Дело № 2-664/2010
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«01» июня 2010 года г. Березовский
Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием истца Абрамова Н.А., его представителя Мехонцевой Л.Б., действующей также в интересах третьего лица ФИО14., представителя третьего лица войсковой части Номер обезличен Аксака А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делу по иску Абрамова Н.А. к Администрации Березовского городского округа о признании права на получение жилого помещения на условиях социального найма и о признании незаконным (недействительным) постановления Администрации Березовского городского округа от Дата обезличена за Номер обезличен «О закреплении жилого помещения в ... по ... за войсковой частью Номер обезличен»,
УСТАНОВИЛ:
Истец Абрамов Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Березовского городского округа о признании за ним права на получение жилого помещения, расположенного по адресу: ..., на условиях социального найма и о признании незаконным (недействительным) постановления Администрации Березовского городского округа от Дата обезличена за Номер обезличен «О закреплении жилого помещения в ... по ... за войсковой частью Номер обезличен».
В обоснование своих исковых требований истец Абрамов Н.А. указал на следующие обстоятельства. Спорное жилое помещение было ранее предоставлено военнослужащему ФИО1 на условиях социального найма, что подтверждается справкой с места жительства и ордером Номер обезличен от Дата обезличена г., закреплено за войсковой частью Номер обезличен. Впоследствии военнослужащему ФИО1 в связи с улучшением жилищных условий было предоставлено иное жилье. Освобождаемая, спорная, 1-комнатная квартира по адресу: ..., ..., была распределена ему (Абрамову Н.А.) как военнослужащему войсковой части Номер обезличен министерства обороны Российской Федерации решением жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен (протокол Номер обезличен) от Дата обезличена в порядке улучшения жилищных условий. Дата обезличена войсковая часть Номер обезличен обратилась с письмом в администрацию ... о перераспределении выше указанной квартиры в связи с ее освобождением и оформлении договора социального найма с Абрамовым Н.А. Дата обезличена постановлением Номер обезличен администрация Березовского городского округа включила спорное жилье в состав муниципального специализированного жилищного фонда, закрепив его за войсковой частью Номер обезличен. В то же время муниципалитет сам не вправе решать такие вопросы. Дата обезличена на его обращение в Администрацию БГО ему было отказано в получении жилья на условиях социального найма. Дата обезличена он обратился с заявлением в администрацию ... для урегулирования данного вопроса, Дата обезличена получил ответ от Дата обезличена года о предоставлении спорной квартиры по договору найма специализированного жилого помещения. Дата обезличена войсковая часть 34244 вновь обратилась в администрацию ... с ходатайством об отмене постановления о переводе квартиры по адресу: ..., ..., в специализированный жилой фонд, но Дата обезличена получила отказ в решении данного вопроса во внесудебном порядке. Полагает, что оспариваемое им постановление и действия администрации Березовского городского округа нарушают его права, так как он имеет право на проживание в спорной квартире по социальному найму, а не в специализированном жилом фонде, который не дает права на приватизацию квартиры. Такое решение вопроса незаконно и нарушает также его право, поскольку не решит жилищный вопрос в случае увольнения из вооруженных сил. В качестве правового основания истец указал на следующие требования законодательства. Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение. Решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законов способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части. В данном случае такой вопрос решен войсковой частью в соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" путем предоставления ему жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим ФИО1 и освободившегося за его выездом на другое место жительства (в связи с предоставлением другой квартиры). При этом, он имеет право на получение освободившейся квартиры и повторной распределенной ему в установленном законом порядке на тех же условиях, на которых она была предоставлена и на которых осуществлялось пользование ею ФИО1
В судебном заседании истец Абрамов Н.А. и его представитель Мехонцева Л.Б. исковые требования поддержали в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске, дополнительно пояснили суду, что оспариваемое постановление противоречит ст.40 Конституции РФ, ст. 62, ст.92 Жилищного кодекса РФ и п.5 ст.5 Закона «О статусе военнослужащих», которыми закреплено право на повторное заселение освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, на тех же условиях, т.е. условиях социального найма, также Администрацией БГО нарушен порядок и отсутствуют основания отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду, более того, включение квартиры в специализированный жилищный фонд имело место в тот период, когда в ней на условиях социального найма проживал ФИО1, на период вынесения оспариваемого постановления не утратившего право на него, чем также нарушаются и его права и права Абрамова Н.А., поскольку спорная квартира была перераспределена ему войсковой частью 34244 в установленном законом порядке на тех же условиях. ФИО1 из спорной квартиры выписался только Дата обезличена года, а выехал Дата обезличена.
Представитель третьего лица ФИО1 Мехонцева Л.Б. исковые требования Абрамова Н.А. полностью поддержала, действуя также в интересах ФИО1, пояснила суду, удовлетворение иска не нарушает прав ее доверителя ФИО1, поскольку в настоящее время ему в связи с улучшением жилищных условий предоставлено другое жилое на тех же условиях социального найма по адресу: ..., ..., ... ..., о пользовании которым ФИО1 с ФГУ «...» заключен письменный договор социального найма, ФИО1 снялся с регистрационного учета по месту нахождения спорной квартиры Дата обезличена года, выехал из нее Дата обезличена, на нее более не претендует, от самостоятельных исковых требований отказался в порядке ст.39 ГПК РФ, данный отказ от иска был принят судом.
Представитель ответчика - Администрации Березовского городского округа - в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, о причине своей неявки суду не сообщил, письменных возражений по иску Абрамова Н.А. суду также не представил.
Представитель третьего лица - войсковой части 34244 - ФИО0 в судебном заседании исковые требования Абрамова Н.А. полностью поддержал, подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в его исковом заявлении, дополнительно пояснил суду, что спорное жилое помещение, освободившееся в связи с предоставлением военнослужащему ФИО1, занимавшему ранее данную квартиру на условиях социального найма, в порядке улучшения жилищных условий было предоставлено другое жилое помещение, было перераспределено решением жилищной комиссии войсковой части военнослужащему полковнику Абрамову Н.А., состоящему на учете как нуждающемуся в предоставлении жилья, при этом, каких-либо решений об отнесении данной квартиры к специализированному жилищному фонду войсковая часть не принимала, с такими просьбами к Администрации Березовского городского округа не обращалась, просила лишь последнюю заключить с Абрамовым Н.А. договор социального найма на спорную квартиру.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа - в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, о причине своей неявки суду не сообщил, письменных возражений по иску Абрамова Н.А. суду также не представил.
Суд с учетом мнения явившихся участников спора в соответствии со ст.233 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие представителя ответчика, а также представителя третьего лица УЖКХ БГО в порядке заочного производства.
Заслушав истца, его представителя, представителей третьих лиц, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования Абрамова Н.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, т.е. прав, вытекающих из отношений регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, спорное жилое помещение представляет собой отдельную однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: .... Ранее данная квартира была предоставлена военнослужащему ФИО1 согласно ордеру Номер обезличен от Дата обезличена, выданному Администрацией .... Данное жилое помещение было предоставлено ФИО1 и членам его семьи на условиях социального найма, распределялось решением жилищной комиссии войсковой части как нуждающемуся в предоставлении жилья, в последующем ФИО1 и члены его семьи проживали в спорной квартире и пользовались ею также на условиях социального найма.
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа от Дата обезличена жилой дом, в котором расположена спорная квартира, числится в реестре муниципальной собственности, в отношении спорной квартиры (Номер обезличен в указанном доме) в Комитете имеется только заключение от Дата обезличена за Номер обезличен, согласно которому право на заселение спорной квартиры закреплено за войсковой частью 83406.
Судом также было установлено, подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами, военнослужащему ФИО1 в связи с улучшением жилищных условий было предоставлено на тех же условиях социального найма другое по адресу: ..., ..., ... ..., о пользовании которым ФИО1 с ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района» заключен письменный договор социального найма, ФИО1 снялся с регистрационного учета по месту нахождения спорной квартиры Дата обезличена года, выехал из нее 31 мая - Дата обезличена года, на нее более не претендует, от самостоятельных исковых требований отказался в порядке ст.39 ГПК РФ, данный отказ от иска был принят судом. Освобождаемая 1-комнатная квартира по адресу: ... (спорная квартира) была распределена истцу Абрамову Н.А. как военнослужащему войсковой части Номер обезличен министерства обороны Российской Федерации решением жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен (протокол Номер обезличен) от Дата обезличена в порядке улучшения жилищных условий, истец Абрамов М.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с Дата обезличена на основании решения жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен от Дата обезличена за Номер обезличен и был поставлен на очередь на внеочередное получение жилого помещения.
Из материалов дела также усматривается, что Дата обезличена войсковая часть Номер обезличен обратилась с письмом в администрацию ... о перераспределении выше указанной квартиры в связи с ее освобождением и оформлении договора социального найма с Абрамовым Н.А. Дата обезличена постановлением Номер обезличен администрация Березовского городского округа включила спорное жилье в состав муниципального специализированного жилищного фонда, закрепив его за войсковой частью Номер обезличен. Дата обезличена на обращение Абрамова Н.А. в Администрацию ... ему было отказано в получении жилья на условиях социального найма. Дата обезличена истец вновь обратился с заявлением в администрацию ... для урегулирования данного вопроса, Дата обезличена получил ответ от Дата обезличена года о предоставлении спорной квартиры по договору найма специализированного жилого помещения. Дата обезличена войсковая часть Номер обезличен повторно обратилась в администрацию ... с ходатайством об отмене постановления о переводе квартиры по адресу: ..., ..., в специализированный жилой фонд, но Дата обезличена получила отказ в решении данного вопроса во внесудебном порядке.
Суд полагает, что оспариваемое истцом постановление Администрации Березовского городского округа от Дата обезличена за Номер обезличен «О закреплении жилого помещения в ... по ... за войсковой частью Номер обезличен в части отнесения данного жилого помещения в специализированному жилищному фонду вынесено в нарушением требования закона, в силу чего в указанной части является недействительным по следующим основаниям. противоречит закону.
В соответствии с ч.2 ст.4 Жилищного кодекса Российской Федераии, устанавливаемые этим кодексом жилищные правоотношения, распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
Особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе в порядке жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, указывает на необходимость закрепления за нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащими гарантий и компенсаций. Такие гарантии и компенсации закреплены в ФЗ "О статусе военнослужащих", статья 15 которого также не содержит положений о возможности ограничения жилищных прав военнослужащих - граждан Российской Федерации, предусмотренных жилищным законодательством.
В пункте 1 статья 15 названного Закона прямо указано, что предоставление военнослужащим жилых помещений осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
При таких данных введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений само по себе не препятствует реализации ими жилищных прав, установленных ЖК РФ, в том числе по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма на основании ст.62 ЖК РФ.
Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Аналогичные положения закреплены в п. п. 32 и 33 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ.
Данное обстоятельство указывает на то, что вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Такая же правовая позиция сформулирована в определении Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 453-О.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Данная правовая норма является императивной.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.
Решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законов способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 года по делу № 34-В08-9).
В данном случае такой вопрос решен войсковой частью в соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" путем предоставления Абрамову Н.А. жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим ФИО1 и освободившегося за его выездом на другое место жительства (в связи с предоставлением другой квартиры).
Более того, Жилищный кодекс Российской Федерации в ст.92 определяет, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как указал Пленум Верховного суда РФ в п.41 (пп. «в») постановления от 02.07.2009 за № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Согласно п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года за № 42, Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Таким образом пункт 3 Правил не допускает отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан (на основании договоров социального найма, найма, аренды), а также имеющих иные обременения прав на это имущество. Данное ограничение направлено на защиту жилищных прав, возникших у граждан или организаций по основаниям, предусмотренным законом, и не противоречит жилищному законодательству.
Из материалов дела следует, что оспариваемое истцом постановление от Дата обезличена года в части отнесения его к специализированному жилищному фонду нарушало права ФИО1, проживающего в спорной квартире на условиях социального найма, данное право им сохранялось на момент вынесения постановления от Дата обезличена, прекратилось лишь Дата обезличена года в связи с выездом на другое место жительство на основании ч.3 ст.83 ЖК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у истца Абрамова Н.А. возникло право на получение жилого помещения по адресу: ...5, в качестве улучшения жилищных условий по социальному найму, а Постановление Администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «О закреплении жилого помещения в ... по адресу: ..., ... за войсковой частью Номер обезличен» противоречит указанным выше нормам, в том числе ст.62, 92 ЖК РФ п.5 ст.15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», и ограничивает конституционные права истца Абрамова Н.А., следовательно, в части отнесения данного жилого помещения в специализированному жилищному фонду оспариваемое постановление является незаконным и недействительным.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 233-235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абрамова Н.А. к Администрации Березовского городского округа о признании права на получение жилого помещения на условиях социального найма и о признании незаконным (недействительным) постановления Администрации Березовского городского округа от Дата обезличена за Номер обезличен «О закреплении жилого помещения в ... по ... за войсковой частью Номер обезличен» - удовлетворить
Признать за Абрамовым Н.А. право на получение жилого помещения в виде однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: пользования жилым помещением по адресу: ..., ..., ... ..., ..., в качестве улучшения жилищных условий на условиях договора социального найма.
Признать незаконным (недействительным) постановления Администрации Березовского городского округа от Дата обезличена за Номер обезличен «О закреплении жилого помещения в ... по ... за войсковой частью Номер обезличен» в части отнесения данного жилого помещения в специализированному жилищному фонду.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течении семи дней со дня вручения копии этого решения.
На заочное решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Судья: подпись. Е.Л. Забоева
...
...
...