К. Решение изготовлено 06 июня 2011 года Дело № 2-526/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Берёзовский 01 июня 2011 года Берёзовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Старкова М.В., при секретаре Ларионовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-526/2011 по исковому заявлению Слоновой ОВ к ответчикам: к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, к администрации Берёзовского городского округа о возложении обязанности приобрести жилое помещение для Слоновой О.В., и передать жилое помещение Слоновой О.В. по договору социального найма УСТАНОВИЛ: Слонова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры <адрес> и к администрации Берёзовского городского округа. Уточнив свои исковые требования истец просит: - возложить на Министерство строительства и архитектуры <адрес> обязанность приобрести за счёт средств областного бюджета жилое помещение для Слоновой ОВ; распределить жилое помещение ФИО1; безвозмездно передать жилое помещение в собственность Берёзовского городского округа; - возложить на администрацию Берёзовского городского округа обязанность предоставить переданное жилое помещение Слоновой О.В. по договору социального найма. В обоснование своих требований истец указала, что имеет статус лица, из числа <данные изъяты>. Закреплявшегося за ней жилого помещения на территории <адрес> в настоящее время не имеется; никакого жилого помещения у Слоновой О.В. не имеется. В связи с чем, истец утверждает о нарушении принадлежащих ей жилищных прав, как лица, имеющего статус из числа <данные изъяты>, которым жилые помещения предоставляются бесплатно, вне очереди. В судебном заседании истец иск поддержала, настаивала на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на фактические обстоятельства (в том числе, установленные в ходе производства по гражданскому делу); пояснила, что никакое жилое помещение за ней не закреплено, в настоящее время она также не имеет иного жилья. Ответчик - Министерство строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик был извещён надлежащим образом. В поступившем отзыве ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, просит рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Представитель ответчика - администрации Берёзовского городского округа в судебное заседание также не прибыл. О месте и времени судебного заседания орган местного самоуправления извещён; причины не явки не известны; о рассмотрении дела без своего участия не просил; отношение к предъявленному иску не сообщил. Третье лицо - территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> по городу Берёзовскому в судебном заседании требования Слоновой О.В. поддержал; представитель пояснил, что исковые требования заявлены обоснованно, их следует удовлетворить. Третье лицо - Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание своего представителя не направило; о месте и времени третье лицо извещено, причины не явки суду не известны. Третье лицо - Правительство Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направило; в материалы дела представлен отзыв на рассматриваемые требования, в котором указано на условия, необходимые для удовлетворения иска. Третье лицо - Управление ЖКХ Берёзовского городского округа в судебное заседание своего представителя не направило. О месте и времени орган местного самоуправления был извещён. Об отношении к рассматриваемому иску информации не имеется. В поступившем ходатайстве третье лицо просит рассмотреть дело без участия своего представителя. На основании ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения лиц участвующих в судебном заседании, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке. Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, сопоставив их в совокупности, суд приходит к следующему. Как следует из материалов гражданского дела, истец Слонова О.В. действительно является лицом, оставшимся без попечения родителей. Следовательно, истец имеет статус лица, из числа <данные изъяты>. Информация о наличии у Слоновой О.В. жилого помещения отсутствует; никаких сведений о том, что за истцом реально закреплено на каком либо праве жилое помещение не имеется. К такому выводу суд приходит проанализировав полученную информацию уполномоченных органов <адрес>, из которой следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, которое ДД.ММ.ГГГГ было закреплено за истцом, в настоящее время в реестре муниципальной собственности не значится. Информации о зарегистрированных правах Слоновой О.В. не имеется. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о названном жилом помещении. Зарегистрированных лиц по указанному адресу также не имеется; фактически проживают лица, ведущие антисоциальный образ жизни. Никаких сведений о закреплении жилого помещения за Слоновой О.В. в Управлении ЖКХ администрации <адрес> в настоящее время не имеется. Изложенные фактические обстоятельства ни ответчики, ни третьи лица не опровергли. Приходя к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования, суд руководствуется следующими положениями законодательства. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путём предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Следует отметить, что, часть 2 названной статьи никоим образом не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих аналогичное право на получение жилой площади вне очереди; от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся, от обеспечения жильём других очередников, а также от включения в список внеочередников. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации и не имеющим закреплённого жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребёнка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП был утверждён Порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, за счёт средств областного бюджета. Согласно данному Порядку уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путём аукциона, перечисления средств областного бюджета на основании государственных контрактов и платёжных поручений с лицевого счёта Фонда, открытого в Министерстве. Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретённых за счёт средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Для распределения построенных или приобретённых за счёт средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений, которое осуществляется приказом Министра строительства и архитектуры <адрес>. Подготовка приказов Министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретённых) за счёт средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретённых) жилых помещений. Таким образом, исходя из содержания приведённых положений законодательства, именно Министерством строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области, осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу Министра строительства и архитектуры <адрес>) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также последующее распределение жилых помещений детям-сиротам. И только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Однако, поскольку до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, то суд приходит к выводу о безусловном нарушении права истца на жилище; об устранении имеющегося нарушения жилищного права возможно утверждать только после предоставления истцу жилого помещения в соответствии с установленными нормами и в установленном порядке. Только в этом случае можно утверждать об отсутствии (устранении) нарушения права истца на обеспечение жильём. В связи с вышеизложенным, исковые требования следует удовлетворить. При вынесении решения суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу; бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации было разъяснено; лица, участвующие в судебном заседании, согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, дополнений к рассмотрению дела по существу не возникло. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований. Каких либо иных требований не заявлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Слоновой ОВ к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, к администрации Берёзовского городского округа о возложении обязанности приобрести жилое помещение для Слоновой О.В., и передать жилое помещение Слоновой О.В. по договору социального найма удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счёт средств областного бюджета жилое помещение в городе Берёзовский <адрес> не ниже установленных социальных норм для Слоновой ОВ; с последующей передачей приобретённого жилья в муниципальную собственность Берёзовского городского округа; для его последующего предоставления уполномоченным органом местного самоуправления Берёзовского городского округа на условиях договора социального найма Слоновой ОВ. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы через Берёзовский городской суд. Судья: подпись М.В. Старков копия верна: . . . Судья М.В. Старков