Дело № 2-353/2011 по иску прокурора к Администрации БГО, Управлению ЖКХ БГО о понуждении к совершению действий



Дело № 2-353/2011 года

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2011 года город Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ

Прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Администрации Березовского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа, просил обязать Администрацию Березовского городского округа осуществить мероприятия по организации на территории Березовского городского округа приюта для бездомных животных, обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа организовать работы по отлову бездомных животных в соответствии с Правилами содержания домашних животных на территории Березовского городского округа, указав в обоснование исковых требований, что прокуратурой города Березовского в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического, жилищного законодательства и законодательства о здравоохранении на территории Березовского городского округа. Проверкой было установлено, что на территории округа отсутствуют приюты кратковременного содержания бездомных животных. В прокуратуру поступают коллективные жалобы граждан по фактам нападения бездомных животных (собак) на людей. Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах округа отнесена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения.

В судебном заседании помощник прокурора города Березовского Свердловской области Морозов А.Е. исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Администрации Березовского городского округа Колупаева М.М. исковые требования не признала, пояснила, что Администрацией приняты меры по организации на территории Березовского городского округа приюта для бездомных животных. Так, постановлением главы Администрации Березовского городского округа от 26 августа 2010 года № 345-1 «О согласовании некоммерческой организации «<данные изъяты>» и индивидуальным предпринимателям ФИО6, ФИО7 места размещения приюта для бездомных животных в <адрес>» утвержден акт от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка для размещения приюта для бездомных животных, из земельного участка, находящегося в государственной собственности, образован земельный участок площадью 5400 квадратных метров, утверждена схема расположения образованного участка с установлением вида разрешенного использования - для размещения приюта для бездомных животных. Названным постановлением согласовано некоммерческой организации «Благотворительный фонд помощи бездомным животным» и индивидуальным предпринимателям ФИО6, ФИО7 место размещения приюта для бездомных животных в поселке Монетном, в 65 метрах от здания ангара Промышленная зона,3 на земельном участке площадью 5400 квадратных метров. Кроме того, постановлением главы Администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № некоммерческой организации «<данные изъяты>» и индивидуальным предпринимателям ФИО6 и ФИО7 названный земельный участок предоставлен в аренду сроком на пять лет для размещения приюта для бездомных животных. Все меры по организации строительства на территории округа приюта для бездомных животных администрацией округа приняты.

Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа Комисарова Е.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа и ЗАО «УК «ГорСвет» заключен договор на выполнение работ по благоустройству, по условиям которого ЗАО «УК «ГорСвет» выполняет работы по отлову бродячих животных, но не более 15 собак в месяц. Отловленные собаки помещаются в приют для бездомных животных <адрес>. Договор действует по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица ЗАО «УК «ГорСвет» в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора города Березовского Морозова А.Е., представителя Администрации Березовского городского округа Колупаевой М.М., представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа Комисаровой Е.Ю., исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Администрации Березовского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. На основании пункта 3 статьи 35 Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Березовского Свердловской области была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического, жилищного законодательства и законодательства о здравоохранении на территории Березовского городского округа. Проверкой было установлено, что на территории округа отсутствуют приюты кратковременного содержания бездомных животных.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим мероприятиям относятся и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и их ликвидацию.

В соответствии со статьей 29 названного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий, осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями.

Безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных. Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных в целях устранения или уменьшения вредного воздействия на человека.

В силу статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

На основании Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Думы Березовского городского округа от 17 августа 2006 года № 234 утверждены Правила содержания домашних животных на территории Березовского городского округа, которые регулируют отношения в сфере содержания домашних животных, обеспечения безопасности людей от неблагоприятного физического, санитарного и психологического воздействия домашних животных. В соответствии с названными Правилами домашние животные без сопровождающего лица, кроме оставленных на привязи у мест общественного пользования, подлежат отлову как безнадзорные, с дальнейшей передачей их в приюты для бездомных животных и установлению (идентификации) по регистрационному номеру с последующим сообщением владельцу. Отлов безнадзорных животных основывается на принципах соблюдения норм общественной нравственности, спокойствия населения и производится силами коммунальных служб и других организаций, прошедших регистрацию и специальную подготовку, включающую в себя медицинское освидетельствование, профилактические прививки и обучение. Животные после отлова помещаются в приют кратковременного содержания, где они подлежат обязательному осмотру и освидетельствованию специалистами ветеринарной службы, учету с описанием их отличительных признаков. Если в течение 10 дней животное не будет передано новому владельцу, оно подлежит стерилизации и передаче в приют длительного содержания. При невозможности передачи животного в приют оно может быть подвергнуто усыплению и последующей утилизации. Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляет орган местного самоуправления Управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа.

В соответствии со статьей 6 Устава Березовского городского округа, принятого решением Березовской городской Думы от 27 июня 2005 года № 115, к вопросам местного значения Березовского городского округа относится, кроме прочего, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Администрация Березовского городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Свердловской области.

В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа, утвержденным решением Березовской городской Думы от 22 декабря 2005 года № 159, Управление несет ответственность за безопасность проживания населения в жилищном фонде на территории Березовского городского округа.

Как видно из материалов дела, на территории Березовского городского округа не имеется приюта для содержания бездомных животных, что нарушает право граждан на безопасную среду обитания, создает угрозу их жизни, здоровья, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Так, в прокуратуру города Березовского поступают коллективные обращения граждан по факту нападения бездомных животных на людей. Согласно предоставленным сведениям МУЗ «<данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ года в больницу в связи с укусами безнадзорных собак обратилось 37 граждан, из которых 10-дети. Согласно сообщению ОВД <адрес> в течение 2010 года в отдел поступило на рассмотрение 12 материалов по фактам укусов собак.

Создание приюта для бездомных животных - одни из методов решения данной социально значимой проблемы. Приют позволяет организовать на практике службу розыска и возвращения владельцам потерянных животных, создать условия для контрольного карантирования животных с целью выявления опасных для человека заболеваний, регулировать численность животных с применением гуманных приемов и методов.

Органом местного самоуправления, на который возложена обязанность по контролю за исполнением требований Правил содержания домашних животных на территории Березовского городского округа, утвержденных решением Думы Березовского городского округа от 17 августа 2006 года № 234, является Управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа, которое обязано организовать работы по отлову бездомных животных. Финансирование данных работ производится за счет средств местного бюджета

Обязанность по организации создания на территории Березовского городского округа приютов для бездомных животных должна быть возложена на Администрацию Березовского городского округа - орган местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложена обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды.

Доводы представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа о том, что работы по отлову бездомных животных Управлением полностью выполнены (заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО «УК «ГорСвет», бездомные собаки доставляются данной организацией в приют <адрес>) несостоятельны, поскольку бездомные животные на территории округа имеются, Правила содержания домашних животных на территории <адрес> в части организации отлова безнадзорных животных не исполняются.

Также несостоятельны доводы представителя Администрации Березовского городского округа о том, что Администрацией приняты все меры по организации создания на территории округа приюта для бездомных животных. Однако такие мероприятия составляет не только выделение земельного участка под строительство приюта, но и осуществление иных мероприятий, результатом которых явилось бы создание на территории округа приюта для бездомных животных.

Суд оценивает представленные доказательства в совокупности, принимает во внимание, что стороны согласились окончить рассмотрение дела по существу при имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа удовлетворить.

Обязать Администрацию Березовского городского округа осуществить мероприятия по организации создания на территории Березовского городского округа приюта для бездомных животных.

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа организовать работы по отлову бездомных животных в соответствии с Правилами содержания домашних животных на территории Березовского городского округа, утвержденными решением Думы Березовского городского округа от 17 августа 2006 года № 234.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Березовский городской суд.

Судья Л.С. Фаламова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200