Р...
Дело № 2-490/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
04 мая 2010 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М. С., с участием
представителя истца Брюховой Н. А.,
представителей ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти ... - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... Долгих Е. А., Леоновой И. В.
представителя третьего лица Управления Федерального казначейства по ... Кукаркина С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курочкина А.М. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти ... - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Курочкин А.М. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти ... - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... по ..., просит:
- взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти ... - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... по ... в пользу истца за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с Дата обезличена по Дата обезличена в размере 382 453 рубля 25 копеек,
- взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти ... - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... по ... в пользу истца за счет средств федерального бюджета в счет возмещения убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с Дата обезличена по Дата обезличена сумму в размере 200 183 рубля 96 копеек,
- обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти ... - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по ... по ... назначить и выплачивать ему с Дата обезличена ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 11 329 рублей 64 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.
В обоснование своих требований истец Курочкин А.М. указал, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена он проходил специальные военные сборы для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате работ по устранению последствий на Чернобыльской АЭС его здоровью был причинен вред. В Дата обезличена году он был признан инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, связанным с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С Дата обезличена ему повторно установлена 2 группа инвалидности в связи с заболеванием, связанным с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на срок до Дата обезличена. Дата обезличена ему установлена 2 группа инвалидности с утратой трудоспособности 80% бессрочно. Управление социальной защиты населения производило истцу выплаты:
- в Дата обезличена в соответствии с Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в сумме 1117 рублей 62 копейки;
- с Дата обезличена года в сумме 1187 рублей 91 копейка;
- с Дата обезличена, с учетом индексации исходя из роста МРОТ, в размере 1423 рублей 39 копеек;
- с Дата обезличена в размере 2500 рублей 00 копеек.
В последующем размер возмещения индексировался ответчиком в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.
Считает, что Управление социальной защиты населения по ... нарушило его право на получение ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью в полном объеме. Полагает, что причитавшиеся ему выплаты с Дата обезличена должны были быть проиндексированы с учетом величин минимального размера оплаты труда: с Дата обезличена с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда равного 1,581 (132 : 83,49), а с Дата обезличена с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132). Сумма, подлежащая выплате ему с Дата обезличена, должна была составлять 1766 рублей 96 копеек, а с Дата обезличена - 1878 рублей 09 копеек, с Дата обезличена - 2 845 рублей 20 копеек. С Дата обезличена по Дата обезличена выплаты, причитавшиеся ему в возмещение вреда здоровью, должны были быть проиндексированы с учетом роста величины прожиточного минимума, поскольку данный показатель является наиболее благоприятным для истца критерием индексации выплат в указанный период. Выплате ему с Дата обезличена подлежала ежемесячная сумма в размере 3971 рубль 70 копеек (2 845,3 х 1,39588), а с Дата обезличена - 6 531 рубль 38 копеек (3 971,7 х 1,64448). С Дата обезличена года ежемесячные компенсации в счет возмещения вреда здоровью должны были индексироваться исходя из уровня инфляции. В связи с Постановлениями Правительства индекс инфляции на Дата обезличена составил 1,1, на Дата обезличена год - 1,11, на Дата обезличена год - 1,09, на Дата обезличена год -1,08, на Дата обезличена год - 1,105, на Дата обезличена год - 1,13, на 2010 год - 1,1. Таким образом, с Дата обезличена он должен был получать указанную компенсацию в размере 7184 рубля 51 копейки, с Дата обезличена - 7 974 рубля 81 копейка, с Дата обезличена - 8 962 рубля 54 копеек. В Дата обезличена года он прошел переосвидетельствование, ему установили 80 % утраты трудоспособности, поэтому с Дата обезличена года считает наиболее выгодным для него переход на другую выплату - на выплату проиндексированной надлежащим образом, начиная с Дата обезличена, ежемесячной компенсации, установленной в твердом денежном размере 2500 рублей, в сумме 7637 рублей 63 копеек (2500 рублей х 1,39588 х 1,64448 х 1,1 х 1,11 х 1,09). С Дата обезличена ежемесячная компенсация, подлежащая выплате истцу, должна была составлять 8248 рублей 64 копейки (7637,63 х 1,08), с Дата обезличена- 9114 рублей 75 копеек (8249,64 х 1,105), с Дата обезличена- 10 299 рублей 67 копеек (9114,75 х 1,13), с Дата обезличена- 11 329 рублей 64 копейки (10299,67 х 1,1). Поскольку ответчик не производил своевременно надлежащим образом индексацию причитающихся истцу сумм, выплаты в возмещение вреда его здоровью были неправомерно занижены, что привело к образованию задолженности, размер которой согласно расчетам истца за период с Дата обезличена по Дата обезличена составляет 382 453 рубля 25 копеек. Незаконно недоплаченные ответчиком суммы за период с Дата обезличена года по Дата обезличена значительно обесценились в связи с инфляцией, следовательно, ему действиями ответчика причинен имущественный вред - недополученная выгода в связи со снижением покупательской способности ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью. Согласно представленным истцом расчетам в его пользу подлежит взысканию в счет возмещения убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью сумма в размере 200 183 рубля 96 копеек.
Ответчик Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти ... - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... с заявленными исковыми требования не согласился, начальник Управления ФИО10 в отзыве на исковое заявление указал, что на основании представленных Курочкиным А.М. на момент обращения документов, в том числе и справок о заработной плате, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнениями ими трудовых обязанностей», ему была назначена пенсия по инвалидности в размере возмещения ущерба в размере 1026 рублей 28 копеек с Дата обезличена по Дата обезличена. Далее расчет суммы возмещения вреда производился в соответствии с представленными копиями справок об инвалидности. Размер пенсии был рассчитан исходя из заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих трудовому увечью в соответствии со статьей 14 вышеуказанного Постановления.
Как установлено Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 24.11.1995 № 179 - ФЗ (вступил в силу со 2 марта 1996 года) лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда.
С Дата обезличена в связи с ростом минимального размера оплаты труда с 83 рублей 49 копеек до 100 рублей 00 копеек сумма возмещения вреда была проиндексирована Управлением на коэффициент 1,198 и составила 1423 рубля 39 копеек.
15.02.2001 вступил в силу Федеральный закон № 5-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», которым размер возмещения вреда был определен в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности. Дата обезличена Курочкин А.М. написал заявление о переводе его на твердую компенсационную выплату, в связи с чем ему была установлена сумма возмещения вреда в размере 2500 рублей.
Требования об индексации сумм возмещения вреда и о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с Дата обезличена по Дата обезличена, по мнению ответчика, не подлежат удовлетворению. Управление является на территории ... органом исполнительной власти ..., осуществляет свою работу в соответствии с функциями и полномочиями, определенными и закрепленными в Положении об Управлении, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 03.07.2008 № 681-ПП. Управление исполняет действующие законодательство по обеспечению граждан мерами социальной поддержки в пределах своих полномочий и функций, а также в пределах денежных средств, которые выделяются из федерального и областного бюджетов.
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена индексация компенсационных выплат ежегодно, исходя из уровня инфляции. До внесения изменений в статью 5 указанного закона индексация сумм возмещения вреда здоровью осуществлялась исходя из роста минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, при этом отсутствовал механизм индексации. Управление индексирует суммы возмещения вреда своевременно, точно в соответствии с законодательством. Самостоятельно принимать решение о порядке, сроках индексации, а также о коэффициентах индексации Управление не уполномочено.
Кроме того, представитель ответчика Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... ... считает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку согласно пункту l Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2007 № 23 надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация.
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие противоправных действий причинителя вреда, наличие и размер понесенных им убытков, причинную связь между правонарушением и убытками, а также вину причинителя вреда. Истцом не представлено доказательств возникновения у него убытков. Действующее законодательство не предусматривает индексацию выплат возмещения вреда в соответствии с индексом роста потребительских цен. Фактически Курочкин А.М. просит произвести индексацию сумм возмещения вреда, применяя рост минимального размера оплаты труда и индекс роста потребительских цен в субъекте Российской Федерации одновременно, а, следовательно, он требует произвести двойную индексацию сумм возмещения вреда здоровья.
В новой редакции части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Поскольку вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне, требования истца об индексации выплат на основании роста минимального размера оплаты труда и индекса роста потребительских цен, является необоснованными.
Заявление истца о том, что имела место задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с инфляцией, не имеет никакого отношения к Управлению, поскольку оно не производит выплату, а лишь назначает суммы к выплате в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации. Поскольку Управление не задерживало составление реестров на выплату сумм возмещения вреда истцу Курочкину А.М., соответственно с Управления не могут быть взысканы убытки, о которых заявляет истец. Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти ... - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... по ... просит в удовлетворении иска Курочкина А.М. отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по ... представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок предоставления и финансирования которых устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 872 «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», осуществление финансирования расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного гражданину в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поручено Федеральной службе по труду и занятости за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2007 (2008, 2009) год. Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации не обеспечивает финансирование ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан. Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абз. 3 пункта 15 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступать от имени казны Российской Федерации по обстоятельствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании изложенного, представитель третьего лица полагает, что правовых оснований для привлечения Министерства финансов Российской Федерации к участию в деле не имеется.
В судебном заседании представитель истца Курочкина А.М. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти ... - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... по городу Березовскому Долгих Е.А., Леонова И.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, поддержали доводы отзыва на исковое заявление.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по ... Кукаркин С.А. в судебном заседании поддержал доводы представленного им в материалы дела отзыва на исковое заявление.
Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
При таких обстоятельствах судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав участников процесса, исследовав личное дело Курочкина А.М., доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации, как социального правового государства.
Установлено судом, подтверждается материалами дела, что истец Курочкин А.М. с Дата обезличена по Дата обезличена принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе в/ч 44332 в тридцатикилометровой зоне. В результате работ по устранению последствий аварии на Чернобыльской АЭС здоровью истца был причинен вред.
Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК к справке серии ВТЭ-156 Номер обезличен Курочкину А.М. Дата обезличена установлена 2 группа инвалидности на срок до Дата обезличена по причине заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС, он признан нетрудоспособным.
Из справки серия МСЭ-010 Номер обезличен следует, что Дата обезличена Курочкину А.М. в результате повторного освидетельствования установлена вторая группа инвалидности на срок до Дата обезличена в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС. Из справки о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах от Дата обезличена следует, что степень утраты трудоспособности Курочкина А.М. в связи с увечьем, связанным с исполнением иных обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС, составила 100 %.
Из материалов личного дела Курочкина А.М. следует, что он обратился в ... с заявлением о назначении и выплате ему компенсации в возмещение вреда здоровью Дата обезличена. Решением Номер обезличен от Дата обезличена ему была назначена пенсия по возмещению вреда с Дата обезличена в размере 1016 рублей 01 копейка.
С Дата обезличена сумма в возмещение вреда здоровью, подлежащая выплате Курочкину А.М., составила 1117 рублей 62 копеек, с Дата обезличена - 1187 рублей 91 копейка, с Дата обезличена - 1423 рубля 39 копеек, с Дата обезличена на основании личного заявления Курочкина А.М. ему была установлена выплата возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме в размере 2500 рублей.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее базовый Закон) отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются данным Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 базового Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные военные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 14 базового закона (в редакции Федерального Закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) указанным гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
В связи с принятием Федерального Закона № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с Дата обезличена и с Дата обезличена сумма в возмещение вреда здоровью подлежит индексации с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от Дата обезличена. Суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с Дата обезличена, равного 1,581 (132 : 83,49), а с Дата обезличена с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132).
Подтверждением правильности и необходимости индексировать суммы в возмещение вреда здоровью в связи с ростом минимального размера оплаты труда служит и пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 № 7, который гласит: «Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01.07.2000 исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.07.2000 до 01.01.2001. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288), статьей 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 до 29.11.2002), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 01.07.2000 до 01.01.2001 с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 01.01.2001 с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 до 01.07.2000 не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.
При таких обстоятельствах сумма, подлежащая выплате Курочнику А.М., с Дата обезличена, должна была составлять 1766 рублей 96 копеек (1117,62 х 1,581), с Дата обезличена - 1878 рублей 09 копеек (1187,91 х 1,581), с Дата обезличена - 2845 рублей 30 копеек (1878,09 х 1,515).
Поскольку в случае применения ответчиком законной индексации в соответствии с вышеуказанными нормами размер причитавшегося Курочкину А.М. возмещения на Дата обезличена года превышал 2500 рублей, составляя 2845 рублей 30 копеек, суд приходит к выводу, что установление истцу с Дата обезличена года выплаты в твердой денежной суммы в размере 2500 рублей является незаконным, поскольку выполнено в противоречии с интересами истца, хотя и написавшего заявление о переводе на компенсацию в твердой денежной сумме, однако не располагавшего на тот момент сведениями о действительном размере причитающегося ему возмещения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление о выплатах в твердой денежной сумме не влечет правовых последствий.
Согласно Федеральному Закону № 5-ФЗ от 12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» критерий индексации изменен.
Однако Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П признаны «противоречащими конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в ред. от 12.02.2001) и частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ порядок индексации сумм в возмещение вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001 ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды) которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 7 от 05.04.2005 первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума должна быть произведена по истечении 2001 года, то есть с января 2002 года. Кроме того, в пункте 6 данного Постановления Пленум Верховного суда Российской Федерации указал, что поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.
Согласно Постановлениям Правительства Свердловской области о величинах прожиточного минимума с 1 квартала 2000 года по 4 квартал 2002 года рассчитаны индексы роста величины прожиточного минимума за 2002-2003 годы.
Учитывая, что средняя величина прожиточного минимума за Дата обезличена составляла 667,5 рублей, за 2001 год - 931,75 рублей, за Дата обезличена - 1532 рубля 25 копеек, следовательно, индекс, подлежащий применению с Дата обезличена, составил 931,75: 667,5 = 1,39588, с Дата обезличена - 1532,25:931,75 = 1,64448.
Индексация недоплаченных Курочкину А.М. сумм с Дата обезличена и с Дата обезличена должна быть произведена на основе полученных данных о росте величины прожиточного минимума в ....
26.04.2004 был принят Федеральный закон № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (вступил в силу с 29.05.2004), изменивший способ дальнейшей индексации сумм в возмещение вреда. В соответствии с новым Законом размеры выплат гражданам, установленные чернобыльским Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Закону придана обратная сила - с 19.06.2002.
Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год»» № 194-ФЗ от 30.12.2001 индекс инфляции с 01.01.2002 составлял 1,12.
Из Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»» № 176-ФЗ от 24.12.2002 следует, что индекс инфляции с 01.01.2003 составлял 1,12.
04.10.2005 принято Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 364-О, согласно которому в случае, если применение нового порядка индексации компенсационных выплат исходя из уровня инфляции приводит к уменьшению - для указанного периода с Дата обезличена по Дата обезличена - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Учитывая, что для Курочкина А.М. наиболее благоприятным является расчет сумм возмещения вреда здоровью исходя из величины прожиточного минимума, истец настаивает на применении для расчета сумм возмещения вреда здоровью индексов роста величины прожиточного минимума за Дата обезличена - 1,39588 и за Дата обезличена год - 1,64448, суд считает необходимым применить для расчета выплат в возмещение вреда здоровью за Дата обезличена год индексы роста величины прожиточного минимума.
Постановлениями Правительства Российской Федерации, вынесенными на основании Федеральных законов «О Федеральном бюджете» на соответствующий год определены индексы инфляции на 2004 год - 1,1, на 2005 год - 1,11, на 2006 год - 1,09, на 2007 год - 1,08, на 2008 год - 1,105, на 2009 год - 1,13, на 2010 год - 1,1.
Как видно из справки серия МСЭ-2006 Номер обезличен от Дата обезличена Курочкину А.М. установлена 2 группа инвалидности бессрочно в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Согласно справке серии МСЭ-2006 Номер обезличен о результатах установления степени профессиональной трудоспособности в процентах от Дата обезличена степень утраты трудоспособности Курочкина А.М. в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, составила 80%.
Истец Курочкин А.М. в связи с установлением ему с октября 2006 года по результатам очередного освидетельствования не 100 % утраты трудоспособности, а лишь 80% ее утраты, считает наиболее выгодным для него переход на выплату проиндексированной надлежащим образом, начиная с Дата обезличена, ежемесячной компенсации, установленной в твердом денежном размере в сумме 2500 рублей.
Суд считает данный порядок расчета обоснованным, соответствующим интересам истца.
Таким образом, с Дата обезличена сумма в возмещение вреда здоровью Курочкина А.М. должна была составить 7637 рублей 63 копеек (2500 рублей х 1,39588 х 1,64448 х 1,1 х 1,11 х 1,09), с Дата обезличена - 8 248 рублей 64 копейки (7637,63 х 1,08), с Дата обезличена - 9114 рублей 75 копеек (8249,64 х 1,105), с Дата обезличена - 10 299 рублей 67 копеек (9114,75 х 1,13), с Дата обезличена - 11 329 рублей 64 копейки (10299,67 х 1,1)..
Высказывая возражения по существу иска, ответчик не представил возражений по конкретным суммам представленного истцом расчета.
Таким образом, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью Курочкина А.М. подлежат индексации за период с Дата обезличена по Дата обезличена с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, в период с Дата обезличена года - на основании индекса роста величины прожиточного минимума, с Дата обезличена года - исходя из роста индексов инфляции.
Обязанность по выплате сумм в возмещение вреда здоровью в размерах, предусмотренных действующим законодательством, возложена на органы социальной защиты населения, а, именно, на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти ... - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по ... по ..., не производивший самостоятельно своевременно и надлежащим образом индексацию полагающейся истцу компенсации.
Истец Курочкин А.М. считает, что несвоевременная выплата причитающихся ему сумм, в результате инфляции, повлекшей за собой снижение покупательной способности денежных средств, причинила ему убытки, правила возмещения которых установлены статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Законодатель не установил каких-либо ограничений по возмещению убытков, связанных с инфляцией, повлекшей за собой утрату покупательной способности невыплаченных своевременно денежных сумм в возмещение вреда здоровью, иное противоречило бы обязанности государства по обеспечению конституционных прав и свобод граждан.
Пункт 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 гласит: «Учитывая, что задержка выплат назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами государственной статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации».
Таким образом, причиненные Курочкину А.М. в связи с несвоевременной выплатой причитающихся ему сумм убытки должны быть полностью возмещены.
Представленный истцом расчет убытков, подлежащих взысканию в пользу истца с ответчика, составленный исходя из индекса роста потребительских цен, судом проверен, признается правильным.
Таким образом, поскольку при рассмотрении настоящего спора судом установлено, что суммы, подлежащие выплате истцу в возмещение вреда здоровью, ответчиком необоснованно занижались, данные выплаты не были проиндексированы в соответствии с требованиями закона и в интересах истца, что повлекло за собой возникновение задолженности по выплате указанных сумм и причинение истцу убытков в связи с уменьшением покупательной способности денежных средств, суд полагает, что требования истца о возмещении материального ущерба за счет средств федерального бюджета подлежат удовлетворению исходя из расчета, представленного стороной истца, из которого следует, что 797 570 рублей 89 копеек - общая сумма, подлежащая выплате за период с Дата обезличена года;
415 117 рублей 64 копейки - сумма, фактически выплаченная за указанный период;
382 453 рубля 25 копеек - задолженность за указанный период, рассчитанная как разница между суммой, подлежащей выплате и фактически выплаченной суммой (797 570 рублей 89 копеек - 415 117 рублей 64 копейки);
582 637 рублей 21 копейка - задолженность, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен;
200 183 рубля 96 копеек - убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. (582 637 рублей 21 копейка - 382453 рубля 25 копеек).
На основании вышеизложенного размер выплаты, причитающейся Курочкину А.М. в возмещение вреда здоровью, с Дата обезличена должен составлять 11 329 рублей 64 копейки.
Доводы представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти ... - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по ... по ... о том, что он является ненадлежащим ответчиком, его вины в причинении вреда Курочкину А.М. не имеется, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального Закона от 24.11.1995 № 179-Ф3) выплата сумм в возмещение вреда производится органами социальной защиты населения по месту жительства, в данном случае Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти ... - Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по ... по ..., который согласно статье 21 Областного закона от 24.12.1996 № 58-03 «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области» является самостоятельным юридическим лицом.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 (в ред. от 11.05.2007) в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Курочкина А.М. удовлетворить.
Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти ... - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... по городу Березовскому в пользу Курочкина А.М. задолженность по неполученным ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью в сумме 382 453 рублей 25 копеек за период с Дата обезличена по Дата обезличена и убытки в сумме 200 183 рублей 96 копеек за период с Дата обезличена по Дата обезличена всего 582 637 (пятьсот восемьдесят две тысячи шестьсот тридцать семь) рублей 21 копейка, за счет средств федерального бюджета.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти ... - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения ... по городу Березовскому назначить Курочкину А.М. с Дата обезличена ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 11 329 рублей 64 копейки и выплачивать данную сумму с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством за счет средств федерального бюджета.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Березовский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: