Дело № 2-744/2011 по иску прокурора к Администрации БГО о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Решение в окончательной форме изготовлено 29.06.2011

Дело № 2-744/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж.В., при секретаре Фоменко М.С., с участием

заместителя прокурора г. Березовского Свердловской области Рачёвой А. М.,

представителя отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по Свердловской области Федяева М. А.,

представителя ответчика Колупаевой М. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа, территориальному отделу администрации Березовского городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности

установил:

прокурор г.Березовского Свердловской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа и территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес> установлено, что на территории населенных пунктов <адрес>, в нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности, своевременно не выполнены первичные меры пожарной безопасности к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 года: отсутствует опашка населенных пунктов; не удалена сухая растительность; населенные пункты не обеспечены требуемым наружным противопожарным водоснабжением; в целях пожаротушения не созданы условия для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории поселков: не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12х12 м с твердым покрытием; отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжения - пожарных водоемов; отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре; расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 м; допускается индивидуальное жилищное строительство непосредственно в муниципальном лесу.

Прокурор г. Березовского Свердловской области просит признать бездействие администрации Березовского городского округа, территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> незаконным, обязав провести мероприятия по устранению выявленных нарушений незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, а именно: выполнить опашку населенных пунктов; удалить сухую растительность; обеспечить требуемым наружным противопожарным водоснабжением; создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года; установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения пожарных водоемов, расположенных на территории поселков; установить технические средства оповещения населения о пожаре.

В судебном заседании заместитель прокурора Рачева А.М. иск поддержала.

Представитель отдел надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес> ФИО4 доводы иска поддержал пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ совместно с прокуратурой <адрес> проведена проверка населенных пунктов Сарапулка и Становая, расположенных на территории Березовского городского округа. В результате выявлено ряд нарушений: в местах примыкания населенных пунктов к лесу опашка не проведена; в разрывах населенных пунктов и границах населенных пунктов имеется сухостой; отсутствует наружное противопожарное обеспечение; существующие естественные водоемы, не позволяют защитить территорию поселков от пожаров и не пригодны для использования в любое время года; земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся в непосредственной близости от леса; контроль за соблюдением градостроительных норм и правил органами местного самоуправления не осуществляется.

Представитель ответчика администрации Березовского городского округа Колупаева М. М. признала, что на территории <адрес> необходимо: создать наружное противопожарное водоснабжение - пожарные водоемы; обеспечить условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года; установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения, а также технические средства оповещения населения о пожаре. В остальной части требований с иском не согласна, пояснив, что администрацией принимаются все возможные меры по обеспечению противопожарной безопасности Березовского городского округа включая территории <адрес>: постановлением администрации Березовского городского округа от 24.11.2010 №501 утверждена городская целевая программа «Осуществление мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и предупреждению терроризма в Березовском городском округе 2011-2013 годы», которой предусмотрены первичные меры пожарной безопасности, финансируемые в текущем году; принято постановление от 13.04.2011 №171 «О противопожарных мероприятиях в Березовском городском округе на весенне-летний пожароопасный период 2011 года», в соответствии с которым ряд указанных в представлении нарушений устранены, в т.ч. согласован оперативный план по ликвидации лесных и торфяных пожаров на территории Березовского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ решен ряд организационных вопросов межведомственного взаимодействия; введен особый противопожарный режим; ДД.ММ.ГГГГ проведена коллегия по вопросу реализации первичных мер пожарной безопасности на территории Березовского городского округа; постоянной комиссией Думы Березовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос о реализации первичных мер пожарной безопасности на территории Березовского городского округа и выделении дополнительных финансовых средств на реализацию долгосрочной целевой программы; направлены письма в адрес правительства <адрес> о выделении субсидии на реализацию мероприятий пожарной безопасности на территории городского округа.

Материально-технические мероприятия выполняются в плановом режиме в соответствии с долгосрочной городской целевой программой «Осуществление мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и предупреждению, терроризма в Березовском городском округе 2011-2013 годы», заключенными муниципальными контрактами (договорами). В текущем году предусмотрены денежные средства на: установку пожарных гидрантов в поселках - 200 тыс.рублей; ремонт, содержание и обслуживание пожарных гидрантов - 300 тыс. рублей; приобретение пожарно-технического вооружения (рукава пожарные мотопомпы, адаптеры к водонапорным башням, стволы, передвижные пластиковые емкости и т.д.); создание условий для организации добровольной пожарной охраны; разработку планов, схем и программ развития территории по обеспечению пожарной безопасности.

Между тем потребность в материально-технических мероприятиях значительно шире финансовых возможностей местного бюджета и администрации Березовского городского округа как главного распорядителя бюджетных средств.

Проведение администрацией Березовского городского округа финансовых мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности ограничено рамками бюджетного законодательства Российской Федерации, в частности решением Думы Березовского городского округа от 23.12.2010 №185 "Об утверждении бюджета Березовского городского округа на 2011 год" в редакции от 17.03.2011 № 196.

Что касается устройства защитных противопожарных полос, данные мероприятия проводятся администрацией Березовского городского округа в соответствии с выделенными денежными средствами (муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ ).

Недостаток денежных средств на первичные меры пожарной безопасности отчасти связан с тем, что в целях предотвращения угрозы жизни, здоровью, имуществу населения и городского округа пожароопасный период администрация Березовского городского округа вынуждена обеспечивать тушение пожаров на землях, не относящихся к землям лесного фонда, ни к землям населенных пунктов - так называемые торфяные поля. Значительную часть указанных земель составляют земельные участки, предоставленные ранее под торфоразработки, категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения энергетики, обороны и иного назначения. В настоящее время на территории Березовского городского округа 4 наиболее проблемных земельных участка, общей площадью 116 090 000 кв. м, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, кадастровые номера: , расположены в районе <адрес>. Затраты местного бюджета по ликвидации торфяных пожаров на данной территории уже сегодня составили 320 тыс. рублей. При этом лицо, осуществляющее полномочия собственника данных земельных участков (соответствующий орган государственной власти), на протяжении многих лет не принимает никаких мер по предупреждению причинения вреда прилегающим территориям, их содержанию и обслуживанию.

Представитель территориального отдела администрации Березовского городского округа <адрес> в суд не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен.

Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив и сопоставив их в совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором <адрес> исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования <адрес> городского округа.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст.ст. 1,3 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» пожарная безопасность-состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает перечень первичных мер пожарной безопасности, разработка и реализация которых возложена на органы местного самоуправления. К ним относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

В силу статьи 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Пунктами 89, 90 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Судом установлено, что прокуратурой <адрес> с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес> была проведена исполнения требований пожарной безопасности на территории Березовского городского округа. Также по материалам дела судом установлено, что в поселках <адрес>, образующих территориальный отдел Березовского городского округа, не выполнены первичные меры пожарной безопасности, а именно: отсутствует опашка населенных пунктов, не удалена сухая растительность, населенные пункты не обеспечены требуемым наружным противопожарным водоснабжением, в целях пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из имеющихся источников наружного водоснабжения, расположенных на территории поселков, а именно: не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12х12 с твердым покрытием, отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжения- пожарных водоемов, отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре, расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 м, допускается индивидуальное жилищное строительство непосредственно в муниципальном лесу.

В нарушение требований п. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 2.07.01.-8/9, предусматривающих противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройки до лесных массивов - не менее 15 метров, расстояние до строений в поселках Сарапулка и Становая составляет менее 15 м, непосредственно в лесном массиве осуществляется точечная застройка индивидуальных жилых домов, здания территориального отдела администрации.

В силу п. 26 ч.1 ст. 6 Устава Березовского городского округа, утвержденного решением Думы Березовского городского округа 27.06.2005 №115, к вопросам местного значения Березовского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Также согласно Типового положения о территориальном отделе администрации Березовского городского округа, утв. Постановлением главы Березовского городского округа от 09.08.2006 № 326, основными задачами территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> являются обеспечение решения вопросов местного значения городского округа на территории, входящей в сфере деятельности территориального отдела; повышение качества жизни населения на подведомственной территории.

В соответствии с должностной инструкцией главы территории отдела администрации Березовского городского округа, утв. главой Березовского городского округа от 12.02.2007, основными задачами главы поселка являются: обеспечение решения вопросов местного значения городского округа на территории, входящей в сферу деятельности территориального отдела.

Порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Березовского городского округа предусмотрен Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Березовского городского округа, утв. решением Думы Березовского городского округа от 15.05.2008 № 418.

В соответствии с требованиями ст. 30 ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Постановлением администрации Березовского городского округа «О введении особого противопожарного режима на территории Березовского городского круга» от 28.04.2011 на территории Березовского городского округа с 30.04.2011 введен особый противопожарный режим на летний пожароопасный период до особого распоряжения.

Более того, поселки Сарапулка и Становая включены в перечень населенных пунктов, подтвержденных угрозе распространения лесных пожаров, утв. постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2011 № 351-ПП.

Положениями ст.ст. 7, 14 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, производятся заблаговременно.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в нарушение вышеперечисленных требований законодательства в сфере пожарной безопасности, администрацией Березовского городского округа в поселках Становая и Сарапулка своевременно к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 года не были выполнены первичные меры пожарной безопасности: не выполнена опашка населенных пунктов, не созданы противопожарные разрывы между населенными пунктами и лесными массивами, минерализованные полосы на всей протяженности участка таких границ; не удалена сухая растительность; не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение; не созданы условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года с целью пожаротушения, не обустроены площадки пирсов у источников противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения; не установлены указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения пожарных водоемов, расположенных на территории поселков; не функционирует звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в представленной суду фототаблице, выполненной заместителем прокурора г Березовского, совместно с представителем отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес>, а также других представленных суду документах и не и ответчиком не отвергнуты.

Ответчик администрация Березовского городского округа своевременных, достаточных и эффективных действий по выполнению перечисленных требований законодательства в сфере пожарной безопасности не предпринимал, письмо в адрес председателя <адрес> с просьбой создания подразделения пожарной охраны для осуществления мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности Березовского городского округа, включая создание пожарного депо в <адрес>, направлено в адрес только в ДД.ММ.ГГГГ, то есть после обращения прокурора в суд с данным иском.

То обстоятельство, что администрацией Березовского городского округа и ГУП СО «ЛХПО» заключены муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории городских лесов, а также за (без даты) на выполнение работ по тушению лесных пожаров, расположенных на территории городских лесов Березовского городского округа, не свидетельствуют о выполнении первичных мер пожарной безопасности к весенне-летнему пожароопасному периоду ДД.ММ.ГГГГ на территории населенных пунктов <адрес>. Акты выполненных работ первичных мер пожарной безопасности данных населенных пунктов суду не представлены.

Пожарная безопасность является необходимым условием стабильного существования и жизнедеятельности личности, общества и государства.

Установленные вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности со стороны ответчиков до настоящего времени не устранены. Невыполнение первичных мер пожарной безопасности со стороны администрации Березовского городского округа ставит под угрозу сохранность имущества, а также жизнь и здоровье граждан, в частности жителей поселков Сарапулка и Становая.

Ссылка ответчика на отсутствие финансовых средств не может быть принята во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчика от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Вместе с тем исковые требования к территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку территориальный отдел является территориальным органом администрации Березовского городского округа, структурным подразделением, без образования юридического лица, что следует из типового положения о территориальном отделе администрации Березовского городского округа, утвержденного постановлением главы Березовского городского округа от 09.08.2006 № 326. Данное лицо не может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа, территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие администрации Березовского городского округа по необеспечению первичными мерами пожарной безопасности.

Обязать администрацию Березовского городского округа на территориях населенных пунктов <адрес> <адрес> г <адрес>

до истечения месячного срока со дня вступления решения в законную силу: провести опашку; удалить сухую растительность; установить технические средства оповещения населения о пожаре;

до истечения двухмесячного срока со дня вступления решения в законную силу: обеспечить наружным противопожарным водоснабжением; создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года; установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения - пожарных водоемов, расположенных на территории поселков.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий: Копия верна: судья:       Ж. В. Романова