Дело № 2 -458/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 апреля 2011 года г. Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием заявителя Шмидта Р.Р., представителя Администрации БГО Колупаевой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шмидта РР о признании незаконным бездействия главы администрации Березовского городского округа, УСТАНОВИЛ: Заявитель Шмидт Р.Р. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ об обжаловании бездействия главы администрации Березовского городского округа, в котором просил признать незаконным бездействие главы администрации Березовского городского округа в части не проведения проверки его доводов, изложенных в его обращении от ДД.ММ.ГГГГ и не направлении собственникам дома <адрес> требования о сносе бани, самовольно построенной в ДД.ММ.ГГГГ в границах земельного участка указанного дома. В обоснование своих требований заявитель Шмидт Р.Р. указал, что проживает в доме <адрес> дом и прилегающий к нему земельный участок с расположенными на нем хозяйственными постройками принадлежит ему на праве собственности, участок огорожен забором, в ДД.ММ.ГГГГ гр.ФИО11. начала строительство бани на принадлежащем ей земельном участке, по адресу: <адрес>, данное строительство ведется ФИО5 самовольно и без согласования с уполномоченными органами. Кроме того, по его мнению, построенная баня возведена с нарушением установленных строительных норм и правил, т.к. расстояние от нее до границ его участка составляет пене 0,5 метров, а от бани до его бани - примерно 3 метра, что существенно нарушает его права, поскольку закрывает часть его земельного участка. В связи с указанными обстоятельствами он обратился в администрацию Березовского городского округа с требованием провести проверку его доводов, и направить собственникам дома № требования о сносе бани, а в случае отказа в сносе самовольной постройки обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о сносе бани в судебном порядке, однако, необходимая проверка администрацией Березовского городского округа проведена не была, требуемых им действий также совершено не было, был дан лишь письменный ответ, вместе с тем, как он полагает, Администрация Березовского городского округа как орган местного самоуправления должен осуществлять должный контроль за безопасным проживанием и принимать меры реагирования на его обращения о самовольной постройке, в связи с чем считает бездействие главы администрации Березовского городского округа незаконным. Баня, построенная на соседнем земельном участке, в силу нарушения требований строительных норм и правил в части расстояния между постройками, создает риск возникновения пожара, а также ведет к возникновению антисанитарных условий. В судебном заседании Шмидт Р.Р. свое заявление поддержал по изложенным доводам и обстоятельствам, на предложение суда обратиться в суд с иском о сносе строения, возведенного собственниками смежного земельного участка, к последним в качестве ответчиков порядке искового производства, ответил отказом, настаивал на рассмотрении его заявления на бездействие администрации БГО именно в порядке главы 25 ГПК РФ, оставляя за собой право обращение в суд с иском к смежным землепользователям о сносе строения в будущем. Представитель обжалуемого должностного лица - главы администрации Березовского городского округа Колупаева М.М. судебном заседании с заявлением Шмидта Р.Р. не согласилась по тем основаниям, что действия органов местного самоуправления оспариваются в случаях предусмотренных 25 главы ГПК РФ, заявитель Шмидт Р.Р. не представил суду доказательств нарушений его прав. У Администрации БГО, его главы отсутствуют полномочия по государственному строительному надзору, поскольку в соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса, градостроительный надзор осуществляется при строительстве объектов, на которые выдаются разрешение на строительство. На строительство бани, о которой указывал в своем обращении заявитель Шмидт Р.Р., разрешение не требуется, поскольку баня является вспомогательным объектом. Контрольных мероприятий администрация БГО, его глава также выполнять не может. На данный объект градостроительный план не составлялся, поскольку собственник земельного участка за таким планом в Администрацию не обращался. Строительный контроль осуществляется застройщиком, производящим строительство на земельном участке № Строительный контроль производится с участием специализированной организации. Администрация БГО к такой специализированной организации не относится. Администрация выполняет функции и полномочия, предусмотренные ст. 16, 16.1 и 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». К полномочиям Администрации БГО не относится обращения в суд по поводу сноса объектов земельных участков, принадлежащих гражданам, более того, такой обязанности у органа местного самоуправления не существует, в связи с чем утверждать о незаконности такого бездействия законных оснований не имеется. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Березовского городского округа в судебном заседание не явился, о слушании дела был извещен, причины неявки суду не сообщил. Заслушав заявителя, представителя обжалуемого органа местного самоуправления (его руководителя как должностного лица), исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Шмидта Р.Р. в силу следующих обстоятельств. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В своем письменном обращении к Администрации Березовского городского округа на имя главы БГО, датированным ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в адресат ДД.ММ.ГГГГ, заявитель Шмидт Р.Р. указал, что проживает в <адрес>, дом и прилегающий к нему земельный участок с расположенными на нем хозяйственными постройками принадлежит ему на праве собственности, участок огорожен забором, в ДД.ММ.ГГГГ гр.ФИО12. начала строительство бани на принадлежащем ей земельном участке, по адресу: <адрес> данное строительство ведется ФИО5 самовольно и без согласования с уполномоченными органами. Кроме того, по его мнению, построенная баня возведена с нарушением установленных строительных норм и правил, т.к. расстояние от нее до границ его участка составляет пене 0,5 метров, а от бани до его бани - примерно 3 метра, что существенно нарушает его права, поскольку закрывает часть его земельного участка. В своем заявлении Шмидт Р.Р. просил главу БГО провести проверку указанных им доводов и принять меры по сносу самовольной постройки в виде бани, расположенной по адресу: <адрес>,, путем направления собстенникам <адрес> <адрес> требования о сносе бани, самовольно построенной в ДД.ММ.ГГГГ в границах земельного участка указанного дома, а в отказа последних в сносе самовольной постройки - Администрации БГО обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о сносе бани в судебном порядке. Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, указанное обращение заявителя было рассмотрено Администрацией Березовского городского округа, ДД.ММ.ГГГГ на него был выдан письменный ответ за исходящим номером 115/01-42 и за подписью первого заместителя главы администрации Березовского городского округа ФИО7. Решением Думы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О досрочном прекращении полномочий главы Березовского городского округа ФИО8» полномочия главы Березовского городского округа ФИО8 были прекращены в связи с назначением его на должность государственной гражданской службы досрочно. Решением Думы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении досрочных выборов главы Березовского городского округа» досрочные выборы были назначены на воскресенье ДД.ММ.ГГГГ. (В последующем дата выборов перенесена на ДД.ММ.ГГГГ). Как следует из письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ за №, обращение Шмидта Р.Р. принято к сведению, с целью точного определения местоположения объектов недвижимости относительно границ смежных земельных участков заявителю Шмидту Р.Р. было рекомендовано предоставить исполнительную съемку земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них. Данная информация позволит подготовить заключение Комитета по архитектуре и градостроительству БГО в отношении соблюдения или не соблюдения строительных норм и правил, применяемых при возведении объектов недвижимости на земельных участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства. В своем ответе Администрация Березовского городского округа обратила внимание заявителя Шмидта Р.Р. на то, что согласно пп.3 п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не требуется выдача разрешения на строительство строений и сооружений вспомогательного использования. Поскольку баня, расположенная на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, является объектом вспомогательного назначения по отношению к жилому дому, соответственно, на ее строительство выдача разрешения не требуется. Заявителю в данном ответе также сообщено о том, что дополнительную информацию по указанному вопросу Шмидт Р.Р. может получить у юриста Комитета по архитектуре и градостроительству Березовского городского округа с указание места его нахождения. Суд не усматривает каких-либо нарушений в действиях и бездействии администрации Березовского городского округа и его главы как должностного лица, указанных в заявлении Шмидта Р.Р. по следующим основаниям. В соответствии со ст.54 Градостриотельного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; 2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса. Согласно п.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); 3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; 4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. Как следует из п.3 ст.49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. В силу пп.3 п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. В соответствии со ст.53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства. В соответствии с п.7 ст.54 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также государственного экологического контроля в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий. Изучив представленные суду доказательства, принимая во внимание факты, изложенные заявителем, а также сведения о том, что жилые дома <адрес> в реестре муниципальной собственности Березовского городского округа не числятся, заявителем же указывается о принадлежности его и соседних домов и участков физическим лицам, суд приходит к выводу о том, что ни администрация Березовского городского округа, ни его глава как руководящее должностное лицо не обязаны направить собственникам дома № требования о сносе бани, а в случае отказа в сносе самовольной постройки обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о сносе бани в судебном порядке, поскольку с учетом приведенных выше требований Градостроительного кодекса РФ не осуществляет функции государственного строительного надзора. Судом было установлено, что на строительство бани, о которой указывал в своем обращении заявитель Шмидт Р.Р., разрешения не требуется, поскольку данное строение является вспомогательным объектом, контрольных мероприятий администрация БГО, его глава также выполнять не может, на данный объект градостроительный план не составлялся, поскольку собственник земельного участка за таким планом в Администрацию не обращался. Строительный контроль осуществляется застройщиком, производящим строительство на земельном участке, строительный контроль производится с участием специализированной организации, к числу которых Администрация БГО также не относится. Администрация Березовского городского округа как орган местного самоуправления выполняет функции и полномочия, отнесенные к таковым законом, в частности, стст.16, 16.1 и 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». К полномочиям Администрации БГО не относится обращения в суд по поводу сноса объектов земельных участков, принадлежащих гражданам, более того, такой обязанности у органа местного самоуправления не существует, в связи с чем утверждать о незаконности такого бездействия законных оснований не имеется. Заявителю Шмидту Р.Р. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству разъяснялась процессуальная обязанность доказать, в том числе факт нарушения его прав обжалуемым бездействием органа местно самоуправления, его главы как должностного лица каких именно прав, в чём заключаются нарушения. В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Суду со стороны заявителя не было представлено никаких доказательств нарушения его прав, или угрозы нарушения прав, не представлены даже документы, подтверждающие принадлежность ему дома и земельного участка, указанного в заявлении. Судом заявителю было предложено обратиться (разъяснено право на обращение) в суд с иском о сносе строения, возведенного собственниками смежного земельного участка, к последним в качестве ответчиков порядке искового производства, однако, Шмидт Р.Р. на данное предложение ответил отказом, настаивал на рассмотрении его заявления на бездействие администрации БГО именно в порядке главы 25 ГПК РФ в рамках настоящего гражданского дела, оставляя за собой право обращение в суд с иском к смежным землепользователям о сносе строения в будущем. Суд полагает необходимым разъяснить, что такого права на судебную защиту заявитель Шмидт Р.Р. лишен быть не может вне зависимости от разрешения настоящего заявления. В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Из материалов дела, представленных суду следует, что обращение Шмидта Р.Р. датированное им ДД.ММ.ГГГГ, поступило в Администрацию Березовского городского округа (Комитет по архитектуре и градостроительству) ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции, ответ был дан заявителю ДД.ММ.ГГГГ за исх.номером №, был Шмидтом Р.Р. получен, копия указанного письма приложена заявителем к рассматриваемому заявлению, на него имеется и в тексте заявления. Содержание данного ответа, представленного суду заявителем, соответствует тексту ответа, представленного суду обжалуемым органом. Заявителем Шмидтом Р.Р. также не оспаривалось предоставление письменного ответа на его обращение в установленный законом срок, суть его заявления заключается в оспаривании другого бездействия органа местного самоуправления, его главы. Судом было установлено, что обжалуемые заявителем бездействие действующему законодательству не противоречат, обязанности по осуществлению строительного надзора в отношении строительства бани, возведенной, как указывает заявитель, на соседним с ним земельном участке, а, следовательно, и по предъявлению требований о сносе данного строения у Администрации БГО в силу закона не имелось, ответ заявителю был дан в порядке, установленном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, нарушений требований закона в действиях по предоставлению ответа от ДД.ММ.ГГГГ также не усматривается, его содержание также требования закона не противоречит, сведений, не соответствующих действительности, в ответе обжалуемого органа также не содержится. В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у лиц, участвующих в деле, не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, они согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, участникам процесса также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57, 255 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 257,258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Шмидта РР о признании незаконным бездействия главы Администрации Березовского городского округа по не проведению проверки доводов его обращения от ДД.ММ.ГГГГ и не направлении собственникам дома № <адрес> требования о сносе бани - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Березовский городской суд. Решение в окончательном виде изготовлено 11 апреля 2011 года (9,10 апреля 2011 года - нерабочие дни). Судья: подпись. Забоева Е.Л. . Копия верна. Судья: Забоева Е.Л.