Дело № 2-1610/2010 года
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2010 года город Березовский
Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козулиной АД к Комитету по управлению имуществом Березовского городского округа, Администрации Березовского городского округа, Галлямову РР о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, признании договора аренды земельного участка, соглашения о перемене лиц в обязательстве недействительными,
УСТАНОВИЛ
Истец Козулина А.Д. обратилась в суд с иском, просила признать за ней право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу <адрес>, а также признать недействительным договор аренды данного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о перемене лиц в обязательстве, указав в обоснование исковых требований, что ДД.ММ.ГГГГ ее супругом ФИО3 был приобретен по договору купли-продажи жилой дом по адресу <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 644 квадратных метра. На момент приобретения жилого дома в собственность она и ФИО3 состояли в зарегистрированном браке. В ДД.ММ.ГГГГ году жилой дом был ими снесен из-за ветхости. После смерти супруга ДД.ММ.ГГГГ она продолжала пользоваться земельным участком.
В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился.
Ответчик Галлямов Р.Р. исковые требования признал.
Суд, заслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования Козулиной А.Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР от 30 октября 1922 года при исключительно государственной собственности на землю трудовые земледельцы имели право пользования землей. При переходе прав на жилой дом признавался переход прав на земельный участок.
В соответствии со статьями 87,104 Земельного кодекса РСФСР от 01 июля 1970 года земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства предоставлялись в бессрочное пользование. При переходе права собственности на строение переходило право пользования земельным участком или его частью.
В соответствии со статьей 37 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года при переходе права собственности на строение, сооружение или передаче их другим гражданам вместе с этими объектами переходило и право пользования земельным участком.
В силу статьи 271 Гражданского Кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.
В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, и необходимой для их использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Как видно из сообщения Березовского БТИ и РН от ДД.ММ.ГГГГ №, в материалах инвентарного дела имеется запись о регистрации жилого дома по адресу <адрес> за ФИО3 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее жилой дом принадлежал на праве собственности ФИО2 на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ №, Петряевым на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ №. Объект недвижимости был поставлен на учет в ДД.ММ.ГГГГ году, стоял на техническом учете под номером № по <адрес>.
Как видно из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2, с одной стороны, и ФИО3, с другой стороны, ФИО3 приобрел в собственность жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 644 квадратных метра.
Жилой дом приобретен ФИО3 в период зарегистрированного брака с ФИО4, что видно из свидетельства о браке серии 11-ЩЕ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бариновским сельским <адрес>, потому является общим имуществом супругов в силу статьи 20 Кодекса о браке и семье РСФСР. ФИО3 и ФИО4, являясь собственниками жилого дома, в соответствии с действовавшим в тот период времени законодательством приобрели право постоянного бессрочного пользования земельным участком, на котором дом расположен.
В ДД.ММ.ГГГГ дом был снесен из-за ветхости. Как видно из выписки из инвентарного дела на строение по адресу <адрес>, составленной на дату ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке по указанному адресу расположен объект недвижимости садовый дом площадью 8.2 квадратных метров и пристрой к нему площадью 5.0 квадратных метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.
Имеющиеся на земельном участке постройки - садовый дом с пристроем - построены ФИО3 и ФИО4 в период брака на земельном участке, принадлежащем им на праве постоянного бессрочного пользования, принадлежали им на праве общей совместной собственности в силу статьи 139 Гражданского кодекса РСФСР от 01 октября 1964 года.
Из свидетельства о смерти серии 1-АИ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Отделом ЗАГС МО «<данные изъяты>» <адрес>, видно, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности на имеющиеся на земельном участке постройки перешло к его наследнику по закону первой очереди Козулиной А.Д., как и право постоянного бессрочного пользования земельным участком.
Снос дома в связи с его ветхостью не может препятствовать передаче земельного участка наследнику, если на момент смерти наследодателя не была проведена государственная регистрация прекращения права собственности на снесенное строение в соответствии со статьей 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Для регистрации прекращения права собственности на строение необходимы заявление собственника строения, документ технического учета и постановление органа местного самоуправления о ликвидации объекта недвижимости. Такие документы отсутствуют.
После смерти наследодателя пережившая его супруга Козулина А.Д. фактически приняла наследство, продолжая пользоваться земельным участком, постройками, на нем расположенными. Поскольку право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком возникло у Козулиной А.Д. в силу закона и сохранилось в результате смены собственника строения, то договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок передан ей в аренду сроком на 15 лет, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации, как и соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Козулиной АД удовлетворить.
Признать за Козулиной АД право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 582 квадратных метра, расположенным по адресу <адрес>.
Признать недействительными договор аренды земельного участка по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, соглашение о перемене лиц в обязательстве по договору долгосрочной аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Березовский городской суд.
Судья Л.С. Фаламова