Дело № 2-1569/2010РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» декабря 2010 года г.Березовский
Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А, с участием истца Литяевой Т.В., третьего лица Литяева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литяевой Татьяны Витальевны к Администрации Березовского городского округа о признании права на предоставление жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Истец Литяева Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Березовского городского округа о признании за ней права на предоставление благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке, в обоснование своих требований указав, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, право пользования на квартиру за № в котором она вместе с мужем Литяевым А.В. имеет, был признан непригодным для постоянного проживания согласно Акту межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом, было установлено, что реконструкция и капитальный ремонт дома не целесообразны, дом подлежит сносу, однако, фактически отселение граждан, проживающих в доме не производится, другое жилое помещение в соответствии с п.1 ч.2 ст.57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ ответчиком не предоставляется, постановлением Администрации Березовского городского от ДД.ММ.ГГГГ за № она признана малоимущей и в целях предоставления по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда признана нуждающейся в предоставлении жилья с учетом состава ее семьи, включающей кроме нее ее супруга Литяева А.В., однако, на данный учет на предоставление жилья она поставлена на общих основаниях, вместе с тем, полагает, что в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ имеет право на внеочередное предоставление жилья.
В судебном заседании истец Литяева Т.В., а также третье лицо на стороне истца Литяев А.В. исковые требования поддержали по изложенным выше обстоятельствам.
Представитель ответчика - Администрации Березовского городского округа - в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, также представителю Администрации БГО были своевременно вручены исковые материалы Литяевой Т.В., определение Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором ответчику были разъяснены процессуальные права и обязанности, последствия неявки лиц, участвующих в деле, распределено бремя доказывания, порядок предоставления доказательств, последствия их не предоставления. Каких-либо ходатайств и возражений по заявлению Литяевой Т.В. от Администрации БГО суду не поступало, доказательств уважительности причин своей неявки представитель ответчика также суду не представил, также не были им представлены без уважительных причин истребованные судом документы.
Суд с учетом мнения истца, третьего лица определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.
Заслушав истца, третье лицо, исследовав и оценив представленные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования Литяевой Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, т.е. прав, вытекающих из отношений регулируемых жилищным законодательством.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, спорное жилое помещение представляет собой квартиру за №, расположенную в жилом доме в <адрес> в <адрес>, данный жилой дом передан в муниципальную собственность Березовского городского округа на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.49). Истец Литяева Т.В. (до брака с Литяевым А.В. - Юрьевских) является нанимателем спорного жилого помещения на условиях социального найма, что подтверждается ордером на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), выданным Администраций <адрес> на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.97), из которого следует, что ордер на данное жилое помещение истцу выдан на основании списка АООТ «Березовский рудник» как на ранее предоставленное жилое помещение, в котором истец уже проживала, но без ордера.
Согласно вступившему в действие ДД.ММ.ГГГГ Жилищному кодексу РФ, законодателем стст.69,70 Кодекса сохранено право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи. Причем, также, кроме супруга, детей и родителей членами семьи нанимателя могут быть признаны другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в п.25 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ за № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ). В пункте 26 указанного выше постановления Верховный Суд РФ обратил внимание судов на то, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи. В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 ЖК РФ). Судам также следует иметь в виду, что Жилищный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 70 ЖК РФ) не предусматривает возможности ограничения соглашением сторон права пользования жилым помещением по договору социального найма вселенного члена семьи нанимателя.
Таким образом, в соответствии с нормами жилищного законодательства возникновение равного с нанимателем права пользования жилым помещением у лица обусловлено вселением его в жилое помещение и проживанием в нем в качестве члена семьи нанимателя.
Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, в том числе свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), поквартирной карточкой, представленной ООО «ЖКХ-Холдинг» (л.д.47), пояснениями истцов, не оспаривалось ответчиком и иными лицами, Литяев А.В. приобрел право пользования спорным жилым помещением как член семьи нанимателя Литяевой Т.В., поскольку был вселен ею в качестве члена своей семьи - супруга.
На момент рассмотрения спора право истцов на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на условиях социального найма ответчиком и иными лицами не оспаривалось, требований о признании их не приобретшими или утратившими право на данное жилое помещение также не заявлялось.
Судом было установлено, подтверждается материалами дела, в том числе актом межведомственной комиссии за №, утвержденным главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22), письмами Администрации БГО, Управления ЖКХ БГО, не оспаривалось ответчиком, жилой дом, расположенный по адресу; <адрес>, межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, признан непригодным для постоянного проживания граждан, проведение капитального ремонта и реконструкции экономически нецелесообразно, АООТ «<данные изъяты>» должен был произвести конструктивное укрепление элементов конструкции дома, производить ежемесячное комиссионное обследование, произвести отселение жильцов в течение 1996 года.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, из п. 38 которого следует, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; согласно п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относятся также иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо).
Как было установлено судом, в 1996 году в соответствии с указанным выше законодательством, а также законодательством, действующим период признания занимаемого истцами жилого помещения непригодным для постоянного проживания граждан, спорное жилое помещение было признано в установленном законом порядке не пригодным для проживания.
Более того, в последующем данные обстоятельства также были установлены в соответствии с действующим на момент рассмотрения дела законодательством.
Согласно ответу Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа на судебный запрос за № от 13.13.2010, дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, о чем имеется заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, акт от ДД.ММ.ГГГГ, справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня мероприятий целевой программы «Переселение граждан муниципального образования « г.Березовский» из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах» дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда без финансового обеспечения.
Как следует из акта обследования помещения межведомственной комиссии от 2002 года, утвержденного главой муниципального образования ФИО4, комиссия считает, что согласно требованиям п.п.2.1, 2.2, 2.3 «Положения по оценке непригодности жилых домов и помещений государственного и муниципального жилищного фонда для проживания» дом в <адрес>,<адрес> <адрес> следует отнести к группе непригодных для постоянного проживания на момент обследования и предлагается внести в Программу «Переселение граждан муниципального образования «г.Березовский» из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах».
Как следует из заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ за №, по результатам рассмотренных документов: 1)акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; 2)справки БТИ о техническом состоянии строения на ДД.ММ.ГГГГ и на основании акт межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, межведомственная комиссия установила, что согласно требованиям п.п.2.1,2.2,2.3 «Положения по оценке непригодности жилых домов и помещений государственного и муниципального жилищного фонда для проживания» дом в <адрес>, <адрес> горда Березовского следует отнести к группе непригодных для постоянного проживания на момент обследования, межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № « О внесении изменений в постановление главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня мероприятий целевой программы «переселение граждан муниципального образования «г.Березовский» из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах», пришла к заключению о том, что жилые помещения, расположенные в многоквартирном <адрес> следует признать непригодными для постоянного проживания, т.к. проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно и техническое стояние дома и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик (общий процент физического износа 71% по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.
В силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органа местного самоуправления отнесено ведение учёта в установленном порядке граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Как следует из ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В настоящее время на территории Свердловской области действуют законы от ДД.ММ.ГГГГ № "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" и от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "Об учёте малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" урегулирован порядок ведения учёта малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как было установлено судом, подтверждается постановлением администрации Березовского городского округа за № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений в <адрес>», не оспаривалось ответчиком, истец Литяева Т.В. указанным постановлением органа местного самоуправления признана малоимущей и в целях предоставления по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда признана нуждающейся в предоставлении жилья с учетом состава ее семьи, включающей кроме нее ее супруга Литяева А.В., однако, на данный учет на предоставление жилья она поставлена на общих основаниях, вместе с тем, на основании изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ Литяева Т.В. имеет право на внеочередное предоставление жилья.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Литяевой Татьяны Витальевны к Администрации Березовского городского округа о признании права на предоставление жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке - удовлетворить.
Признать за Литяевой Татьяной Витальевной, состоящей на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в Администрации Березовского городского округа право на предоставление благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке на основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но в порядке очередности по списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилища.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Березовский городской суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 17 декабря 2010 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Судья: Е.Л. Забоева