Дело № 2-543/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «05» мая 2011 года г.Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием истца Шакировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакировой АА ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ <адрес> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения и о назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Истец Шакирова А.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ <адрес> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения и о назначении пенсии. В обоснование своих исковых требований указала следующее. С ДД.ММ.ГГГГ она работает на должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, ее работа в указанный период всегда была связана с оказанием медицинской помощи населению. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и приложила к заявлению все необходимые документы. Однако, решением Управления пенсионного фонда РФ в городе Березовском свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении ей трудовой пенсии отказано - в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, ответчиком не включены следующие периоды: 1) в <адрес> центральной районной больнице с учетом льготного исчисления работы в сельской местности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 08 месяцев 25 дней) в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 09 месяцев 07 дней) в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 09 месяцев 18 дней) в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 05 месяцев 26 дней) в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 09 месяцев 07 дней) в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 05 месяцев 02 дня) в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом. Причина отказа: наименование учреждения и должности не поименовано Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Вместе с тем в оспариваемый период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, которое сохраняло свою силу до принятия Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 474 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет». Согласно разделу II Перечня в нем значатся фельдшерские пункты и поименована должность медицинская сестра. В Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, также было предусмотрено, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях здравоохранения (п.3), а месяц работы в сельской местности считается за 1,2 месяца (п.5). Будучи медицинской сестрой, она работала на руководящей должности в учреждении здравоохранения, расположенного на территории сельской местности, что подтверждается документально Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципального Бюджетного Учреждения Здравоохранения <адрес>, тарификационными списками медицинских работников Татышлинской центральной районной больницы, записями в трудовой книжке, работала полный рабочий день, в режиме нормальной продолжительности рабочего времени. Должность «заведующий» относится к руководителям структурных подразделений согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (Приложение № 3 к Приказу Минздрава РФ от 15.10.1999г. № 377). Она имеет среднее медицинское образование, в 1980 году окончила Казанское медицинское училище по специальности медицинская сестра, что подтверждается Дипломом ГТ №. выданном ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №. 2) Время нахождения ее на курсах усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в Березовской городской детской больнице Березовской ЦГБ и в МУЗ Го объединенная детская больница соответственно в должности медицинской сестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в МУЗ Березовской ЦГБ в должности медицинской сестры. Истец считает указанные периоды также должны быть включены в ее стаж медицинской работы, поскольку данные курсы проводятся с целью повышения медицинским работником своего профессионального уровня в целях осуществления деятельности по оказанию медицинской помощи населению на высоком профессиональном уровне. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающим в системе здравоохранения, определен в Положении о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.08.2001г. №314. Повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников и работодатель в силу статьи 196 Трудового кодекса РФ должен создавать им необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также трудовым договором и локальными правовыми актами. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника. Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, на период прохождения ею обучения по повышению квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Ответчиком признано с учетом льготного исчисления 24 года 07 месяцев 28 дней специального стажа, исключено из стажа с учетом льготного исчисления 06 лет 03 месяца 07 дней. Истец Шакирова А.А. просит суд обязать ответчика включить указанные выше периоды работы в ее специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по соответствующим основаниям и обязать ответчика назначить ей пенсию со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, и выплачивать ее с указанной даты. В судебном заседании истец Шакирова АА. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, представил суду письменный отзыв, в котором указал о несогласии с иском Шакировой А.А. по доводам и обстоятельствам, изложенным в решении УПФ РФ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе истцу в установлении пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации». Суд с учетом мнения истца в соответствии со ст.233 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства. Заслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Шакировой А.А. исковых требований и необходимости их удовлетворения в силу следующих обстоятельств. В соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12. 2001 года № 173 -ФЗ право на пенсию независимо от возраста предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет сельских местностях и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Как следует из решения об отказе в установлении пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес>, Шакирова А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г.) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста, в чем ей было отказано в связи с тем, что Шакировой А.А. не выработан в полном объеме необходимый стаж на соответствующих видах работ. У истца имеется страховой стаж - 30 лет 00 месяцев 16 дней, стаж на соответствующих видах работ - 24 года 07 месяцев 28 дней (с учетом льготного исчисления, принятый ответчиком к зачету) В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста не включены следующие периоды работы Шакировой А.А.: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 00 лет 07 месяцев 12 дней, с учетом льготного исчисления работы в сельской местности - 00 лет 09 месяцев 07 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 00 лет 07 месяцев 22 дня, с учетом льготного исчисления работы в сельской местности - 00 лет 09 месяцев 20 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 01 год 06 месяцев 01 день, с учетом льготного исчисления работы в сельской местности - 01 год 10 месяцев 16 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 00 лет 04 месяца 27 дней (период нахождения в отпуске по беременности и родам), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 00 лет 07 месяцев 21 день, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 01 год 02 месяца 08 дней, с учетом льготного исчисления работы в сельской местности - 01 год 05 месяцев 25 дней. Причина отказа: наименование должности не предусмотрено «Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в <адрес> ЦГБ и в МУЗ Го объединенная детская больница соответственно в должности медицинской сестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в <адрес> ЦГБ в должности медицинской сестры, причина отказа - нахождение на учебе (на курсах усовершенствования). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции Российской Федерации). В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья. Прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности. Правоотношения сторон регулируются Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введённым в действие с 01 января 2002 года, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивает силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2). Согласно подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173 -ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста. Конституционный суд РФ своим Постановлением № 11-П от 3 июня 2004 года признал не соответствующими Конституции РФ, ее статьями (части 1и 2), 39 (части1и 2) и 55 (части 2и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11.12 пункта 1 ст. 28 и пункта 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливающие для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения, данные положения не позволяют зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, то законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует. Исходя из руководящих разъяснений Верховного суда РФ, содержащихся в п.п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые Пенсии» следует, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов. При оценке требований о включении периода в специальный стаж учитывается характер выполняемых обязанностей, характер осуществляемой деятельности. В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (в редакции постановлений Правительства от 27.08.1992г. № 634 и от 22.09.1993г. № 953), по которому засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года, право на пенсию за выслугу лет имеют «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Указанный список не содержал конкретного перечня должностей врачей и среднего медицинского персонала. При отнесении к врачебному и среднему персоналу применяется Номенклатура должностей, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 377 от 15.10.1999г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.10.1999г., регистрационный № 1943), в числе врачебного персонала предусмотрена должность «врач-интерн». Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 №8-П и Определение от 05.11.2002 №320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В определениях Верховного Суда РФ от 29.01.2009 №46-В08-20, от 14.05.2009 №19-В09-3, от 02.07.2009 №11-В09-7 указано, что при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы. На момент осуществления истцом Шакировой А.А. деятельности в Верхне-Татышлинской центральной районной больнице в должности заведующей Нов-Кайпановским фельдшерским пунктом, Старо-Кайпановским фельдшерским пунктом действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В подпункте 1 раздела II «Врачи и другие медицинские работники» указанного перечня поименованы больничные учреждения всех типов и наименований, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, включая фельдшерские пункты, и указаны должности: «врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности...». В Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 также было закреплено, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях здравоохранения (п.3), месяц работы в сельской местности считается за 1,2 месяца. Указанное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 действовало до принятия Постановления Совета министров РСФСР от 06.09.1991г. № 474 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет». Судом было установлено, подтверждается материалами дела, в том числе справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципального Бюджетного Учреждения Здравоохранения <адрес>, тарификационными списками медицинских работников <адрес> центральной районной больницы, записями в трудовой книжке истца, не оспаривалось ответчиком, истец в указанные выше периоды, будучи медицинской сестрой, работала на руководящей должности в учреждении здравоохранения, расположенного на территории сельской местности, ботала полный рабочий день, в режиме нормальной продолжительности рабочего времени. Должность «заведующий» относится к руководителям структурных подразделений согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (Приложение № 3 к Приказу Минздрава РФ от 15.10.1999г. № 377). Из материалов дела также следует, что истец Шакирова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет среднее медицинское образование, в ДД.ММ.ГГГГ окончила Казанское медицинское училище по специальности медицинская сестра, что подтверждается Дипломом ГТ №. выданном ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости включения указанных истцом периодов работы в Верхне-Татышлинской центральной районной больнице в должности заведующей упомянутыми выше фельдшерскими пунктами, при этом, в льготный стаж истца подлежит включению как период нахождения в отпуске по беременности и родам, так и период нахождения истца в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, поскольку указанные период имели место до ДД.ММ.ГГГГ. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. Суд полагает, что оспариваемые истцом периоды работы в Верхне-Татышлинской центральной районной больнице подлежат включению в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, с учетом его льготного исчисления, поскольку Шакирова А.А. в указанный период работала в сельской местности, вместе с тем, льготное исчисление стажа в периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, не основано на законодательстве, как действующем на оспариваемый период, так и принятым позже. Далее, суд также не может согласиться с решением ответчика в части исключения из специального стажа истца периодов ее работы, когда Шакирова А.А. по основному месту работы по направлению работодателя обучалась на курсах повышения квалификации с сохранением заработка на время учебы, в силу следующих обстоятельств. Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Исходя из руководящих разъяснений Верховного суда РФ, содержащихся в п.п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые Пенсии» следует, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов. При оценке требований о включении периода в специальный стаж учитывается характер выполняемых обязанностей, характер осуществляемой деятельности. В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (в редакции постановлений Правительства от 27.08.1992г. № 634 и от 22.09.1993г. № 953), по которому засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года, право на пенсию за выслугу лет имеют «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1. Повышение квалификации медицинских работников проходит в соответствии с должностной инструкцией, которой определяют основные трудовые обязанности. При направлении работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. В страховой стаж для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. В соответствии с пунктом 5 Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 №705н, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования. Согласно пункту 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №610, повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников, с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающим в системе здравоохранения, определен в Положении о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.08.2001г. №314. Таким образом, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников и работодатель в силу статьи 196 Трудового кодекса РФ должен создавать им необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также трудовым договором и локальными правовыми актами. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника. Деятельность по оказанию медицинской помощи по своему характеру требует поддержания квалификации лиц оказывающих такую помощь на высоком профессиональном уровне. В период нахождения на курсах повышения квалификации истец Шакирова А.А. выполняла свои прямые должностные обязанности. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Деятельность по оказанию медицинской помощи по своему характеру требует поддержания квалификации лиц оказывающих такую помощь на высоком профессиональном уровне, повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Так, в статье 54 основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. №5487-1 определено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Подтверждение или повышение квалификации каждые 5 лет- требование содержащееся в постановлении Правительства РФ «Об утверждении типового положения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (ред. 31.03.2003г.), приказе Минздравсоцразвития России №705 от 09.12.2008г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников». Лишь только после такого подтверждения медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат или диплом - в зависимости от дополнительного профессионального образования. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Как следует из представленных суду документов МУЗ <адрес> центральная городская больница», во все оспариваемые ответчиком по мотивам нахождения истца на курсах усовершенствования ее периоды работы как подлежащие включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Шакирова А.А. направлялась на курсы повышение квалификации своим работодателем с вынесением им соответствующего приказа с сохранением заработка по месту основной работы. Факт обучения истца на курсах повышения квалификации в указанные периоды также подтверждаются представленными суду копиями соответствующих свидетельств, аттестатом, дипломов и удостоверений, выданных истцу Шакировой А.А., ответчиком данные факты не оспаривались. Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации периоды нахождения на курсах повышения квалификации включаются в стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат зачёту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по вопросу для граждан, работающих в сфере медицины, то отказ в назначении пенсии в зависимости от названия должности и учреждения является необоснованным и ведет к ущемлению прав истицы. С учетом того, что общая длительность специального стажа лечебной деятельности истца Шакировой А.А., состоящая из периодов, как признаваемых ответчиком, общей продолжительностью 24 года 07 месяцев 28 дней в льготном исчислении, так и включенных в специальный стаж настоящим решением суда общей продолжительностью 06 лет 03 месяца 07 дней также с учетом льготного исчисления, составляет более 30 лет, суд считает, что на момент подачи заявления о назначении пенсии истица приобрела право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии с пп. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2002 года. Назначение пенсии носит заявительный характер. В соответствии со ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Из материалов дела следует, не оспаривалось ответчиком, подтверждается текстом заявления Шакировой А.А. о назначении пенсии, решением об отказе в установлении пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ. ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе <адрес>, истец Шакирова А.А. обратилась за назначением пенсии в Управление Пенсионного Фонда ДД.ММ.ГГГГ, в указанную дату ответчиком были приняты ее заявление и необходимые документы, при этом, к указанной дате, как было указано выше, ею был полностью выработан 30-летний стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О Трудовых пенсиях РФ». Следовательно, именно с ДД.ММ.ГГГГ на ответчика возложена обязанность по назначению и выплате истцу досрочной трудовой пенсии. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Поскольку в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик как государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно правилам ст.103 ГПК РФ уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 200 рублей (уплачена по квитанции Березовского отделения Сбербанка № от ДД.ММ.ГГГГ) подлежит возвращению истцу, а судебные издержки по данному делу относятся за счет государства. Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235, 237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шакировой АА к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ <адрес> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения и о назначении пенсии удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации <адрес> включить Шакировой АА в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 00 лет 07 месяцев 12 дней, с учетом льготного исчисления работы в сельской местности - 00 лет 09 месяцев 07 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 00 лет 07 месяцев 22 дня, с учетом льготного исчисления работы в сельской местности - 00 лет 09 месяцев 20 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 01 год 06 месяцев 01 день, с учетом льготного исчисления работы в сельской местности - 01 год 10 месяцев 16 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 00 лет 04 месяца 27 дней (период нахождения в отпуске по беременности и родам); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 00 лет 07 месяцев 21 день, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <адрес> центральной районной больнице в должности заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, 01 год 02 месяца 08 дней, с учетом льготного исчисления работы в сельской местности - 01 год 05 месяцев 25 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 11 дней) - работа в <адрес> ЦГБ в должности медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 28 дней) - работа в МУЗ Городская объединенная детская больница в должности медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 06 дней) - работа в <адрес> ЦГБ в должности медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 05 дней) - работа в <адрес> ЦГБ в должности медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 28 дней) - работа в <адрес> ЦГБ в должности медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 05 дней) - работа в <адрес> ЦГБ в должности медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 25 дней) - работа в <адрес> ЦГБ в должности медицинской сестры. Признать за Шакировой АА право на досрочное назначение и получение трудовой пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Шакировой АА досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты производить ее выплату. Возвратить истцу Шакировой ВВ уплаченную ею по квитанции Березовского отделения Сбербанка РФ № от ДД.ММ.ГГГГ государственную пошлину в ГРКЦ ГУ Банк России <адрес> в УФК по <адрес>) за рассмотрение дела в Березовском городском суде в размере 200 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течении семи дней со дня вручения копии этого решения. На заочное решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение в окончательном виде изготовлено 10 мая 2011 года. Судья: подпись. Е.Л. Забоева. . Копия верна. Судья: Е.Л. Забоева