Дело № 2-1550/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации29 декабря 2010 года г.Березовский
Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием истцов Уксусовой Э.А., Замятиной О.В., их представителя Салтановой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уксусовой ЭА, Замятиной ОВ к Администрации Березовского городского округа, Комитету по управлению имуществом Березовского городского округа о признании права общей долевой собственности на не унаследованную долю в жилом доме в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Уксусова Э.А. и Замятина О.В. обратились в суд с иском к Администрации Березовского городского округа, Комитету по управлению имуществом Березовского городского округа о признании за ними права на не унаследованную 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в равных долях, т.е. в размере 1/6 доли за каждой, в силу приобретательной давности, в обоснование своих требований указав на следующие обстоятельства. После смерти их деда ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, открылось наследство в виде принадлежащего наследодателю на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Его наследниками по закону являлись его дети ФИО3, ФИО4 и ФИО5, все они обратились к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследника, однако, свидетельство о праве на наследство было получено только ФИО3 и ФИО4, которые зарегистрировали право собственности за собой на 1/3 долю жилого дома каждый, они же со своими семьями стали проживать и пользоваться наследственным домом, а ФИО5, не вступив в права наследника, соответственно, не получив свидетельство о права собственности на причитающуюся ему долю, после похорон своего отца уехал на постоянное место жительства в <адрес>, интереса к наследственному имуществу более не проявлял, в ДД.ММ.ГГГГ году умер, об его наследниках им ничего не известно, сам ФИО5 с родственниками не общался. Уксусова Э.А. после смерти своей матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в порядке наследования приобрела право собственности на принадлежавшую ФИО3 1/3 долю в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом. Замятина О.В. приобрела право собственности на принадлежавшую ФИО4 1/3 долю в указанном доме также в порядке наследования после смерти своего отца ФИО4, умершего в ДД.ММ.ГГГГ году, и после смерти своего брата ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ, как единственный наследник. Полагают, что в настоящее время собственниками жилого дома по <адрес>, в <адрес> являются они (истцы) и ФИО2 в размере 1/3 доли каждый, так как причитающаяся ФИО5 доля им унаследована не была. Они (истцы) являются фактическими владельцами дома, с учетом владения им их родителями, более 15 лет.
В судебном заседании истцы Уксусова Э.А. и Замятина О.В., их представитель Салтанова Е.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, сославшись на изложенные выше обстоятельства, считают, что с учетом периода владения спорным жилым домом их родителями ФИО3 и ФИО4 соответственно, они открыто, добросовестно и непрерывно владеют спорным жилым домом в полном объеме, включая не унаследованную ФИО5 долю, как собственники более 15 лет, при этом, период указанного давностного владения считают с даты смерти ФИО2, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в силу приобретательной давности приобрели право на не унаследованную ФИО5 долю в размере 1/2 доли, т.е. по 1/6 доле на весь жилой дом, каждая.
Представители ответчиков - Администрации Березовского городского округа, Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа - в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не известили.
В порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Уксусовой Э.А. и Замятиной О.В. исковых требований в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со ст.218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом
Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, в том числе материалами наследственного дела после смерти ФИО2, сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, а также из Березовского БТИ и РН, пояснениями истцов, после смерти ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, открылось наследство в виде принадлежащего наследодателю на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Наследодатель ФИО2 распоряжение в отношении своего имущества на случае своей смерти в виде завещания не составил. Его наследниками по закону первой очереди являлись его дети: ФИО3, ФИО4 и ФИО5.
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент открытия наследства ФИО2: ч.ч. 1, 4 ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР от 11.06.1964, при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.
В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.), действовавшего на день открытия наследства после смерти ФИО2, для приобретения наследства наследник должен его принять, признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Согласно ч. 3 ст. 546 ГК РСФСР указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Согласно п. 11 постановления Пленума ВС РСФСР от 23.04.1991 года “О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании” получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (ст. 557 ГК РСФСР 1964 г.).
Судом установлено, подтверждается исследованными судом доказательствами, что после смерти ФИО2 его наследники первой очереди - дети ФИО3, ФИО4 и ФИО5 обратились в установленном законом порядке к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти их отца ФИО2 (л.д.47,49,50). Указанные действия наследниками были совершены в течение установленного законом срока для принятия наследства, отказа от наследства ФИО2 ни от кого из его наследников в установленном законом порядке не поступало. Нотариусом Березовской государственной нотариальной конторы ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому наследниками имущества ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ в одной третьей доле каждый являются его дети ФИО4, ФИО3, наследственное имущество заключается в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, и в денежном вкладе, хранящемся в Сберегательном банке РФ №, на одну третью долю имущества свидетельство о праве на наследство еще не выдано (л.д.46). На основании указанного свидетельства о праве на наследство по закону произведена регистрация права общей долевой собственности на наследственный жилой дом за ФИО3 и ФИО4 в размере 1/3 доли за каждым, оставшаяся 1/3 доля, принадлежавшая наследодателю ФИО2, числится на праве собственности за последним.
Нормы гражданского права в части наследственных правоотношений нашли свое закрепление и в части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В соответствии со ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законодательством выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владения или управление наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества и т.д.
В соответствии со статьей 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия и момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, если такое право подлежит государственной регистрации.
В силу п.1 ст.1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.
В ст. 1164 Гражданского кодекса Российской Федерации специально отмечен момент возникновения общей собственности наследников. Этим моментом также является день открытия наследства. Такое специальное указание сделано намеренно - в целях точного определения содержания правоотношений, возникающих между наследниками, принявшими наследство и ставшими сособственниками имущества, оставшегося после смерти наследодателя. Состав наследственного имущества определяется также на день открытия наследства. Именно со дня открытия наследства наследники имеют права и несут обязанности, вытекающие из общей собственности на наследственное имущество.
В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, т.е. наследство рассматривается как единое целое и может быть принято каждым наследником лишь как единое целое: не требуется принимать наследство в отношении каждой отдельной вещи, каждого в отдельности права или каждой обязанности, входящих в состав имущества умершего.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу приведенных норм, суд приходит к выводу, что со дня открытия наследства ФИО2 наследственное имущество в виде жилого дома перешло в общую долевую собственность наследников ФИО3, ФИО4 и ФИО5, не получение последним свидетельства о праве на наследство, представляющего собой лишь право подтверждающий документ, а также отсутствие зарегистрированного за ним права на долю в спорном наследственном жилом доме не свидетельствуют о том, что, как указывают истцы, ФИО5 не унаследована доля в наследственном имуществе его отца ФИО2
В обоснование своих требований о признании за ними права собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, перешедшую в порядке наследования в собственность ФИО5, истцы ссылаются на приобретательную давность их владения указанным имуществом и владения им их наследодателей ФИО3 и ФИО4 соответственно. Однако в силу установленных выше судом обстоятельств не усматривается оснований для приобретения истцами права собственности на спорное имущество в виде принадлежавшей ФИО5 доли в силу приобретательной давности.
В соответствии с п.1 ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Для возникновения права собственности в силу приобретательной давности недостаточно только пользоваться, необходимо соблюсти некоторые условия, а именно: добросовестность, открытость и непрерывность владения имуществом как собственным в течение 15 лет.
Определение добросовестного приобретателя вытекает из содержания ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что добросовестным приобретателем является лицо, которое, приобретая имущество, не знало и не могло знать о правах других лиц в отношении этого имущества. В приобретательной давности добросовестность проявляется в том, что даже если владение незаконно, давностный приобретатель в момент начала владения не только не знал, но и не мог знать о незаконности своего владения.
С учетом данных положений закона, истцы, а также их право предшественники не могли быть и не являлись добросовестными приобретателями спорного имущества до смерти ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ году, поскольку, как было выше установлено судом, ФИО5 являлся собственником принадлежавшей ему доли в наследственном доме после смерти своего отца ФИО2 как наследник первой очереди, о чем его родные брат ФИО4 и сестра ФИО3, как наследники той же очереди, знали, об этом также свидетельствуют фактические обстоятельства дела, материалы наследственного дела, а также совместное заявление ФИО5 и ФИО3 о принятии наследства, в тексте искового заявления истцы также указывают на тот факт, что ФИО5 вместе с ФИО3 и ФИО4 обратились к нотариусу за принятием наследства после смерти ФИО2
Пунктом 4 статьи 234 ГК РФ установлено, что течение срока приобретательной давности начинается не ранее истечения срока исковой давности по требованиям, установленным стст.301, 305 ГК РФ, т.е. трехгодичного срока для заявления требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения. С учетом указанного срока общий срок с учетом срока приобретательной давности составляет не менее 18 лет.
Судом было установлено, что ФИО5 умер в ДД.ММ.ГГГГ году, соответственно, установленный законом срок приобретательной давности в отношении принадлежавшего ему имущества на момент предъявления иска и его рассмотрения судом (ноябрь-декабрь 2010 года) не истек.
Кроме того, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и принадлежавший на праве общей долевой собственности трем сособственникам, как было установлено судом, в натуре разделен не был, не определялся судом и порядок его пользования, владение и пользование общим имуществом осуществляется по соглашению между его сособственниками, нет оснований для возникновения права на одну из его долей в силу приобретательной давности.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решением по заявленным истцом требованиям.
Поскольку судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требовании не имеется оснований для возмещения истцам судебных расходов, понесенных по настоящему делу.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Уксусовой ЭА, Замятиной ОВ к Администрации Березовского городского округа, Комитету по управлению имуществом Березовского городского округа о признании права общей долевой собственности на не унаследованную долю в жилом доме в силу приобретательной давности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Березовский городской суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 03 января 2011 года, срок для подачи кассационной жалобы исчислять с 11 января 2011 года (с 01 по 10 января 2011 года - нерабочие дни).
Судья: подпись. Е.Л. Забоева
.
Копия верна.
Судья: Е.Л. Забоева