К. Решение изготовлено 05 июля 2011 года Дело № 2-779/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Берёзовский 30 июня 2011 года Берёзовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Старкова М.В., при секретаре Ларионовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-779/2011 по исковому заявлению прокурора города Берёзовского Свердловской области предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания БСУ» о признании незаконным бездействия; о возложении обязанности создать рабочие места для инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Берёзовского Свердловской области, действуя в защиту прав неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания БСУ». Ссылаясь на ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также на Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», истец, уточнив исковые требования, просит суд признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания БСУ» по невыполнению квоты для приёма на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников незаконным. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания БСУ» создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников. В обоснование своих требований указал в исковом заявлении, что прокуратурой города Берёзовского проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, направленного на создание специализированных рабочих мест для инвалидов. Проверкой установлено, что ответчик не выполняет в полном объёме установленную квоту для приёма на работу инвалидов: вместо 10 человек, у ответчика работает один инвалид. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Ответчик в судебное заседание своих представителей не направил. О месте и времени судебного заседания извещён. Поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика; представлен отзыв на предъявленный иск, в котором, ссылаясь на специфику работы и не оспаривая фактические обстоятельства, указывается на отсутствие возможности для создания дополнительных рабочих мест. Представитель третьего лица - государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Берёзовский центр занятости» в судебном заседании подтвердила реальность обстоятельств, на которые ссылается истец; полагает, что со стороны ответчика действительно имеет место не выполнение и не соблюдение требований по установленной квоте для трудоустройства инвалидов. На основании ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения лиц участвующих в судебном заседании, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, без участия представителя ответчика. Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В ст. 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Таким образом, законодатель установил определённую защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов. В соответствии со ст. 21 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу ст. 24 Федерального закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно ст. 22 Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов. Численность сотрудников ответчика составляет 338 человек; размер установленной квоты (3%) должен составлять 10 человек; между тем, установленная квота на ДД.ММ.ГГГГ - 2 человека; в счёт квоты работает 2 человека (подсобный рабочий ФИО2 и механик гаража ФИО3); имеется информация об одной вакансии уборщика территории. Данные обстоятельства стороны не оспаривают; сведений об иной численности, ином размере квоты, в распоряжении суда не имеется. Учитывая установленное нарушение и не выполнение ответчиком требований по созданию минимального количества рабочих мест для инвалидов об устранении данного нарушения возможно утверждать только после того, как необходимое количество рабочих мест для инвалидов будет создано ответчиком в соответствии с установленными нормами и в установленном порядке. Лишь в этом случае можно судить об отсутствии (устранении) нарушения прав неопределённого круга лиц, в защиту интересов которых прокурором заявлены обоснованные требования. Таким образом, требование истца подлежит удовлетворению; основания для оставления исковых требований без удовлетворения ответчиком не сообщены; судом не установлены; надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что нарушения действительно устранены, ответчик в распоряжение суда не представил. Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определённых действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определённые действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд полагает возможным и разумным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей - до ДД.ММ.ГГГГ, при этом принимает во внимание, что для устранения нарушений, требуется провести определённый объём работ. При вынесении решения суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу; бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации было разъяснено; лица, участвующие в судебном заседании, согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, дополнений к рассмотрению дела по существу не возникло. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований. Каких либо иных требований не заявлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Берёзовского Свердловской области, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания БСУ» о признании незаконным бездействия; о возложении обязанности создать рабочие места для инвалидов, удовлетворить. Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания БСУ» по невыполнению квоты для приёма на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников незаконным. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания БСУ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы через Берёзовский городской суд. Судья: подпись М.В. Старков копия верна: . . .. Судья М.В. Старков