Дело № 2-381/2011 по иску прокурора к ЗАО ГАББО о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны



К.

Решение изготовлено 25 апреля 2011 года Дело № 2-381/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Берёзовский 19 апреля 2011 года

Берёзовский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Ларионовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-381/2011

по исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Свердловской области, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц

к закрытому акционерному обществу «ГАББРО»

о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны

УСТАНОВИЛ:

Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура Свердловской области предъявила в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц исковые требования к ЗАО «ГАББРО».

Истец просит суд обязать ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны.

В обоснование заявленного требования в исковом заявлении указано, что в ходе проведения проверки было установлено, что ответчик осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с добычей камня для строительства, в карьере на промышленной площадке, расположенной на территории <адрес>. На момент проведения проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что ответчик допускает нарушения действующего законодательства - у предприятия отсутствует разработанный и утверждённый в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны, наличие которого является обязательным. За ДД.ММ.ГГГГ год в атмосферный воздух выбрасывались загрязняющие вещества; на предприятии функционирует 18 неорганизованных источников выбросов. По мнению истца, выявленное отсутствие окончательного проекта организации санитарно-защитной зоны, является нарушением требований действующего законодательства, а также несоблюдением положений п. 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2003 года.

В судебное заседание истец не явился; о месте и времени судебного заседания был извещён; направил заявление с просьбой рассмотреть исковые требования без участия представителя прокуратуры, указал, что поддерживает заявленные требования.

Ответчик исковые требования не признал; представил отзыв, в судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве; пояснили, что проект санитарно-защитной зоны существует; разработан и утверждён; однако, на момент рассмотрения дела в суде, санитарно-защитная зона ещё не установлена. Между тем, ответчик не бездействует, и, не оспаривая необходимость установления санитарно-защитной зоны, совершает все возможные действия, направленные на её установление: в настоящее время осуществляется оценка проведённых замеров. Обращает внимание, что на текущий момент предприятие приостановило свою работу; окончательно установить санитарно-защитную зону возможно ДД.ММ.ГГГГ года; ответчик заключил договор на разработку проекта окончательной санитарно-защитной зоны.

Заслушав объяснения и доводы представителей ответчика, исследовав и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов гражданского дела, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой территориальным отделом Управления Роспортребнадзора <адрес>, установлено, что ЗАО «ГАББРО» осуществляет добычу камня для строительства с помощью буровзрывных работ в карьере на промышленной площадке, расположенной в 300-х метрах к востоку <адрес>. Основным видом продукции, выпускаемой предприятием, является щебень. Основной вид деятельности ответчика (разработка карьеров нерудных стройматериалов) относится ко II классу опасности.

Проверкой установлено, что у ответчика - ЗАО «ГАББРО» не разработан проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны на основании натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчётных параметров, чем нарушены требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Установленное нарушение ответчик не оспорил; доказательств того, что на основании натурных наблюдений у ЗАО «ГАББРО» в настоящее время окончательно установлена санитарно-защитная зона, не представил.

Экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ № содержит вывод, что экспертиза проекта обоснования размеров санитарно-защитной зоны карьера ЗАО «ГАББРО» к «Проекту расширения карьера по разработке <адрес> месторождения габбро» показала, что представленные материалы соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Однако, по мнению суда, это также не свидетельствует, что у предприятия окончательно установлена санитарно-защитная зона.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закреплённая в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 16, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Статьёй 20 названного Федерального закона предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:

- расчётная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчётами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);

- установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Таким образом, наличие установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны является обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности для ЗАО «ГАББРО». Тот факт, что окончательная санитарно-защитная зона (на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров) в настоящее время не установлена не вызывает сомнений.

В связи с изложенным, исковые требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц предъявлены обоснованно; оставить исковые требования без удовлетворения суд возможности не усматривает.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определённых действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает возможным и разумным установить срок исполнения возлагаемой на ответчика обязанности по установлению санитарно-защитной зоны - до ДД.ММ.ГГГГ, при этом принимает во внимание, что для установления (окончательной) санитарно-защитной зоны, объективно требуется провести определённый объём работ, которые ответчик и уполномоченные органы проводят в настоящее время.

Суд при вынесении решения всесторонне оценивает исследованные доказательства в их совокупности и учитывает, что в судебном заседании у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу; сторонам было разъяснено и понятно бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12, 35, 39, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; лица, участвующие в деле согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, о продолжении рассмотрения дела по существу стороны не просили.

Дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований. Каких либо иных требований стороны не заявили.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Свердловской области, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к закрытому акционерному обществу «ГАББРО» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество «ГАББРО» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров окончательный проект организации санитарно-защитной зоны в отношении промышленной площадки - карьера, расположенного в 300-х метрах к востоку <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы через Берёзовский городской суд.

Судья:

подпись

М.В. Старков

копия верна:

Судья

М.В. Старков

.

.