Мотивированное решение изготовлено: 18.01.2011
Дело 2-48/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации14 января 2011 года г. БерезовскийБерезовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж.В., при секретаре Фоменко М.С., с участием
истца Слоновой О.В. ее представителя Володина А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слоновой Ольги Викторовны к Администрации Березовского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма,
установил:
Слонова О.В. обратилась в суд иском к Администрации Березовского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма.
В обоснование иска указала, что она имеет статус лица, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: отец Слонов Виктор Николаевич умер в ДД.ММ.ГГГГ году, мать Слонова Людмила Борисовна умерла в ДД.ММ.ГГГГ году. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась, воспитывалась и проживала в Лосиной школе-интернат (с 10.05.2006 переименована в Государственное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Березовская школа-интернат»), на момент окончания школы-интернат закрепленного за ней жилого помещения не имела. Постановлением Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, по достижению 18 лет, за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, полагает, что данное жилое помещение предоставлялось ей в качестве временного, поэтому пригодного для проживания жилого помещения у нее не имеется. Ее обращение в Администрацию Березовского городского округа с заявлением о предоставлении ей жилого помещения положительного результата не дало.
Просит суд возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Администрацию Березовского городского округа обязанность по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма общей площадью не менее установленных социальных норм, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное в пределах Березовского городского округа Березовского городского округа.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменный отзыв, в котором выразил не согласие с заявленным иском, указав, что согласно постановлению Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в сумме 229 370 тыс. рублей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, получателем средств областного бюджета направленных на строительство жилых помещений для детей - сирот является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Согласно «Порядку обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета», утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляется в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием общей площади. В течение 15 рабочих дней органы местного самоуправления муниципальных образований обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. В данный момент СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключены государственные контракты на строительство жилых помещений для детей-сирот в администрацию Березовского городского округа. Министерством готовится к изданию приказа о распределении жилых помещений для обеспечения детей-сирот в администрацию Березовского городского округа по согласованию с администрацией Березовского городского округа и в пределах выделенных Правительством Свердловской области денежных средств.
В случае постановки Слоновой О.В. на учет в администрации муниципального образования, обеспечение ее жилым помещением будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика - Администрации Березовского городского округа - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, каких-либо заявлений, ходатайств от представителя данного ответчика суду не поступало.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменный отзыв, в котором выразил не согласие с заявленным иском, указав, что согласно постановлению Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в сумме 229 370 тыс. рублей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, получателем средств областного бюджета направленных на строительство жилых помещений для детей - сирот является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Согласно «Порядку обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета», утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП, средства областного бюджета по приказу министра архитектуры и градостроительству Свердловской области направляются на строительство (приобретение жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Согласно представленным истцом документам за Слоновой О.В. было закреплена жилая помощь в <адрес>, полагает, что истец не имеет права на дополнительную поддержку в виде обеспечения жильем на условиях и в порядке ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, истцом не предоставлены документы, подтверждающие факт непригодности жилого помещения по адресу: <адрес>
В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в рамках выделенных бюджетных средств в 2010 году были приобретены три квартиры для указанной категории граждан г. Березовского, которые в настоящее время уже распределены.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, каких-либо заявлений, ходатайств от представителей данных лиц суду не поступало.
С учетом мнения истца, судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей ответчиков, представителей третьих лиц на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав истца, его представителя, с учетом письменных возражений иных лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующих обстоятельств.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительныхгарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняют наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичныеположения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; а лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, не оспаривалось участниками спора, будучи несовершеннолетней Слонова Ольга Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась, воспитывалась и проживала в Лосиной школе-интернат (с ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства № о государственной регистрации предприятия, переименована в Муниципальное образовательное учреждение школа-интернат основного общего образования № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления главы МО «г. Березовский» № от ДД.ММ.ГГГГ, переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц 66 № от ДД.ММ.ГГГГ, переименована в Государственное образовательное учреждение <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Березовская школа-интернат»). Ее родители: отец Слонов Виктор Николаевич, согласно свидетельству о смерти I-АИ №, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Слонова Людмила Борисовна, согласно свидетельству о смерти I-ИВ № умерла ДД.ММ.ГГГГ. По окончании 9 класса Слонова О. В. выбыла в ОУ №.
Администрация ГОУ СО «Березовская школа-интернат» заявление о постановке Слонову О. В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не подавала, поскольку за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании Постановления главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из Постановления главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними Жернаковым А., Жернаковым С., Слоновым Е., Слоновой О. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, <адрес>.
В целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной Федеральным законом от 21.12.1996; N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области oт 20.04.2010 №646-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» (далее - Порядок), в соответствии с которым:
уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениямидетей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 381 894,1 тыс. рублей, в том числе субсидия из федерального бюджета 40 024,1 тыс. рублей в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилымипомещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд) (п.3 Порядка);
средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных ииных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.4 Порядка);
средства областного бюджета по приказу министрастроительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещенийдля детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области (п.5 Порядка);
Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектурыСвердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п.6 Порядка);
жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п.8 Порядка);
списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (п.9 Порядка);
для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади:
органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (п. 11 Порядка).
распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений (п. 12 Порядка).
Указанный выше порядок, утвержденный в установленном законом порядке постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП, не законным не признан, соответственно, подлежит применению к возникшим правоотношениям.
Из представленных суду документов не усматривается, что Слонова О. В. числится в списках нуждающихся в жилье детей-сирот, которые формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (п.9 Порядка);
Обращение заявителя в администрацию Березовского городского округа о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в порядке, установленном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставлено без удовлетворения, по тем основаниям, что заявителем не представлены соответствующие документы для постановки ее на учет.
Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, для определения необходимого объема финансирования из бюджета имеют различную правовую природу.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству стороне истца, было разъяснено право уточнить исковые требования, в том числе в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выбрать иной способ защиты нарушенного права, однако истец настаивала на рассмотрении требований в заявленном виде.
Суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, требования истца. Учитывая изложенное, требования истца о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма, подлежат отклонению.
Вместе с тем, данный отказ не лишает права истца обратиться в суд избрав иной способ защиты нарушенного права, включая требование о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, для обеспечения в последующем финансирования из бюджета.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Слоновой Ольги Викторовны к Администрации Березовского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: