Дело № 2-60/2011 по иску Третьякова АФ к ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО о перерасчете ежемесячной выплаты в возмещении вреда здоровью, взыскании задолженности



Решение в окончательной форме изготовлено 28.02.2011

№ 2-60/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж. В. при секретаре Фоменко М. С., с участием истца Третьякова А. Ф., его представителя Жабреевой И.Н.,

представителей ответчика ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО <адрес> Долгих И.Н. и Леоновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Третьякова АФ к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес> о перерасчете ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности,

установил:

Третьяков А.Ф. обратился в суд иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> (ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по <адрес>), Министерству социальной защиты населения <адрес> о перерасчете ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности.

В обоснование требований истец пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее - ЧАЭС) в составе войсковой части 74313, в том числе с 01 по ДД.ММ.ГГГГ в третьей зоне опасности (30-километровая зона отчуждения). ДД.ММ.ГГГГ по причине заболевания, связанного с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, он был признан инвалидом третьей группы. ДД.ММ.ГГГГ ему установлено 60% утраты трудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ - вторая группа инвалидности и 100-процентная утрата трудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ - 80 % утраты трудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ - 90 % утраты трудоспособности.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда России по <адрес> (далее - УПФР) ему была назначена пенсия по инвалидности в размере возмещения ущерба, как ликвидатору последствий аварии на ЧАЭС в размере 318 руб. 41 коп., с последующей индексацией выплат. В июне 1997 года указанные выплаты стало производить УСЗН, после производства перерасчета которым он стал получать выплаты в меньшем размере, в то время как указанное снижение выплат, по его мнению, не было основано на законе.

Уточнив требования истец просил обязать ответчиков за счет средств федерального бюджета назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ сумму в возмещение вреда здоровью в размере 103 082 руб. 96 коп. ежемесячно, с последующей индексацией; взыскать в его пользу за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью в размере 7 095 510 руб. 26 коп. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.

Представители ответчиков ТОИОГВ СО - УСНЗ МСЗН СО по <адрес> с иском не согласны, пояснив, что из представленных Третьяковым А.Ф. на момент обращения документов, в том числе и справок о заработной плате, Пенсионно-правовой отдел, ныне Управление Пенсионного фонда по <адрес>, входивший в состав Управления до марта 2001 года, назначил Третьякову А.Ф., в соответствии с действующим законодательством пенсию по инвалидности в размере возмещения ущерба в размере 318 руб. 41 коп. Пенсия по инвалидности Третьякову А.Ф. в соответствии с правилами применения повышающих коэффициентов МРОТ и учетом процента утраты трудоспособности Пенсионно-правовым отделом рассчитывалась и выплачивалась. До ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда определялась за фактически отработанное время на работах по ликвидации аварии на ЧАЭС и выплачивалась в виде и размере пенсии. Выплата сумм возмещения вреда здоровью со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась в соответствии со статьей 38 федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Однако данной статьей предусматривается исчисление среднемесячного заработка для назначения пенсии в соответствии с вышеназванным Законом и Законом РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР», суммы возмещения вреда не относятся к видам пенсий, предусмотренных законом от 20.11.1990. Поэтому такой порядок исчисления сумм возмещения вреда применялся неверно. В связи с внутренней реорганизацией структуры Управления в 1997 году в июне месяце, назначение сумм возмещения вреда «чернобыльцам» было передано в отдел социальных гарантий и льгот. Управление произвело перерасчет пенсии по инвалидности суммы возмещения вреда. Как установлено, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 24.11.1995 № 179 - ФЗ (вступил в силу со 02.03.1996) лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда. Однако в случае с Третьяковым А.Ф. имела место ошибка в определении среднего заработка, из которого следует исчислять возмещение вреда здоровью и как следствие - изменение размера суммы возмещения вреда здоровью. До 06.01.2000 порядок определения заработка потерпевшего регулировался «Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 180 -ФЗ, вступившего в этой части со 02.03.1996). В соответствии со статьей 14 названных Правил возмещение вреда могло быть исчислено либо из заработка за 12 последних месяцев работы, предшествующих утрате, либо снижению трудоспособности (т.е. перед установлением группы инвалидности), либо в случае профзаболевания за последние 12 месяцев, предшествующих прекращению работы на ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Согласно п. 25 статьи 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного календарного месяца, размер возмещения исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Третьяков А.Ф. принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в 3-й зоне опасности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило более одного календарного месяца. Инвалидность наступила ДД.ММ.ГГГГ. Процент утраты трудоспособности был определен: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 60%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 100 %, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 80 %, с ДД.ММ.ГГГГ - 90 % - бессрочно. На основании вышеизложенного, с ДД.ММ.ГГГГ размер суммы возмещения вреда был не снижен с 4 555,97 руб. до 2 963,26 руб., а был приведен в соответствие с законодательством, и речь идет не об уменьшении ранее назначенной суммы, а об устранении ошибки в начислении. Размер суммы 4 555,97 руб. был определен ошибочно, исходя из среднего заработка за 5 месяцев работы на ЧАЭС, тогда как надо было брать средний заработок за 12 месяцев перед прекращением работы ЧАЭС. Управление, являясь исполнительным органом государственной власти, осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. С ДД.ММ.ГГГГ Управление в связи с ростом базовой суммы с 83 руб. 49 коп. до 100 руб.00 коп. проиндексировало Третьякову сумму возмещения вреда в 1,198 раза и назначило сумму возмещения вреда в размере 3 549 руб. 98 коп., поэтому заявление истца о том, что Управление не производило индексацию сумм возмещения вреда - не обосновано. Полагают, что сумма возмещения вреда здоровью Третьякову А.Ф. была назначена верно, в соответствии с действующим законодательством. Требование истца о том, что Управление не учло полный заработок на ЧАЭС, не учло сохраненный заработок по основному месту работы, считает не обоснованным, как и доводы истца о том, что для расчета среднемесячного заработка необходимо учитывать решение Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ об установлении юридического факта получения им заработной платы за выполнение работ по ликвидации аварии на ЧАЭС в сумме 12 905 руб. 51 коп., поскольку данный факт установлен решением суда только ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес> в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Представитель третьего лица - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> в судебном заседании поддержал позицию ответчика ТОИОГВ СО - УСНЗ МСЗН СО по <адрес> по изложенным его представителями доводам.

Представитель третьего лица - Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации просит рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном суду отзыве выразил следующую позицию: согласно ст. 38 базового Закона (ред. 18.06.1992) «Исчисление среднемесячного заработка для назначения пенсии производится в соответствии с настоящим Законом и Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

По желанию обратившегося за пенсией, среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии может браться за любой период из 12 месяцев работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. В случае, если обратившийся за пенсией проработал менее 12 месяцев, среднемесячный заработок определяется путем деления общей суммы заработка за календарные месяцы работы на число этих месяцев. В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, среднемесячный заработок для исчисления пенсии подсчитывается в порядке, установленном частью третьей статьи 103 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", без ограничения заработка, из которого исчисляется пенсия, двумя тарифными ставками (окладами)».

02.03.1996 вступил в силу Федеральный закон от 24.11.1995 № 1 79-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым упразднено правило о назначении инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы пенсий в размере фактического возмещения ущерба и предоставлено право на одновременное получение двух денежных выплат: пенсии по правилам, установленным Законом о государственных пенсиях в РСФСР и сумм возмещения вреда по п. 25 ст. 14 названного Закона, т.е. в марте 1996 года законодатель ввел новое правовое регулирование возмещения вреда отказался от выплаты инвалидам-чернобыльцам двух пенсий и предоставил право на получение двух денежных выплат.

В соответствии с п. 25 ст. 14 базового Закона (ред. от 24.11.1995) гражданину, получившему инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения.

Данная норма действовала до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который изменил порядок определения сумм возмещения вреда: изъял расчет в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности и установил твердые суммы в зависимости от группы инвалидности.

Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 06.01.2000 регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 № 4214-1 (далее - Правила). 06.01.2000 Правила признаны утратившими силу (за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплены положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью) и введен в действие Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работка при исполнении им обязанностей по трудовому договору.

В п. 3 ст. 12 Закона № 125-ФЗ и в ст. 14 Правил, был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. До 15.02.2001 средний месячный заработок подсчитывался путем деления на 12 общей суммы заработка за 12 месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составлял менее двенадцати месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.

Кроме того ч. 2 и 3 ст. 15 Правил предусматривала: «если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональном заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях.

В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка».

Из изложенного следует, что при назначении пенсии заработок мог быть исчислен за фактически отработанное время на ЧАЭС. Как было указано выше, для определения сумм возмещения вреда средний заработок мог быть определен за 12 месяцев работы, перед причинением вреда или снижением трудоспособности либо из условного заработка.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был определен разный механизм определения среднемесячного заработка для исчисления пенсии и со 02.03.1996 для исчисления сумм в возмещение вреда.

Считает, что выводы истца о необходимости исчисления ему возмещения вреда из заработка, полученного им за 5 месяцев работы на ЧАЭС, противоречат вышеназванным нормам, просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Установлено судом, что Третьяков А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в составе воинской части 74313, с 01 сентября по ДД.ММ.ГГГГ выполнял задание в зоне опасности . В результате работ по устранению последствий на ЧАЭС его здоровью был причинен вред. ДД.ММ.ГГГГ Челябинским региональным межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установлена связь заболевания с работами на ЧАЭС. Инвалидность наступила ДД.ММ.ГГГГ. Процент утраты трудоспособности был определен: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 60%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 100 %, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 80 %, с ДД.ММ.ГГГГ - 90 % - бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда по <адрес> (отделом назначения и выплаты пенсии) Третьякову А.Ф. назначена пенсия по инвалидности в размере возмещения ущерба, как ликвидатору аварии на Чернобыльской АЭС в размере 318 руб. 41 коп., УПФ <адрес> рассчитало пенсию по инвалидности в возмещение ущерба исходя из заработной платы на ЧАЭС (за 5 полных месяцев) взяв заработок в размере 4 713 руб. 58 коп., затем применило повышающие коэффициенты МРОТ (6,7; 2,5; 2,5; 1,9; 1,81; 1,9; 1,4), к полученному результату применило процент утраты трудоспособности 60 % 4731,58: 5 = 942,72 руб. (942,72 x 6,7 x 2,5 x 2,5 x 1,9 x 1,81 х 1,9 х 1,4 = 361 119,84 руб. 361 119,84 х 60% = 216 672,00 неденоминированных рублей). Пенсионный фонд производил вышеуказанные выплаты с применением коэффициентов МРОТ до ДД.ММ.ГГГГ. Ежемесячная выплата на ДД.ММ.ГГГГ составила 689 700 неденоминированных рублей.

В июне 1997 года указанные выплаты стало производить управление социальной защиты населения <адрес>. УСЗН произвело перерасчет и выплаты в возмещение вреда составили 4 555 руб. 97 коп., с января 2000 года УСЗН вновь производит перерасчет ежемесячных выплат составили 2 963 руб. 26 коп.

ДД.ММ.ГГГГ Березовским городским судом <адрес> по иску Третьякова А.Ф. было постановлено решение: обязать ТОИОГВ - УСЗН по <адрес> проиндексировать ежемесячную сумму, назначенную к выплате Третьякова А.Ф. распоряжениями Березовского ОСЗН и от ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 549,98 руб. с ДД.ММ.ГГГГ в 1,7927 раза, что составит 6 364 руб. 04 коп, а с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,0968 раза, что составит с ДД.ММ.ГГГГ - 6 980,07 руб.; взыскать с УСЗН <адрес> в пользу Третьякова А.Ф. задолженность по выплате сумм возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2003 года включительно в размере 54 349 руб. 26 коп. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, определением Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, в том числе в связи с установлением в судебном порядке (решением от ДД.ММ.ГГГГ) иного размера заработка, на основании которого истцу рассчитывались и выплачивались ежемесячные суммы по возмещению вреда здоровью.

ДД.ММ.ГГГГ Березовским городским судом <адрес> по иску Третьякова А.Ф. было постановлено следующее решение: обязать ТОИОГВ - УСЗН по <адрес> проиндексировать ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 2 963 руб. 26 коп. с ДД.ММ.ГГГГ в 1,581 раза; с ДД.ММ.ГГГГ в 1,515 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,12 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,12 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,1 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,1 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,085 раза; обязать ТОИОГВ <адрес> - УСЗН <адрес> начислить Третьякову А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную сумму возмещения вреда в сумме 10 519 руб. 81 коп., индексировать ее с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством; взыскать с ТОИОГВ <адрес> с УСЗН <адрес> в пользу Третьякова А.Ф.за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате сумм возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно в размере 166 532 руб. 93 коп. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, определением Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, в том числе в связи с установлением в судебном порядке (решением от ДД.ММ.ГГГГ) иного размера заработка, на основании которого истцу рассчитывались и выплачивались ежемесячные суммы по возмещению вреда здоровью.

Впервые норма о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалиду ЧАЭС в виде «пенсии в размере фактического ущерба» на основе его заработка за период работы на ЧАЭС была введена Постановлением ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, СМ СССР и ВЦСПС от 07.05.1986 № 524-156 «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны Чернобыльской атомной электростанции.

Согласно п. 10 ч. 1 Постановления от 07.05.1986 № 524-156, установлено, что пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин назначаются в порядке, предусмотренным действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. При этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 03.07.1984 № 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях.

Эта же норма была воспроизведена в Законе СССР "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы", опубликованном 15.05.1991. В соответствии с п. 9 ст. 12 этого Закона: пенсия по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также члены их семей на пенсию по случаю потери кормильца вследствие этих причин, в порядке, предусмотренном Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в размере фактического возмещения ущерба, определяемого в соответствии с Правилами утвержденными Правительством СССР. По желанию граждан пенсия исчисляется из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения.

Эта же норма была воспроизведена в Законе Российской Федерации от 18.06.1992 N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона (в редакции от 18.06.1992) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, военнослужащим, призванным на специальные учебные и проверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, и ихсемьям по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Им предоставляется право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, если не оговорено иное.

По желанию граждан размер пенсий, назначаемых в соответствии: с пунктами 2 и 3 части первой и частью второй настоящей статьи, может быть исчислен из фактического денежного содержания (довольствия) без ограничения, увеличенного за период работ до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а военнослужащим действительной срочной службы и не имевшим иного дохода, размер которого ниже установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, либо находившимся на иждивении родителей, размер пенсии может быть исчислен из расчета пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Учитывая, что вышеуказанный Закон - это специальный Закон, то применяются нормы установленные данным Законом. Нормы, относящиеся к пенсионному обеспечению, вводятся в действие с 01.07.1992.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указал: «До внесения изменений в пункт 1 части первой статьи 29 пенсия по инвалидности выполняла не свойственные ей функции, так как она фактически являлась выплатой, возмещающей причиненный вред. Со 02.03.1996 (дата вступления в силу в этой части Федерального закона от 24.11.1995) пенсии по инвалидности возвращена ее изначальная социально-правовая природа - быть основным и постоянным источником средств к существованию для инвалидов-чернобыльцев».

Если у Третьякова А. Ф. - инвалида ЧАЭС с 1986 года по март 1996 года имелось право на возмещение вреда в размере утраченного заработка (в виде «пенсии в размере фактического ущерба») исходя из заработка за период работы на ЧАЭС, и он пользовался этим правом реально, начиная с 1992 года по март 1996 года, то отказать ему в этом праве означает придать действующей в настоящее время норме обратную силу.

По общему правилу, закрепленному в Гражданском кодексе Российской Федерации нормы гражданского законодательства обратную силу не имеют, за исключением случаев, когда в самом законе законодатель оговаривает, что данной норме придается обратная сила (ст. 4 ГК РФ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 180-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей", ранее назначенные суммы возмещения вреда подлежат перерасчету в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми настоящим Федеральным законом, если перерасчет улучшает материальное положение потерпевшего. Перерасчет производится со дня вступления настоящего Федерального закона в силу.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" лицам, получившим до вступления в силу указанного Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с указанным Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.

Устанавливаемое указанным лицам при вступлении настоящего Федерального закона в силу обеспечение по страхованию не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

Законодатель специально оговаривает, что изменения, вносимые данными законодательными актами могут быть применены, в случае если пострадавшему возмещение уже назначено по ранее действовавшим нормам, только в случае если такой перерасчет улучшает положение пострадавшего.

То есть законодатель придает этим нормам обратную силу исключительно если это улучшит положение пострадавшего, если же такой перерасчет ухудшит его положение, то такой перерасчет запрещен.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который вступил в силу с 06.01.2000, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев. В случаях, если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Ответчиком не были учтены положения названных норм Закона, абзацем 2 пункта 3 статьи 12 которого предусмотрен порядок исчисления среднемесячного заработка застрахованного именно в том случае, если его работа, повлекшая вред здоровью, продолжалась менее 12 месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности.

Таким образом, исчисление отделом социальных гарантий и льгот УСЗН по <адрес> среднего месячного заработка по своему усмотрению, исходя периода за 12 месяцев перед прекращением работы ЧАЭС, то есть вопреки волеизъявлению Третьякова А. Ф., лишило возможности реализовать предоставленное ему законом право выбора периода для исчисления среднего месячного заработка при определении размера возмещения вреда.

Из 12 месяцев, предшествующих причинению вреда здоровью 6 месяцев Третьяков А. Ф. работал в Березовском профессиональном училище. Во время этой работы воздействию радиации он не подвергался, и эта работа никак не была связана с работами по ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

И только 5 месяцев 24 дня из 12 Третьяков А. Ф. работал на ЧАЭС. Именно эта работа и повлекла повреждение здоровья, как установила медицинская экспертная комиссия. Поэтому Третьяков А. Ф. и по законодательству 1987 года и по действующему законодательству имеет право на исчисление размера утраченного заработка исключительно из размера фактического заработка за 5 месяцев, периода работы на ЧАЭС, а не из заработка за 12 месяцев.

Вместе с тем доводы истца о том, что его фактическая заработная плата за выполнение работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составила - 12 905 рублей 51 коп., в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения.

Решением Березовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен юридический факт получения Третьяковым А.Ф. заработной платы за выполнение работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 12 905 рублей 51 коп., в том числе по месяцам: июль 1986 года - 1 890 рублей 25 копеек; август 1986 года - 1 920 рублей 40 копеек; сентябрь 1986 года - 2 525 рублей 40 копеек; октябрь 1986 года - 2 450 рублей 42 копейки; ноябрь 1986 года -2 192 рубля 76 копеек; декабрь 1986 года - 1 926 рублей 28 копеек.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку при разрешении настоящего спора участвуют не те же лица, которые ранее были участниками процесса по заявлению об установлении факта, решение от ДД.ММ.ГГГГ преюдициального значения не имеет, подлежит оценке во взаимосвязи с иными доказательствами.

Как следует из пояснений Третьякова А. Ф., о существовании справки УС ЧАЭС из которой следовало, что его заработок, связанный с ликвидаций последствий аварии на ЧАЭС составлял около 13 тыс. руб., он узнал в военном комиссариате, при ознакомлении с материалами личного дела. Оригиналом данного документа он не располагает.

Из ответа на судебный запрос отдела ВК <адрес> по городу Березовский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что личное дело Третьякова А. Ф. уничтожено ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен акт уничтожения . В личном деле Третьякова А. Ф. содержались архивные справки, которые из личного дела изъяты и подлежат постоянному хранению. Копии архивных справок изъятых из личного дела Третьякова А. Ф. представлены суду:

- анкета-запрос от ДД.ММ.ГГГГ, подписанная Березовским горвоенкомом ФИО8, о предоставлении расшифровки оплаты за работу в 30-км зоне для перерасчета пенсии по инвалидности в отношении Третьякова А. Ф., направленная в адрес ЦАМО <адрес>;

- сообщение ЦАМО Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , о том, что документы войсковой части 74313 (где проходил службу Третьяков А. Ф.) на хранение не поступали;

- анкета-запрос от ДД.ММ.ГГГГ, подписанная Березовским горвоенкомом ФИО8, о предоставлении расшифровки оплаты за работу в 30-км зоне для перерасчета пенсии по инвалидности в отношении Третьякова А. Ф., направленная в адрес архива ПриВО <адрес>;

- справка от ДД.ММ.ГГГГ архива штаба Приволжского ВО о том, что направить документы войсковой части 74313 (где проходил службу Третьяков А. Ф.) не представляется возможным.

То есть документы, содержащие сведения о денежном довольствии истца (запросы, справки) отдел ВК <адрес> по городу Березовский из личного дела истца изъял и хранит, как архивные.

В материалах настоящего дела имеется копия справки УС Чернобыльской АЭС, удостоверенная нотариусом <адрес> ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ.

Истец не смог пояснить, каким образом нотариус удостоверил достоверность информации в копии документа, если оригинал находился в материалах личного дела, хранящегося в военном комиссариате.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в материалах личного дела Третьякова А. Ф. отсутствовала справка лица, выплачивавшего ему денежное довольствие в период ликвидации последствий аварии ЧАЭС.

Данный вывод также подтверждается сообщением отдела ВК <адрес> по городу Березовский о том, что документы о денежном довольствии, выплачиваемом офицерскому составу, к документам воинского учета не относятся и в личные дела не подшиваются, хранятся только в воинских частях, выплачивавших денежное довольствие и выдаются только по запросу.

Справка военного комиссара <адрес> полковника ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о размере начисленных и выплаченных сумм в период участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в составе в/ч 74313 с июля по декабрь 1986 года, не может быть принята судом как доказательство, поскольку не содержит ссылок на документальный источник о размерах помесячной заработной платы.

К показаниям свидетеля ФИО8 о том, что он подписал документ на основании справки, выданной лицом, выплачивавшим денежное довольствие Третьякову А. Ф., где имелись сведения о размерах заработка помесячно, суд относится критически. Свидетель показал, что сведения об источниках представляемой им информации, указаны в подписанной им справке. Вместе с тем свидетель не смог пояснить, почему в документе указана только одна справка УС Чернобыльской АЭС и нет сведений о второй справке с указанием сумм заработка помесячно. Дублирование информации лицом, которое не производило выплаты Третьякову А. Ф., при наличии первоисточника, лишено смысла. Более того, действия военного комиссариата, связанные с получением информации о предоставлении расшифровки оплаты за работу Третьякова А. Ф., о чем указано выше (анкеты-запросы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, полученные на них отрицательные ответы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), указывают на то, что военный комиссариат в период составления справки от ДД.ММ.ГГГГ не располагал надлежащими документами с информацией о размерах денежного довольствия Третьякова А. Ф. с июля по декабрь 1986 года в составе в/ч 74313.

Уведомления-справки отдела кадров УС Чернобыльской АЭС содержат разную информацию о заработке истца. Данные справки судом не принимаются, поскольку не соответствуют предъявляемым требованиям, они не имеют необходимых реквизитов,

подписаны работниками УС Чернобыльской АЭС, полномочия которых выдавать справки о денежном довольствии от имени лица, производящего начисления и выплаты (в/ч 74313), не подтверждены.

Вместе с тем материалы пенсионного дела Третьякова А. Ф. содержат сведения о том, что по месту основной работы истца в Березовском профессиональном училище имелась справка от ДД.ММ.ГГГГ , выданная в/ч 74313, в составе которой истец принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Аналогичные сведения о заработке истца содержались в его партбилете. На основании указанных документов Березовское профессиональное училище регулярно предоставляло сведения в УСЗН <адрес> о помесячной заработной плате Третьякова А. Ф. в период с июля по декабрь 1986 года на ЧАЭС - 3 562,12 руб.: включая июль 1986 года - 601,85 руб., 1986 года - 601,85 руб., август 1986 года - 601,85 руб., сентябрь 1986 года - 601,85 руб., октябрь 1986 года - 601,85 руб., ноябрь 1986 года - 601,85 руб., декабрь 1986 года - 552,87 руб.

Данная информация содержится в письме Березовского профессионального училища от ДД.ММ.ГГГГ , а также в иных справках, регулярно и длительное время представляемых данным учреждением в орган, уполномоченный производить начисления по возмещению вреда здоровью. Оснований не доверять достоверности информации у суда не имеется.

Иных допустимых доказательств о помесячной заработной плате Третьякова А. Ф. в период с июля по декабрь 1986 года на ЧАЭС, суду не представлено. То обстоятельство, что заявителем принимались меры для получения иных источников информации его фактического заработка, само по себе юридического значения не имеет.

Учитывая изложенное суд считает, что заработок истца Третьякова А. Ф. в период с июля по декабрь 1986 года на ЧАЭС составил 3 562,12 руб.: включая июль 1986 года - 601,85 руб., 1986 года - 601,85 руб., август 1986 года - 601,85 руб., сентябрь 1986 года - 601,85 руб., октябрь 1986 года - 601,85 руб., ноябрь 1986 года - 601,85 руб., декабрь 1986 года - 552,87 руб.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 N 7) инвалидам установлено право выбора периода для определения размера среднего заработка.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.12.1992 для исчисления впервые сумм возмещения вреда все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.

Выводы ответчика ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по <адрес> о том, что отсутствуют основания для применения коэффициента "6" к сумме заработка, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не состоятельны. Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 N 4214-1, условием для применения указанного коэффициента является получение увечья, иного повреждения здоровья до 01.01.1991, а не время установления инвалидности.

Увечье Третьяковым А. Ф. получено в 1986 году при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Размер возмещения вреда здоровью Третьякова А. Ф. изначально ответчиком был рассчитан из заработка, полученного Третьяковым А. Ф. в 1986 году.

Полученные суммы утраченного заработка подлежали индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Установлено судом, что до ДД.ММ.ГГГГ расчет сумм заработка истца для назначения сумм возмещения вреда был произведен исходя из пяти полных месяцев нахождения истца на работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с представленными Березовским профессиональным училищем справками о заработке Третьякова А. Ф.

Заработок истца Третьякова А. Ф. в период с июля по декабрь 1986 года на ЧАЭС составил 3 562,12 руб.: включая июль 1986 года - 601,85 руб., 1986 года - 601,85 руб., август 1986 года - 601,85 руб., сентябрь 1986 года - 601,85 руб., октябрь 1986 года - 601,85 руб., ноябрь 1986 года - 601,85 руб., декабрь 1986 года - 552,87 руб.

Сохраненный заработок истца Третьякова А. Ф. по основному месту работы в Березовском профессиональном училище в период с июля по декабрь 1986 года составил - 5 928 руб. 77 коп., в том числе: июль 1986 года - 610,64 руб., август 1986 года - 610,64 руб., сентябрь 1986 года - 672 руб. 52коп., октябрь 1986 года - 610,64 руб., ноябрь 1986 года - 610,64 руб., декабрь 1986 года -610,64 руб.

Увеличение заработка Третьякова А. Ф. в данном случае должно было производиться по нормам п. 2 Постановления от 24.12.1992 N 4214-1, а с 1993 года по 01.01.1997 - с применением индексации сумм возмещения вреда по минимальному размеру оплаты труда (ч. 2 ст. 11 Правил).

Как видно из материалов дела, именно в таком порядке УСЗН <адрес> произведена индексация сумм заработка истца, из которого исчислена сумма возмещения вреда, размер которого по состоянию на январь 2000 года составлял 4 555,97 руб. При этом учитывалась и степень утраты его профессиональной трудоспособности. Сам по себе расчет данной суммы и исходные данные для него, является правильным и сторонами не оспариваются, за исключением механизма определения суммы среднего заработка. Спорным является вопрос о периоде для исчисления среднего заработка работы, предшествовавшей повреждению здоровья истца.

В случае применения ответчиком законной индексации в соответствии с вышеуказанными нормами размер причитавшегося Третьякову А. Ф. возмещения на январь 2000 года составлял 4 555,97 руб., однако в январе 2000 года ответчик произвел перерасчет суммы исходя из среднего заработка за 12 месяцев, предшествовавших повреждению здоровья истца, при этом размер суммы существенно уменьшился до 2 963,26 руб.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что установление истцу с января 2000 года выплаты в размере 2 963,26 руб. является незаконным, поскольку выполнено в противоречии с законными интересами истца. Письменных заявлений о выборе Третьяковым А. Ф. расчета исходя из 12 месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, ответчиком суду не представлено. Истец факт своего согласия на предложенный ответчиком перерасчет выплачиваемых ему сумм - отрицает, в судебном заседании настаивал на расчете сумм заработка для назначения сумм возмещения вреда исходя из фактически отработанного им времени по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Выводы представителей ответчика и третьего лица о том, что перерасчет связан с устранением ошибки, что истец не имеет законных оснований требовать исчисление ему возмещения вреда из заработка, полученного им за 5 месяцев работы на ЧАЭС, несостоятельны, основаны ошибочном применении норм права.

Все способы возмещения вреда, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам), входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, (абз. 2 п. 2 Постановления Конституционного суда от 01.12.1997 № 18-П).

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее базовый Закон) отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются данным Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 базового Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные военные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 14 базового закона (в редакции Федерального Закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) указанным гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

В связи с принятием Федерального Закона № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.07.2000 и с 01.01.2001 сумма в возмещение вреда здоровью подлежит индексации с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000. Суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 01.01.2001 с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132).

Подтверждением правильности и необходимости индексировать суммы в возмещение вреда здоровью в связи с ростом минимального размера оплаты труда служит и пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 № 7, который гласит: «Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01.07.2000 исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.07.2000 до 01.01.2001. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288), статьей 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 до 29.11.2002), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 01.07.2000 до 01.01.2001 с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 01.01.2001 с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 года до 01.07.2000 не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.

При таких обстоятельствах сумма, подлежащая выплате Третьякову А. Ф. с ДД.ММ.ГГГГ, должна была составлять 7 202 рублей 99 копеек (4 555 рубля 97 копейки х 1,581), а с ДД.ММ.ГГГГ - 10 912 рублей 53 копеек (4 555 рубля 97 копейки х 1,515).

Федеральным Законом № 5-ФЗ от 12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» критерий индексации был изменен.

Однако Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П признаны «противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в ред. от 12.02.2001) и частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ порядок индексации сумм в возмещение вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001 ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды) которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 7 от 05.04.2005 первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума должна быть произведена по истечении 2001 года, то есть с января 2002 года. Кроме того, в пункте 6 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указал, что поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Согласно Постановлениям Правительства Свердловской области о величинах прожиточного минимума с 1 квартала 2000 года по 4 квартал 2002 года рассчитаны индексы роста величины прожиточного минимума за 2002-2003 годы.

Учитывая, что средняя величина прожиточного минимума за 2000 год составляла 667,5 рублей, за 2001 год - 931,75 рублей, за 2002 год - 1532 рубля 25 копеек, следовательно, индекс, подлежащий применению с 01.01.2002, составил 931,75 : 667,5 = 1,39588, с 01.01.2003 - 1532,25 : 931,75 = 1,64448.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ сумма в возмещение вреда здоровью Третьякова А. Ф. с учетом роста величины прожиточного минимума должна была составить 15 233 рубля 89 копеек (10 912 рублей 53 копейки х 1,39588), с ДД.ММ.ГГГГ - 25 044 рубля 51 копейку (15 233 рубля 89 копеек х 1,64448).

Учитывая, что с сентября 2003 года истцу была изменена степень утраты трудоспособности со 100% до 80%, сумма в возмещение вреда его здоровью составила 20 035 рублей 61 копейка (25 044 рубля 51 копейка х 80 %).

С января 2004 года истцу степень утраты трудоспособности изменена с 80% до 90%, сумма в возмещение вреда его здоровью составила - 20 035 рублей 61 копейка.

26.04.2004 был принят Федеральный закон № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (вступил в силу с 29.05.2004), изменивший способ дальнейшей индексации сумм в возмещение вреда. В соответствии с новым Законом размеры выплат гражданам, установленные чернобыльским Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Закону придана обратная сила - с 19.06.2002.

Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 индекс инфляции с 01.01.2002 составлял 1,12.

Из Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»» № 176-ФЗ от 24.12.2002 следует, что индекс инфляции с 01.01.2003 составлял 1,12.

04.10.2005 принято Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 364-О, согласно которому в случае, если применение нового порядка индексации компенсационных выплат исходя из уровня инфляции приводит к уменьшению - для указанного периода с 19.06.2002 по 29.05.2004 - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

Учитывая, что для Третьякова А. Ф. наиболее благоприятным является расчет сумм возмещения вреда здоровью исходя из величины прожиточного минимума, истец настаивает на применении для расчета сумм возмещения вреда здоровью индексов роста величины прожиточного минимума за 2002 год - 1,39588 и за 2003 год - 1,64448, суд считает необходимым применить для расчета выплат в возмещение вреда здоровью за 2002 год и за 2003 год индексы роста величины прожиточного минимума.

Постановлениями Правительства Российской Федерации, вынесенными на основании Федеральных законов «О Федеральном бюджете» на соответствующий год определены индексы инфляции на 2004 год - 1,1, на 2005 год - 1,11, на 2006 год - 1,09, на 2007 год - 1,08, на 2008 год - 1,105, на 2009 год - 1,13, на 2010 год - 1,1.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать сумму в возмещение вреда здоровью в размере 24 794 рубля 07 копеек (20 035 рублей 61 копейка х 1,1),

с ДД.ММ.ГГГГ - 27 521 рубля 42 копейки (24 794 рубля 07 копеек х 1,11),

с ДД.ММ.ГГГГ - 29 998 рублей 34 копеек (27 521 рубля 42 копейки х 1,09),

с ДД.ММ.ГГГГ - 32 398 рублей 21 копейку (29 998 рублей 34 копеек х 1,08),

с ДД.ММ.ГГГГ - 35 800 рубль 02 копейки (32 398 рублей 21 копейка х 1,105),

с ДД.ММ.ГГГГ - 40 454 рубль 02 копейки (35 800 рубль 02 копейки х 1,13),

с ДД.ММ.ГГГГ - 44 499 рублей 42 копейки (40 454 рубль 02 копейки х 1,1).

Высказывая возражения по существу иска, ответчик не представил возражений по конкретным суммам представленного истцом расчета.

Таким образом, ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью Третьякова А. Ф. подлежат индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, в период с января 2002 года по декабрь 2003 года - на основании индекса роста величины прожиточного минимума, с января 2004 года - исходя из роста индексов инфляции.

Таким образом, поскольку при рассмотрении настоящего спора судом установлено, что суммы, подлежащие выплате истцу в возмещение вреда здоровью, ответчиком необоснованно занижались, данные выплаты не были проиндексированы в соответствии с требованиями закона и в интересах истца, что повлекло за собой возникновение задолженности по выплате указанных сумм, суд полагает, что требования истца о возмещении материального ущерба за счет средств федерального бюджета подлежат удовлетворению исходя из расчета:

Год

Коэфф.

Сумма к выплате

Фактич. выплаты

Долг

янв.00

100%

4 555,97

2963.26

1 592,71

фев.00

4 555,97

2963.26

1 592,71

мар.00

4 555,97

2963.26

1 592,71

апр.00

4 555,97

2963.26

1 592,71

май.00

4 555,97

2963.26

1 592,71

июн.00

4 555,97

2963.26

1 592,71

июл.00

1.581

7 202,99

4684.91

2 518,08

авг.00

7 202,99

4684.91

2 518,08

сен.00

7 202,99

4684.91

2 518,08

окт.00

7 202,99

4684.91

2 518,08

ноя.00

7 202,99

4684.91

2 518,08

дек.00

7 202,99

4684.91

2 518,08

янв.01

1.515

10 912,53

7097.63

3 814,90

фев.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

мар.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

апр.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

май.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

июн.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

июл.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

авг.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

сен.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

окт.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

ноя.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

дек.01

10 912,53

7097.63

3 814,90

янв.02

1.396

15 233,89

7949.35

7 284,54

фев.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

мар.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

апр.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

май.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

июн.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

июл.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

авг.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

сен.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

окт.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

ноя.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

дек.02

15 233,89

7949.35

7 284,54

янв.03

1.644

25 044,51

8903.27

16 141,24

фев.03

25 044,51

8903.27

16 141,24

мар.03

25 044,51

8903.27

16 141,24

апр.03

25 044,51

8903.27

16 141,24

май.03

25 044,51

8903.27

16 141,24

июн.03

25 044,51

8903.27

16 141,24

июл.03

25 044,51

8903.27

16 141,24

авг.03

25 044,51

8903.27

16 141,24

сен.03

80%

20 035,61

7122.62

12 912,99

окт.03

20 035,61

7122.62

12 912,99

ноя.03

20 035,61

7122.62

12 912,99

дек.03

20 035,61

7122.62

12 912,99

янв.04

90%; 1,1

24 794,07

8814.25

15 979,82

фев.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

мар.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

апр.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

май.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

июн.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

июл.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

авг.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

сен.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

окт.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

ноя.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

дек.04

24 794,07

8814.25

15 979,82

янв.05

1.11

27 521,42

9695.68

17 825,74

фев.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

мар.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

апр.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

май.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

июн.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

июл.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

авг.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

сен.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

окт.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

ноя.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

дек.05

27 521,42

9695.68

17 825,74

янв.06

1.09

29 998,34

10519.81

19 478,53

фев.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

мар.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

апр.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

май.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

июн.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

июл.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

авг.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

сен.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

окт.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

ноя.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

дек.06

29 998,34

10519.81

19 478,53

янв.07

1.08

32 398,21

11361.39

21 036,82

фев.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

мар.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

апр.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

май.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

июн.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

июл.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

авг.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

сен.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

окт.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

ноя.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

дек.07

32 398,21

11361.39

21 036,82

янв.08

1.105

35 800,02

12554.34

23 245,68

фев.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

мар.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

апр.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

май.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

июн.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

июл.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

авг.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

сен.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

окт.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

ноя.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

дек.08

35 800,02

12554.34

23 245,68

янв.09

1.13

40 454,02

14186.40

26 267,62

фев.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

мар.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

апр.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

май.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

июн.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

июл.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

авг.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

сен.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

окт.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

ноя.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

дек.09

40 454,02

14186.40

26 267,62

янв.10

1.1

44 499,42

15605.04

28 894,38

фев.10

44 499,42

15605.04

28 894,38

мар.10

44 499,42

15605.04

28 894,38

апр.10

44 499,42

15605.04

28 894,38

май.10

44 499,42

15605.04

28 894,38

июн.10

44 499,42

15605.04

28 894,38

июл.10

44 499,42

15605.04

28 894,38

авг. 10

44 499,42

15605.04

28 894,38

сен. 10

44 499,42

15605.04

28 894,38

окт. 10

44 499,42

15605.04

28 894,38

ноя. 10

44 499,42

15605.04

28 894,38

дек. 10

44 499,42

15605.04

28 894,38

Итого:

1 059 684,40

Задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 059 684 рублей 40 копеек, ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ составит 44 499 рублей 42 копейки.Частью 1 ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» установлена обязанность государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав. Государство приняло на себя ответственность за причиненный гражданам вред вследствие глобальной ядерной катастрофы.

Обязанность по выплате сумм в возмещение вреда здоровью в размерах, предусмотренных действующим законодательством, возложена на органы социальной защиты населения, а, именно, на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по <адрес>, не производивший самостоятельно своевременно и надлежащим образом индексацию полагающейся истцу компенсации.

Конституционный суд в определении от 03.11.2006 № 445-О указал, что положения ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Учитывая, что при расчете задолженности учтены все назначенные и фактически выплаченные истцу суммы ответчиком на основании представленных ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по <адрес> справок, в том числе суммы, взысканные по решениям суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, отмененным в последующем в порядке пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, что подтвердили в судебном заседании и представители ответчика, суд приходит к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу Третьякову А.Ф. надлежит выплачивать ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 44 499 рублей 42 копейки, а задолженность перед истцом по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 059 684 рублей 40 копеек.

Суд полагает, что требования к Министерству социальной защиты населения <адрес> предъявлены истцом необоснованно как к ненадлежащему ответчику, поскольку в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального Закона от 24.11.1995 №179-ФЗ) выплата сумм в возмещение вреда производится органами социальной защиты населения по месту жительства, в данном случае ТОИОГВ - Управлением социальной защиты населения МСЗН СО по <адрес>, которое согласно ст.21 Областного закона от 24.12.1996 № 58-03 «Об исполнительных органах государственной власти <адрес>» является самостоятельным юридическим лицом. Назначение, перерасчет компенсационных выплат, а также индексация сумм в возмещение вреда к компетенции Министерства социальной защиты населения <адрес> не относятся.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования Третьякова АФ к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес> о перерасчете ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности - удовлетворить частично.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по <адрес> за счет средств Федерального бюджета назначить Третьякову АФ с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 44 499 рублей 42 копейки.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по <адрес> в пользу Третьякова АФ за счет средств Федерального бюджета задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 1 059 684 рублей 40 копеек.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по <адрес> в дальнейшем индексировать суммы возмещения вреда в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении исковых требований, заявленных Третьяковым А.Ф. к Министерству социальной защиты населения <адрес> - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Копия верна: судья:       Ж. В. Романова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200