Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2010 года.
Дело № 2-1159/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2010 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж.В., при секретаре Фоменко М.С., с участием
представителя ответчика Администрации Березовского городского округа Градобоевой Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Некоммерческому партнерству «Совет директоров муниципального образования город Березовский», Администрации Березовского городского округа о ликвидации,
установил:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - Главное управление) обратилось в суд с иском к Некоммерческому партнерству «Совет директоров муниципального образования город Березовский» (далее по тексту - Партнерство), Администрации Березовского городского округа о ликвидации.
В обоснование иска ссылалось на то, что Партнерство с ДД.ММ.ГГГГ года неоднократно не представляет сведений о своей деятельности, что в соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Просит ликвидировать Партнерство и исключить данные о нем из единого государственного реестра юридических лиц. Обязанность по прохождению процедуры ликвидации возложить на учредителя Партнерства Администрацию Березовского городского округа.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Березовского городского округа иск в части ликвидации признала, однако считает, что обязанность по прохождению процедуры ликвидации должна быть возложена на всех учредителей.
Представители истца, ответчика Партнерства, третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, полагая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, согласно которому Главное управление наделено правом обращения в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.
Установлено судом, что Партнерство зарегистрировано Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный номер №.
На основании ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях» приказом Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была назначена проверка Партнерства на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
В результате проведенной проверки установлено, что Партнерство деятельность по достижению уставных целей не осуществляет.
В результате проверки выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:
1) В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Уставом Партнерства предусмотрены органы управления (Общее собрание членов, Президиум, Председатель, Директор), контрольно-ревизионный орган ревизор), а также компетенция, периодичность заседаний данных органов и срок их полномочий. Проверкой установлено, что в проверяемом периоде ни один орган Партнерства не осуществлял свою деятельность, предусмотренную уставом, переизбрание указанных органов не осуществлялось.
В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях» Партнерство не соблюдает требования своего устава в части деятельности и соблюдения срока полномочий его органов управления и контроля.
2) Статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определены положения, которые должны содержаться в учредительных документах некоммерческой организации. Также согласно п. 3 данной статьи учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные, не противоречащие законодательству положения.
Проверкой установлено, что устав Партнерства содержит положения, противоречащие законодательству Российской Федерации:
- в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
Согласно п. 9.1. устава Партнерство может преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию.
Таким образом, п. 9.1. устава в части, предусматривающей право Партнерство на преобразование в общественную или религиозную организацию (объединение), противоречит п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.
Пунктом 6.14. устава предусмотрен такой орган управления, как Директор, однако порядок формирования и компетенция данного органа уставом Партнерства не установлены.
Согласно п. 6.15. в перерывах между общим собранием участников органом управления Партнерства является Президиум Партнерства, однако уставом Партнерства не предусмотрен срок его полномочий.
Таким образом, уставом Партнерства не установлен порядок избрания Директора и его компетенция, а также срок полномочий Президиума, что противоречит п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «0 некоммерческих организациях».
Также в результате проведенной проверки установлено, что Партнерство неоднократно не представляло в уполномоченный орган в установленные сроки сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях»:
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» утверждена форма представления данной информации и срок ее представления - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
В нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Партнерством не представлены вышеуказанные документы за ДД.ММ.ГГГГ г. г.
Также до 15.04.2010 и по настоящее время Партнерством не представлены в Главное управление документы, предусмотренные п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2009 год.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Партнерством неоднократно нарушены положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях.
В соответствии с п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 24.03.2010 № 884 учредителями Партнерства являются 10 юридических лиц: <данные изъяты>.
Администрацией Березовского городского округа на проверку были представлены документы, подтверждающие, что шесть из вышеуказанных учредителей (<данные изъяты>) либо ликвидированы, либо находятся в стадии банкротства.
Согласно содержащейся в регистрационном деле Партнерства выписке из протокола собрания членов Партнерства от ДД.ММ.ГГГГ Председателем Партнерства (лицом, действующим от имени Партнерства без доверенности) избран ФИО4. В соответствии с п. 6.9. устава Партнерства Председатель избирается Общим собранием членов Партнерства сроком на один год, следовательно, полномочия ФИО4 истекли ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно письму Конкурсного управляющего ФИО5 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ0) Государственное Березовское автотранспортное предприятие, представителем которого в Партнерстве являлся ФИО4, решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано банкротом, ФИО4 уволен ДД.ММ.ГГГГ.
Статьями 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок прохождения процедуры ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка регистрации, установленного Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ст. 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Прохождение указанной процедуры возможно в случае возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителя Партнерства Администрацию Березовского городского округа, которая также является органом, зарегистрировавшим Партнерство и предоставившим ему при регистрации свой адрес.
Предложение ответчика возложить обязанность по прохождению процедуры ликвидации на всех учредителей Партнерства не основано на законе.
Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (абз. 2 п. 3) предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, и не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса.
Решение суда о ликвидации Партнерства без возложения обязанности по ликвидации на всех ее учредителей не противоречит положениям ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и не препятствует, проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации после принятия судом решения о его ликвидации.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области - удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Совет директоров муниципального образования город Березовский» (основной государственный регистрационный номер №) и исключить данные о нем из единого государственного реестра юридических лиц.
Обязанность по прохождению процедуры ликвидации возложить на учредителя Партнерства - Администрацию Березовского городского округа.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.
Председательствующий:
Копия верна: судья: Ж. В. Романова