Дело № 2-282/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«01» марта 2011 года г.Березовский
Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием истца Мазуниной Т.И., ее представителя Мякишевой М.В., представителя ответчика Управления ПФ РФ в <адрес> Гараева Б.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазуниной ТИ к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения и о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мазунина Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения и о назначении пенсии.
В обоснование своих исковых требований указала следующее. 24.11.2010 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и приложила к заявлению все необходимые документы. Однако, решением Управления пенсионного фонда РФ в городе Березовском свердловской области от 08.12.2010 № 134602 в досрочном назначении ей трудовой пенсии отказано- в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, ответчиком не включены следующие периоды: 1) с 23.11.1984 по 30.06.1985-период работы в <адрес> больнице в должности фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи-00 лет 07 месяцев 08 дней; с 12.05.1997 по 11.06.1997, с 13.01.1999 по 13.02.1999, 18.12.2000 по 29.12.2000, с 08.01.2004 по 22.02.2004, с 11.12.2006 по 23.12.2006, 05.11.2008 по 26.12.2008-период прохождения обучения по повышению квалификации медицинских работников-00 лет 6 месяцев 3 дня. Считает, что ответчиком неправомерно отказано ей в досрочном назначении пенсии. Основанием для отказа во включении периода ее работы с 23.11.1984 по 30.06.1985 в должности фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи послужило то обстоятельство, что действующий в настоящий момент Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781, не предусматривает такой должности. На момент осуществления ею деятельности фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи Березовской центральной городской больницы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397. В подпункте 1 раздела II «Врачи и другие медицинские работники» указанного перечня поименованы больничные учреждения всех типов и наименований, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований и указаны должности: «врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности...». Таким образом, должность фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи городской больницы относится в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 к должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости. Кроме того, она считает, что работа с 23.11.1984 по 30.06.1985 в должности фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи тождественна работе в должности фельдшера выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи, которая в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006 №435 тождественна должности «фельдшер», перечисленной в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Несоответствие наименования должности не свидетельствует о том, что она не работала фельдшером в Березовской центральной городской больнице (учреждении по охране здоровья населения) и не осуществляла деятельность по охране здоровья населения. Имея среднее медицинское образование по специальности фельдшера, она в период с 23.11.1984 по 30.06.1985 г. в течение полного рабочего дня осуществляла деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности, соответствующие обязанностям фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, в том числе обязанность при амбулаторном обращении больных и пострадавших в отделение скорой медицинской помощи качественно оказывать экстренную медицинскую помощь.
Периоды с 12.05.1997 по 11.06.1997, с 13.01.1999 по 13.02.1999, 18.12.2000 по 29.12.2000, с 08.01.2004 по 22.02.2004, с 11.12.2006 по 23.12.2006, 05.11.2008 по 26.12.2008 - нахождение на курсах усовершенствования истец считает также должны быть включены в стаж медицинской работы, поскольку данные курсы проводятся с целью повышения медицинским работником своего профессионального уровня в целях осуществления деятельности по оказанию медицинской помощи населению на высоком профессиональном уровне. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающим в системе здравоохранения, определен в Положении о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.08.2001г. №314. Повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников и работодатель в силу статьи 196 Трудового кодекса РФ должен создавать им необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также трудовым договором и локальными правовыми актами. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника. Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, на период прохождения ею обучения по повышению квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (согласно справке от 06.09.2010). В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании истец Мазунина Т.И., ее представитель Мякишева М.В. исковые требования поддержали в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> Гараев Б.К. в судебном заседании исковые требования Мазуниной Т.И. не признал по доводам и обстоятельствам, изложенным в решении УПФ РФ в городе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе истцу в установлении пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Мазуниной Т.И. исковых требований и необходимости их удовлетворения в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12. 2001 года № 173 -ФЗ право на пенсию независимо от возраста предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет сельских местностях и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Как следует из решения об отказе в установлении пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе <адрес>, Мазунина Т.И. 24 ноября 2010 года обратилась в ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г.) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста, в чем ей было отказано в связи с тем, что Мазуниной Т.И. не выработан в полном объеме необходимый стаж на соответствующих видах работ. У истца имеется страховой стаж - 30 лет 07 месяца 02 дней, стаж на соответствующих видах работ - 29 лет 00 месяцев 23 дней. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста не включены следующие периоды ее работы:
-23.11.1984-30.06.1985-работа <адрес> в должности фельдшера-диспетчера СМП-00 лет 07 месяцев 08 дней, в связи с тем, что наименование должности не предусмотрено «Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
-с 12.05.1997 по 11.06.1997, 13.01.1999-13.02.1999, 18.12.2000- 29.12.2000, 08.01.2004-22.02.2004, 11.12.2006-23.12.2006, 05.11.2008-26.12.2008, в связи с нахождением в указанные периоды на курсах усовершенствования.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья. Прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.
Правоотношения сторон регулируются Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введённым в действие с 01 января 2002 года, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивает силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
Согласно подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173 -ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста.
Конституционный суд РФ своим Постановлением № 11-П от 3 июня 2004 года признал не соответствующими Конституции РФ, ее статьями (части 1и 2), 39 (части1и 2) и 55 (части 2и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11.12 пункта 1 ст. 28 и пункта 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливающие для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения, данные положения не позволяют зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, то законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Исходя из руководящих разъяснений Верховного суда РФ, содержащихся в п.п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые Пенсии» следует, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов. При оценке требований о включении периода в специальный стаж учитывается характер выполняемых обязанностей, характер осуществляемой деятельности. В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (в редакции постановлений Правительства от 27.08.1992г. № 634 и от 22.09.1993г. № 953), по которому засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года, право на пенсию за выслугу лет имеют «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
Указанный список не содержал конкретного перечня должностей врачей и среднего медицинского персонала. При отнесении к врачебному и среднему персоналу применяется Номенклатура должностей, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 377 от 15.10.1999г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.10.1999г., регистрационный № 1943), в числе врачебного персонала предусмотрена должность «врач-интерн».
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 №8-П и Определение от 05.11.2002 №320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В определениях Верховного Суда РФ от 29.01.2009 №46-В08-20, от 14.05.2009 №19-В09-3, от 02.07.2009 №11-В09-7 указано, что при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
На момент осуществления Мазуниной Т.И. деятельности фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи <адрес> больницы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397. В подпункте 1 раздела II «Врачи и другие медицинские работники» указанного перечня поименованы больничные учреждения всех типов и наименований, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований и указаны должности: «врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности...». Таким образом, должность фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи городской больницы относится в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 к должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетах университетов, утвержденных Минздравом СССР 12.01.1982г. и Минобразования СССР 20.01.1982г. (приложение № 3 к приказу Минздрава СССР от 20.01.1982 года № 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре», одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста (пункт 1 Положения). Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе, на них распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников, в отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункт 16 Положения). Заработная плата выплачивается в размере, установленной действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа согласно Инструкции, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 16 августа 1972 года № 669 (пункт 9 Положения).
Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, в том числе трудовой книжкой истца, не оспаривалось ответчиком, Мазунина Т.И.Т в период с 23.11.1984 по 30.06.1985 работала в <адрес> больнице в должности фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи-00 лет 07 месяцев 08 дней;
Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит перечень работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий, этот вопрос разрешается иными правовыми нормативными актами.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Работа истца в должности фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи тождественна работе в должности фельдшера выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи, которая в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006 №435 тождественна должности «фельдшер», перечисленной в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Несоответствие наименования должности не свидетельствует о том, что истец работала фельдшером в Березовской центральной городской больнице (учреждении по охране здоровья населения) и не осуществляла деятельность по охране здоровья населения.
Должностной инструкцией фельдшера-диспетчера (медицинской сестры) по приему вызовов от населения и передаче их выездной бригаде (приложение №8 к приказу ГУЗ СО №434-П от 07.12.89) предусмотрено, что на должность фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов от населения и передаче их выездным бригадам назначаются лица, имеющие законченное среднее медицинское образование (пункт 1), что фельдшер-диспетчер обязан в случае отсутствия бригад сам оказывать медицинскую помощь больным, непосредственно обратившимся в отделение (пункт 17).
Должностной инструкцией фельдшера-диспетчера по приему вызовов от населения и передаче их выездной бригаде, утвержденной главным врачом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что на должность фельдшера-диспетчера по приему вызовов от населения и передаче их выездной бригаде могло быть назначено лицо, имеющее законченное среднее медицинское образование (пункт 1.1); что фельдшер-диспетчер обязан самостоятельно оказывать медицинскую помощь больным, непосредственно обратившимся в отделение скорой медицинской помощи (пункт 2.17).
Аналогичные пункты имеются и в должностной инструкции (медсестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, утвержденной главным врачом МУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 1.1, 2.15). Из анализа приведенных пунктов должностных инструкций можно сделать вывод, что к образованию лица, назначаемого на должность фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи, предъявлялось особое требование-наличие именно медицинского образования, поскольку от работника требуется умение оказывать квалифицированную неотложную медицинскую помощь, а также вывод о том, что работа в указанной должности является работой по непосредственному оказанию неотложной медицинской помощи населению.
Имея среднее медицинское образование по специальности фельдшера, истец в период с 23.11.1984 по 30.06.1985 г. в течение полного рабочего дня осуществляла деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности, соответствующие обязанностям фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, в том числе обязанность при амбулаторном обращении больных и пострадавших в отделение скорой медицинской помощи качественно оказывать экстренную медицинскую помощь.
Далее, суд полагает, что ответчиком также необоснованно не включены периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, по следующим основаниям.
Основанием для возникновения права на пенсию за выслугу лет является лечебная деятельность.
В соответствии Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п._4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. №5487-1 (в действующей редакции), право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышения квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Аналогичные правила устанавливались и в ранее действовавших редакциях указанной статьи. Таким образом, обязанность прохождения медицинскими работниками обучения по повышению квалификации установлена законодателем с 1993 г.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, на период прохождения истцом обучения по повышению квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1. Повышение квалификации медицинских работников проходит в соответствии с должностной инструкцией, которой определяют основные трудовые обязанности. При направлении работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. В страховой стаж для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
В соответствии с пунктом 5 Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 №705н, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования.
Согласно пункту 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №610, повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников, с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающим в системе здравоохранения, определен в Положении о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.08.2001г. №314.
Таким образом, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников и работодатель в силу статьи 196 Трудового кодекса РФ должен создавать им необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также трудовым договором и локальными правовыми актами. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника.
Деятельность по оказанию медицинской помощи по своему характеру требует поддержания квалификации лиц оказывающих такую помощь на высоком профессиональном уровне. В период нахождения на курсах повышения квалификации Мазунина Т.И. выполняла свои прямые должностные обязанности. Для врачей-терапевтов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из представленных суду документов МУЗ «<данные изъяты>», во все оспариваемые ответчиком по мотивам нахождения истца на курсах усовершенствования ее периоды работы как подлежащие включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Мазунина Т.И. направлялась на курсы повышение квалификации своим работодателем с вынесением им соответствующего приказа с сохранением заработка по месту основной работы. Факт обучения истца на курсах повышения квалификации в указанные периоды также подтверждаются представленными суду копиями соответствующих свидетельств, аттестатом, дипломов и удостоверений, выданных истцу Мазуниной Т.И., ответчиком данные факты не оспаривались.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации периоды нахождения на курсах повышения квалификации включаются в стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат зачёту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по вопросу для граждан, работающих в сфере медицины, то отказ в назначении пенсии в зависимости от названия должности и учреждения является необоснованным и ведет к ущемлению прав истицы.
С учетом того, что общая длительность специального стажа лечебной деятельности истицы Мазуниной Т.И, состоящая из периодов, как признаваемых ответчиком, общей продолжительностью 29 лет 00 месяцев 23 дня, так и включенных в специальный стаж настоящим решением суда (с 23.11.1984г. по 30.06.1985г-00 лет 07 месяцев 08 дней; с 12.05.1997 по 11.06.1997, с 13.01.1999 по 13.02.1999, 18.12.2000 по 29.12.2000, с 08.01.2004 по 22.02.2004, с 11.12.2006 по 23.12.2006, 05.11.2008 по 26.12.2008-00 лет 6 месяцев 3 дня), составляет более 30 лет, суд считает, что на момент подачи заявления о назначении пенсии истица приобрела право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии с пп. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2002 года.
Назначение пенсии носит заявительный характер. В соответствии со ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела следует, не оспаривалось ответчиком, подтверждается текстом заявления Мазуниной Т.И.. о назначении пенсии, решением об отказе в установлении пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ <адрес>, истец Мазунина Т.И. обратилась за назначением пенсии в Управление Пенсионного Фонда 24 ноября 2010 года, в указанную даты ответчиком были приняты ее заявление и необходимые документы, при этом, к указанной дате, как было указано выше, ею был полностью выработан 30-летний стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О Трудовых пенсиях РФ». Следовательно, именно с 24 ноября 2010 года на ответчика возложена обязанность по назначению и выплате истцу досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
Поскольку в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик как государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно правилам ст.103 ГПК РФ уплаченная истцом государственная пошлина в суме 200 рублей (уплачена по квитанции <данные изъяты> Сбербанка № от ДД.ММ.ГГГГ) подлежит возвращению истцу, а судебные издержки по данному делу относятся за счет государства.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мазуниной ТИ к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения и о назначении пенсии удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации <адрес> включить Мазуниной ТИ в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы:
с 23.11.1984 по 30.06.1985 - работа в <адрес> больнице в должности фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи-00 лет 07 месяцев 08 дней;
с 12.05.1997 по 11.06.1997, с 13.01.1999 по 13.02.1999, с 18.12.2000 по 29.12.2000, с 08.01.2004 по 22.02.2004, с 11.12.2006 по 23.12.2006, с 05.11.2008 по 26.12.2008 -работа в МУЗ «<данные изъяты>» в должности врача-терапевта, периоды обучения на курсах усовершенствования, повышения квалификации.
Признать за Мазуниной ТИ право на досрочное назначение и получение трудовой пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Мазуниной ТИ досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты производить ее выплату.
Возвратить истцу Мазуниной ТИ уплаченную ею по квитанции <адрес> Сбербанка РФ № от ДД.ММ.ГГГГ государственную пошлину в ГРКЦ ГУ Банк России по <адрес> в УФК по <адрес> (ИФНС РФ по <адрес>) за рассмотрение дела в Березовском городском суде в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Березовский городской суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 05 марта 2011 года.
Судья: подпись. Е.Л. Забоева.
.
Копия верна.
Судья: Е.Л. Забоева