№ 2-1572/2010 от 08.12.2010 по иску Ситарь Г.П. о признании незаконными действий Администрации БГО



Дело № 2-1572/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 года г. Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием представителя заявителя Ситарь Г.П. Одинцова А.Ю., рассмотрев в открытом судебно заседании гражданское дело по заявлению Ситарь Галины Павловны о признании незаконными действий Администрации Березовского городского округа по снятию ее с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилья согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за №,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Ситарь Г.П. обратилась в суд с заявлением, в котором просила суд признать незаконными действия Администрации Березовского городского округа по снятию ее с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за №, в обоснование своей жалобы указав, что решением Березовского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Березовского городского округа была возложена обязанность по включению ее во внеочередной список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, и по предоставлению ей и ее дочери вне очереди, но в порядке очередности по списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилища, бесплатно на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения размером, соответствующим социально норме площади жилища на момент предоставления жилья. жилого помещения. На основании указанного решения администрация Березовского городского округа включила ее во внеочередной список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья. Жилое помещение во исполнение указанного судебного решения ей предоставлено не было, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер ее очереди был восьмым, однако ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Березовского городского округа было принято решение о снятии ее с учета и исключении ее из списков лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, оформленное письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом, указанные действия обжалуемого органа были мотивированы тем обстоятельством, что ее семья не может быть признана малоимущей. Вместе с тем, по ее мнению, данное решение Администрации БГО противоречит закону, а именно ч.2 ст.6 Закона № ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой для лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, до вступления в действие Жилищного кодекса РФ сохраняется право состоять на данном учете до предоставления жилого помещения, оснований для снятия ее с учета, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, не имеется, заявлений о снятии ее с указанного учета она не подавала, из города Березовского не выезжала, денежные средства на приобретение жилья, как и земельного участка для строительства жилого дома не получала. Также не отпали и основания, которые до введения в действие ЖК РФ предоставили ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, решение Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ не отменено.

В судебном заседании представитель заявителя Одинцов А.Ю. требования своего доверителя Ситарь Г.П. поддержал в полном объеме, подтвердил изложенные выше доводы и обстоятельства, дополнительно пояснил суду, что действиями Администрации Березовского городского округа по снятию его доверителя с учета нарушены гарантированные Конституцией РФ и предусмотренные Жилищным кодексом РФ права Ситарь Г.П. на предоставление жилища, в том числе безопасного для проживания, поскольку, как было установлено судом в 1999 году, занимаемое заявителем жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, непригодно для проживания в виде его аварийного состояния. Обязанность возложенная судом на Администрацию <адрес>, по предоставлению Ситарь Г.П. благоустроенного жилого помещения вне очереди, органом местного самоуправления не исполнена как до вступления Жилищного кодекса Российской Федерации, так и после его введения в действия, не предоставлено жилое помещение заявителю и на момент снятия ее ДД.ММ.ГГГГ с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.

Представитель обжалуемого органа Администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, также представителю Администрации БГО были своевременно вручены заявление Ситарь Г.П., определение Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором органу местного самоуправления, чьи действия обжалуются заявителем, были разъяснены процессуальные права и обязанности, последствия неявки лиц, участвующих в деле, распределено бремя доказывания, в том числе с особенностями рассмотрения дела по заявлениям граждан в порядке главы 25 ГПК РФ, порядок предоставления доказательств, последствия их не предоставления. Каких-либо ходатайств и возражений по заявлению Ситарь Г.П. от Администрации БГО суду не поступало, доказательств уважительности причин своей неявки представитель обжалуемого органа также суду не представил, также не были им представлены без уважительных причин истребованные судом документы.

Суд с учетом мнения представителя заявителя, настаивавшего на рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя Администрации БГО, не явившегося в судебное заседание без уважительных причин, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя обжалуемого органа в порядке ч.2ст.257 ГПК РФ.

Заслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Ситарь Г.П. и незаконности обжалуемых ею действий Администрации Березовского городского округа в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Статья 246 ГПК РФ предусматривает, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, главами 24 - 26 Кодекса и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, в том числе решением Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, указанным решением на Администрацию города Березовского (в настоящее время Администрация Березовского городского округа) была возложена обязанность по включению Ситарь Галины Павловны, принятой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья бесплатно на условиях найма в жилищном фонде социального использования, исходя из даты подачи ею заявления о постановке на учет, а также на Администрацию БГО возложена обязанность по предоставлению Ситарь Галине Павловне вне очереди, но в порядке очередности по списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилища, на условиях найма бесплатно благоустроенного применительно к условиям города Березовского жилого помещения в черте указанного населенного пункта в размере, соответствующем социальной норме площади жилища на момент предоставления жилья с соблюдением условия недопустимости заселения одной комнаты лицами разного пола, кроме супругов.

На основании указанного решения администрация Березовского городского округа включила Ситарь Г.П. во внеочередной список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, для последующего предоставления жилого помещения, что подтверждается: Списком граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящих на учете на получение жилья в муниципальном образовании «г.Березовский» по внеочередном списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением главы МО «г.Березовский» от ДД.ММ.ГГГГ за №, в котором Ситарь Г.П. значится за №, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, основание постановки на учет - ветхий дом <адрес> <адрес>, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ: аналогичным Внеочередным списком граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Березовском городском округе, утвержденным постановлением главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за №, в котором Ситарь Г.П. значится за № по тем же основаниям (дата решения суда исправлена на ДД.ММ.ГГГГ), дата постановки на учет указана прежняя - ДД.ММ.ГГГГ; письмом Администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за №, адресованным Ситарь Г.П., проживающей по адресу: <адрес>, 14-10, т.е. в том же жилом помещении, которое решением суда от ДД.ММ.ГГГГ был признано непригодным для проживания в виде его аварийного состояния, согласно указанному письму администрации БГО Ситарь Г.П. состояла на указанную дату (ДД.ММ.ГГГГ) на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке (списке) с ДД.ММ.ГГГГ, за №.

Согласно письму Администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за № Администрацией Березовского городского округа было принято решение о снятии Ситарь Г.П. с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, и исключении ее из списков лиц, состоящих на данном учете ( указанные действия Администрации БГО обжалуются заявителем в настоящем деле). При этом, согласно содержанию письма от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для снятия заявителя с данного учета послужило то обстоятельство, что размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, больше установленного порогового значения, в связи с чем семья Ситарь Г.П. не может быть признана малоимущей, отсутствуют основания для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма. В обоснование своих действий по снятию заявителя с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Администрация Березовского городского округа сослалась на ст.55, 56 Жилищного кодекса РФ.

Вместе с тем, суд полагает, что данные действия органа местного самоуправления в отношении заявителя противоречат действующему законодательству.

Статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) предусматривает, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ), его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Такое исключение содержит ч.2 ст. 6 Вводного закона.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводный закон) граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Из приведенных норм ч.2 ст.6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.

Поскольку Ситарь Г.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ, продолжала на нем состоять до ДД.ММ.ГГГГ, в указанный период с него не снималась, жилое помещение ей предоставлено не было, то к возникшим правоотношениям подлежит применению не только ст. 55,56 ЖК РФ, но и ч. 2 ст. 6 Вводного закона в их нормативно-правовом единстве.

Соответственно, для снятия заявителя Ситарь Г.П. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении согласно ч.2 ст.6 Вводного закона необходимо наличие оснований, предусмотренных п.п.1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: 1) подача по месту учета заявления о снятии с учета; 3) выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Также в силу ч.2 ст.6 Вводного закона основанием для снятия с учета является утрата оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали заявителю право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Оснований для снятия Ситарь Г.П. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, приведенных выше, судом не установлено, доказательств обратного обжалуемым органом суду не представлено, заявлений о снятии ее с указанного учета Ситарь Г.П. не подавала, из <адрес> не выезжала, жилое помещение ей не предоставлялось, заявитель по-прежнему проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, признанным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ был признано непригодным для проживания в виде его аварийного состояния, денежные средства на приобретение или строительства жилья, как и земельного участка для строительства жилого дома Ситарь Г.П. не получала. Основанием для постановки заявителя на учет послужило решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое не отменено и не утратило своего обязательного характера с момента вступления его в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не отпали и основания, которые до введения в действие ЖК РФ предоставили Ситарь Г.П. право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу приведенных выше норм отсутствие у заявителя Ситарь Г.П. статуса малоимущей не является основанием для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, на котором она состояла в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как было установлено судом, при снятии заявителя Ситарь Г.П. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма согласно письму Администрации Березовского городского округа от 25 октября 2010 года за № 1786/01-42 органом местного самоуправление не приведено обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

В порядке подготовки дела к судебном разбирательству обжалуемому органу в лице Администрации Березовского городского округа было распределено бремя доказывания согласно ст.249 ГПК РФ, в соответствии с ч.1 которой обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представителем органа местного самоуправления в лице Администрации БГО, чьи действия обжалованы заявителем Ситарь Г.П., не представлено доказательств, подтверждающих законность обжалуемых заявителем действий.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как следует из квитанции Березовского отделения Сбербанка РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, заявителем Ситарь Г.П. за подачу настоящего заявления оплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей.д

С учетом принятого судом решения об удовлетворении заявления Ситарь Г.П. данные расходы подлежат возмещению заявителю за счет Администрации Березовского городского округа в полном объеме в сумме 200 рублей.

Заявителем, ее представителем не представлено доказательств, подтверждающих понесение Ситарь Г.П. иных судебных расходов, в том числе на оплату услуг своего представителя в сумме 5000 рублей, о которых было заявлено Ситарь Г.П. в ее заявлении.

Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у лиц, участвующих в деле, не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, они согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, участникам процесса также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57, 255 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 257,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ситарь Галины Павловны о признании незаконными действий Администрации Березовского городского округа по снятию ее с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилья согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за № - удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Березовского городского округа по снятию Ситарь Галины Павловны с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилья согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за №.

Взыскать с Администрации Березовского городского округа в пользу Ситарь Галины Павловны в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Березовский городской суд.

Решение в окончательном виде изготовлено 09 декабря 2010 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Судья: Забоева Е.Л.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200