Решение от 07.06.2011 № 2-534/2011 по иску Колмакова В.Д. к УПФ РФ в г.Березовском о перерасчете трудовой пенсии



Дело № 2-534/2011

Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2011 года                                                                                          город Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колмакова Владимира Даниловича к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Березовском Свердловской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости, взыскании суммы неполученной пенсии,

УСТАНОВИЛ

Истец Колмаков В.Д. обратился в суд с иском, просил обязать ответчика государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Березовском Свердловской области (в дальнейшем по тексту - Управление Пенсионного фонда) произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости, установив ее размер с 09 февраля 2011 года в сумме 14653 рубля с последующим увеличением согласно действующему законодательству, взыскать с ответчика в его пользу сумму недополученной пенсии за период с 22 июля 1998 года по 28 февраля 2011 года в размере 130000 рублей, указав в обоснование исковых требований, что 22 июля 1998 года ему назначена трудовая пенсия по инвалидности вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пенсия составила 449.21 рублей. В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии по инвалидности вследствие военной травмы назначается в максимальном размере, установленном частью 1 статьи 18 Закона. При этом максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Статья 33 Закона предусматривает повышение пенсии на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии при полном стаже, но не более чем на 20 процентов. Его общий стаж 31 год. Увеличение пенсии в соответствии со статьей 106 указанного Закона должно производиться на 1% от заработка.     Увеличение пенсии было произведено Управлением Пенсионного фонда по нормам Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Выгодным этот вариант признать нельзя. Выгоднее было увеличить размер пенсии на коэффициент 1.1. При исчислении ИКП процент общего трудового стажа был снижен до 55% вместо 59%, который был применен ответчиком для исчисления пенсии по старости. Расчет пенсии по старости сделан по более выгодному для него варианту с применением ИКП. Однако неверно был рассчитан его трудовой стаж, в зависимости от которого коэффициент составлял 61%. Общая сумма недоплаченной ему трудовой пенсии по старости и по инвалидности за период с 01 февраля 2001 года по 31 марта 2011 года составила 226936.66 рублей. Размер пенсии по старости с 04 апреля 2011 года должен составить 10376.29 рублей, пенсии по инвалидности - 19158.20 рублей.

В судебное заседание истец Колмаков В.Д. не явился, полагал возможным рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя.

Представитель истца Хвостенко М.С. исковые требования поддержала, сослалась на изложенное истцом в исковом заявлении.

Представители ответчика Гараев Б.К., Копенкина Г.А. исковые требования не признали, пояснив, что с 22 июля 1998 года Колмакову В.Д. была назначена трудовая пенсии по инвалидности в сумме 449.21 рублей исходя из общего трудового стажа в 31 год и минимального размера пенсии на данный период в 107.47 рублей. Размер пенсии согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» устанавливался не ниже размера, определенного федеральным законом, и составлял с 01 января 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 1997 года № 127-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядка индексации и перерасчета государственных пенсии в Российской Федерации в 1997 году» 96.82 рублей. Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для мужчин требуется наличие трудового стажа не менее 20 лет. Общий трудовой стаж истца составлял 31 год с учетом периодов его работы, военной службы по призыву в двойном размере и учебы. С учетом требуемого стажа пенсия составила 107.47 рублей (96.82 рублей - минимальная пенсия х 11% сверх требуемого стаж + 96.82 рублей = 107.47 рублей). Статьей 30 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено ограничение максимального предела размера назначенной пенсии по инвалидности на уровне трех минимальных размеров пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому, который повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого, но не более 20%. Максимальный размер пенсии по инвалидности по статье 18 Закона составляет три минимальных размера пенсии 107.47 х 3 = 322.41 рублей. Надбавка участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС равна 29,05 рублей. Компенсация - 97.75 рублей. Всего 322.41 + 29.05 + 97.75 = 449.21 рублей. 15 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный закон «О ветеранах», в связи с чем Колмакову В.Д. было назначено две пенсии: по старости и по инвалидности, при этом пенсия по старости была назначена с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет. Начисление пенсии производилось по Федеральному закону № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2000 года № 1272 с 01 августа 2000 года при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0.95. Колмаков В.Д. имел стаж в календарном исчислении 24 года 11 месяцев 07 дней. Индивидуальный коэффициент пенсионера составил 0.59+ 0.95=0.561. Среднемесячная заработная плата по стране с 01 февраля 2001 года составляла 1523 рубля, исходя из чего пенсия по старости составила 1523 рубля х 0.561 = 854.40 рублей. Расчет пенсии по инвалидности истцу также был произведен с применением ИКП. Его стаж составил 24 года 11 месяцев 07 дней = 299.233 месяцев. Для назначения пенсии по инвалидности необходим стаж 25 лет, или 3000 месяцев. Пенсия по инвалидности составила 55% х 0.95 х 1523 х 299.233 : 300 = 793.72 рублей. С учетом надбавки как ликвидатору последствий аварии на ЧАЭС в 58.12 рублей с 15 февраля 2001 года пенсия Колмакова В.Д. составила всего 1706.24 рублей (854.40 + 793.72 + 58.12=1706.24 рублей). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2000 года № 437 с 01 мая 2001 года при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 1.2. Среднемесячная заработная плата по стране с 01 января 2002 года составляла 1671 рубль. На 01 января 2002 года пенсия Колмакова В.Д. составила по старости 1183.07 рублей (0.59 х 1.2 х 1671 = 1183.07 рублей). Пенсия по инвалидности составила 1099.18 рублей (ИКП 0.6578 х 1671 = 1099.18 рублей). Надбавка как ликвидатору аварии на ЧАЭС составила 63.94 рублей. Общая пенсия составила 1183.07 + 1099.19 + 63.94 = 2346.19 рублей. С учетом валоризации пенсия Колмакова В.Д. составила по старости 7638.64 рублей, по инвалидности 8287.22 рублей. Всего 15925.86 рублей. С учетом дополнительных выплат как инвалиду ЧАЭС Колмаков В.Д. получает ежемесячно пенсию в сумме 19617.66 рублей. Вариант, по которому рассчитана пенсия истцу, наиболее выгоден для него. Обе пенсии подсчитаны с учетом ИКП. Льгота была применена к пенсии по старости, применили повышение как «чернобыльцу». На 01 января 2002 года у него получилась пенсия по старости в размере 1247.01 рублей, по инвалидности -1099.18 рублей. Так как Федеральный закон № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрел переход на государственную пенсию, ему была назначена пенсия по инвалидности как 250% от базовой части пенсии, что составило 1293.75 рублей. Сумма двух пенсий Колмакова В.Д. с 01 января 2002 года составляла 1247.01 + 1293.75 = 2540.76 рублей. Если бы пенсия по старости была назначена Колмакову В.Д. без льготы как «чернобыльцу», то размер пенсии по старости был бы меньше. Такой вариант был невыгоден пенсионеру.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 10 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия на общих основаниях устанавливается мужчинам по достижении возраста 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

В силу статьи 16 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Размер пенсии, исчисленный в указанном порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

В силу статьи 17 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

В силу статьи 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

В силу статьи 32 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия по инвалидности устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости.

В силу статьи 33 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии по инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости.

Доводы истца сводятся к тому, что размер пенсии по старости ответчику следовало увеличивать на 1% от его заработка, а не от размера пенсии, при расчете пенсии по инвалидности не был выбран наиболее выгодный для него вариант расчета, а в трудовой стаж при расчете ИКП необоснованно не был включен его общий трудовой стаж продолжительностью 31 год. Размер пенсии по старости пересчитан без учета надбавок как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

Однако с доводами истца нельзя согласиться.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, 22 июля 1998 года Колмакову В.д. назначена трудовая пенсия по инвалидности вследствие заболевания, полученного в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Расчет пенсии был произведен на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом общего трудового стажа истца продолжительностью 31 год, минимального и максимального размера пенсии. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ограничивал размер пенсии, который устанавливался не ниже размера, установленного федеральным законом, и составлял с 01 января 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 1997 года № 127-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядка индексации и перерасчета государственных пенсий в РФ в 1997 году» 96.82 рублей.

В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы у мужчин не менее 20 лет.

При требуемом стаже 20 лет и при имеющемся стаже 31 год минимальный размер пенсии для истца составил 107.47 рублей (96.82 рубля + (96.82 х 11% сверх требуемого стажа) = 107.47 рублей).

Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливался на уровне трех минимальных размеров пенсии, что составило 107.47 х 3 = 322.41 рублей. С учетом надбавки и компенсации размер пенсии составил 322.41 + 29.05 + 97.75 = 449.21 рублей.

Максимальный размер пенсии по инвалидности устанавливался на уровне максимального размера пенсии по старости, то есть не мог превышать в силу статьи 18 Закона 322.41 рублей. При этом размер минимальной пенсии увеличен на 11 процентов в зависимости от стажа, превышающего необходимый стаж в 20 лет.

Доводы истца о необходимости повышения ему пенсии на 1 процент от заработка, а не от размера пенсии, не основаны на законе. Согласно статье 106 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», на которую ссылается истец в обоснование требований, при увеличении общего трудового стажа, с учетом которого определяется размер пенсии, на год либо большее число лет пенсия пересчитывается. Перерасчет пенсии производится по заявлению пенсионера из заработка, из которого она была назначена (пересчитана) ранее, либо из заработка как при новом назначении пенсии. Однако данная норма применяется при перерасчете размера уже назначенной пенсии в случае продолжения пенсионером работы и увеличением в связи с этим его трудового стажа. Истцу пенсия по инвалидности была назначена с применением статей 16,17,18,32,33 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которым размер пенсии повышается на 1 процент за каждый полный год общего трудового стажа, что составило для истца 11 процентов.

Что касается доводов истца о расчете ему пенсии по инвалидности по варианту, для него невыгодному, то суд отмечает следующее.

В связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации «О ветеранах» 15 февраля 2001 года Колмакову В.Д. была назначена также пенсия по старости, поскольку на момент вступления в силу названного Закона он достиг возраста 50 лет. Статьей 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, принимавшим участие в ликвидации аварии в 1986-1987 годах, пенсия по старости назначалась с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет.

Начисление ответчиком пенсии по старости производилось Колмакову В.Д. в соответствии с Федеральным законом № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», в соответствии с которым государственные пенсии в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

В силу статьи 7 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в редакции Федерального закона № 113-ФЗ, при определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с настоящей статьей учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89,90 и пунктом «ж» статьи 92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов «а» и «е» статьи 92 Закона. При этом часть вторая статьи 16 Закона не применяется.

Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2000 года № 1272 установлено, что с 01 августа 2000 года при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0.95.

Для расчета ИКП стаж Колмакова В.Д. в календарном исчислении составил 24 года 11 месяцев 07 дней (в стаж не был включен период его учебы).

С учетом этого стажа ИКП составил 0.561 (0.55 при стаже 20 лет + 0.04 сверх этого стажа = 0.59 х 0.95=0.561).

Среднемесячная заработная плата по стране составляла 1523 рублей

1523 рублей х 0.561 = 854.40 рублей - пенсия по старости

При расчете пенсии по инвалидности с применением ИКП стаж составил 24 года 11 месяцев 07 дней, или 299.233 месяцев

ИКП равен 0.55 х 0.95 х 1523 = 795.76

795.76 х на коэффициент по стажу 299.233 месяцев : 300 месяцев (25 лет х 12) = 793.72 рублей - пенсия по инвалидности.

С 01 января 2011 года Колмаков В.Д. получает пенсию по инвалидности в сумме 8287.22 рублей и по старости в сумме 7638.64 рублей, всего 15925.86 рублей. Кроме того, ему как инвалиду Чернобыльской АЭС производятся дополнительные надбавки, с учетом которых общий размер получаемой им пенсий составил 19617.66 рублей.

Размер пенсии по инвалидности истца на дату 01 января 2002 года, вступления в законную силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составлял 1099.18 рублей.

С 01 января 2002 года пенсия по инвалидности Колмакова В.Д. составила 1293.75 рублей.

Расчет пенсии по инвалидности произведен на условиях, наиболее выгодных истцу.

Так, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается в размере 250 % размера социальной пенсии. Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается в размере 250% размера социальной пенсии с учетом районного коэффициента.

Как видно из расчета размера пенсии, представленного ответчиком, пенсия по инвалидности рассчитана истцу исходя из базовой части пенсии с учетом районного коэффициента, что составило 1293.75 рублей. При повышении пенсии в 1.1 раза ее размер бы составил на 01 января 2002 года 793.72 х 1.1=873.09 рублей, что значительно меньше пенсии, рассчитанной в соответствии с Законом № 166-ФЗ.

При расчете ИКП ответчиком обоснованно применены коэффициенты по стажу 0.55 и 0.59.

Так, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ», в редакции Федерального закона № 113-ФЗ от 21 июля 1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране.

При расчете ИКП взят стаж истца продолжительностью 24 года 11 месяцев 07 дней без учета продолжительности его учебы, что обоснованно, поскольку в силу п. 6 статьи 7 Закона при определении ИКП в соответствии с настоящей статьей учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89,90 и пунктом «ж» статьи 92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов «а» и «е» статьи 92 Закона. Учеба в такой период не включена.

В силу статьи 16 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, одни процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа.

При исчислении пенсии по старости ответчиком был использован коэффициент по стажу 0.59 (0.55 + 0.04) с учетом того, что для исчисления пенсии по старости трудовой стаж Колмакова В.Д. как «чернобыльца» составляет 20 лет, превышение этого стажа - 4 года.

При исчислении истцу пенсии по инвалидности также обоснованно был взят коэффициент по стажу 0.55, поскольку при назначении пенсии по инвалидности применяются общие требования к продолжительности стажа, который должен составлять 25 лет. При стаже истца 24 года 11 месяцев 07 дней оснований для применения коэффициента 0.61 (0.55 + 0.06) в связи с общим стажем в 31 год не имеется.

Также не состоятельны доводы истца о неверном перерасчете пенсии по старости в связи с введением в действие с 01 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без учета льгот его как инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Так, в силу статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ», пересчитываются в соответствии с настоящим кодексом. Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 Закона.

Как видно из пояснений представителей ответчика, представленных ими расчетов пенсии Колмакова В.Д., с 01 января 2002 года размер его пенсии по старости составил 1247.01 рублей, базовая часть 450 рублей, страховая часть 797.01 рублей. При расчете пенсии по старости применена надбавка как «чернобыльцу» в сумме 63.94 рублей, пенсия составила с применением ИКП и надбавки 1183.07 + 63.94 = 1247.01 рублей. Таким образом, при расчете пенсии надбавка была применена. При этом также была рассчитана пенсия по инвалидности по наиболее выгодному для истца варианту в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

С учетом изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения требований Колмакова В.Д. не имеется.

Суд оценивает представленные доказательства в совокупности, принимает во внимание, что стороны согласились окончить рассмотрение дела по существу при имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Колмакова Владимира Даниловича к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Березовском Свердловской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости, взыскании недополученной пенсии за период с 22 июля 1998 года по 28 февраля 2011 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Березовский городской суд.

Судья                                                                                                     Л.С. Фаламова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200