсах повышения квалификации. Эти сведения подтверждены справкой, уточняющей характер работ ( л.д.18).

Решением комиссии по назначению пенсий при ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области - протокол от ДД.ММ.ГГГГ, Мамонтовой Г.Ю. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку у неё отсутствует необходимый специальный стаж трудовой деятельности. Из специального стажа Мамонтовой Г.Ю., согласно протокола, исключены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации. Ответчик основывает свои возражения против заявленных требований тем, что согласно п.5 Правил, в стаж работы работника, дающего право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в Правилах отсутствуют. (л.д.7-9).

Однако, с доводами ответчика согласиться нельзя.

Суд считает необоснованным исключение из специального стажа Мамонтовой Г.Ю. вышеуказанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации по следующим основаниям.

            Ст.187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Сохранение заработка является условием для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

        Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, и Разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года за № 5, предусмотрено включение в специальный стаж, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Учитывая, что отпуска, предоставляемые истице для прохождения курсов повышения квалификации, являлись дополнительным оплачиваемыми отпусками, облагаемыми взносами в Пенсионный фонд РФ, указанные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный трудовой стаж Мамонтовой Г.Ю., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии - в календарном исчислении.

Во время нахождения на курсах повышения квалификации за Мамонтовой Г.Ю. сохранялось место работы, должность, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились отчисления, в том числе, в Пенсионный фонд. Мамонтова Г.Ю. проходила повышение квалификации по должности, по которой законом предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании установлено, что прохождение курсов повышения квалификации для медицинского работника является обязательным условием для работы. После прохождения курсов повышения квалификации выдается сертификат, который дает основание для присвоения соответствующей категории, и от этого зависит размер заработной платы. Медицинский работник должен периодически подтверждать свою квалификацию.

Из протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Мамонтовой Г.Ю. составил года месяцев день.

       Таким образом, с учетом курсов повышения квалификации, на момент обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району ДД.ММ.ГГГГ стаж работы Мамонтовой Г.Ю. по медицинской специальности составил более 25 лет, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.     

        Поэтому отказ ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Мамонтовой Г.Ю. досрочной трудовой пенсии, суд считает необоснованным.

        Исковые требования Мамонтовой Г.Ю. подлежат удовлетворению.

      На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                              Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мамонтовой Г.Ю. к ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области об отмене решения в назначении досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочную трудовую пенсию и о назначении досрочной трудовой пенсии связи с лечебной деятельностью удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.

Обязать ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью Мамонтовой Г.Ю. периоды её нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Мамонтовой Г.Ю. право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью и обязать ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области назначить Мамонтовой Г.Ю. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области госпошлину в доход государства в сумме 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение 10 дней.

                                   

                        

                       Судья :                              Л.Б. Панина