Решение № 2-989/2011 от 03.08.2011 по иску прокурора г.Березовского в интересах Абрашова Р.Б. к Министерству строительства и архитектуры Свердл.обл., Администрации БГО о приобретении жилого помещения



Мотивированное решение изготовлено 08.08.2011

Дело № 2-989/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М. С., с участием истца прокурора Давыдовой М. С.,

представителя органа опеки и попечительства Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Березовский Свердловской области Пугачевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в интересах Абрашова ФИО10 к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения, его распределению, безвозмездной передаче в муниципальную собственность и передаче Абрашова ФИО11, имеющего статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на условиях социального найма,

установил:

прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд иском в интересах Абрашова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения, его распределению, безвозмездной передаче в муниципальную собственность и передаче Абрашову ФИО13, имеющему статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на условиях социального найма.

В обоснование иска указал, что Абрашов Р.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители: отец юридически отсутствует, мать ФИО2 решением <данные изъяты> от 23.04.2008 лишена родительских прав. В силу ч.2 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Абрашов Р.Б. имеет право на дополнительные гарантии в виде права на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм бесплатно на условиях социального найма, поскольку является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, жилое помещение в котором Абрашов Р.Б. зарегистрирован, принадлежит его попечителю ФИО3 Администрацией Березовского городского округа Абрашову Р.Б. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1631-ПП функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01.01.2010 возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Обращаясь с данным иском в суд в интересах Абрашов Р.Б., прокурор ссылался на ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и указал о том, что Абрашов Р.Б., не обладая специальными познаниями в области юриспруденции, не имея средств для получения квалифицированной юридической помощи, обратился к прокурору с заявлением за защитой его прав и законных интересов, в том числе путем предъявления в его интересах иска в суд.

Прокурор города Березовского, действуя в интересах Абрашов Р.Б., просит суд возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета для Абрашова ФИО14, жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Березовского городского округа, распределить жилое помещение Абрашову ФИО15 и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Березовского городского округа.

Возложить на Администрацию Березовского городского округа обязанность по предоставлению переданного ей жилого помещения Абрашову ФИО16 на условиях социального найма.

В судебном заседании прокурор исковые требования в интересах ФИО1 поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому - Пугачева Т.В. исковые требования прокурора в интересах Абрашова ФИО17, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, полностью поддержала.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, каких-либо заявлений, ходатайств суду не поступало.

Представители третьих лиц - Правительства Свердловской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель органа опеки и попечительства - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В силу ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия истца, суд рассматривает дело в порядке заочного производства.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, сопоставив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов гражданского дела, истец Абрашов Р.Б. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Приказом начальника управления Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому от ДД.ММ.ГГГГ /осн. несовершеннолетнему Абрашову ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначен попечитель ФИО3, поскольку его родители: отец юридически отсутствует, а мать ФИО2 решением <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

Следовательно, истец имеет статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Информация о наличии у Абрашова Р.Б. жилого помещения отсутствует; никаких сведений о том, что за истцом закреплено на каком-либо праве жилое помещение не имеется.

Из представленной Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 06.07.2010 следует, что жилого помещения (или иного недвижимого имущества) у Абрашова Р.Б., и его родителей в собственности не имеется.

Жилье, в котором Абрашов Р.Б. проживает и зарегистрирован, принадлежит его попечителю ФИО3 До настоящего времени истец не поставлен на учет для внеочередного обеспечения жильем.

Приходя к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области, суд руководствуется следующими положениями законодательства.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Следует отметить, что, часть 2 названной статьи никоим образом не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих аналогичное право на получение жилой площади вне очереди; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся, от обеспечения жильем других очередников, а также от включения в список внеочередников.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся, находящимся на территории Российской Федерации и не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП был утвержден Порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

Согласно данному Порядку уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона, перечисления средств областного бюджета на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве.

Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для распределения построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений, которое осуществляется приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области.

Подготовка приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Таким образом, исходя из содержания приведенных положений законодательства, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области, осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу Министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также последующее распределение жилых помещений детям-сиротам. И только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Однако, поскольку до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, то суд приходит к выводу о безусловном нарушении права истца на жилище; об устранении имеющегося нарушения жилищного права возможно утверждать только после предоставления истцу жилого помещения в соответствии с установленными нормами и в установленном порядке. Только в этом случае можно утверждать об отсутствии (устранении) нарушения права истца на обеспечение жильем.

В связи с вышеизложенным, исковые требования прокурора следует удовлетворить.

При вынесении решения суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу; бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации было разъяснено; лица, участвующие в судебном заседании, согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, дополнений к рассмотрению дела по существу не возникло. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований. Каких либо иных требований не заявлено.

Руководствуясь ст.ст. 235, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в интересах Абрашова ФИО19 к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения, его распределению, безвозмездной передаче в муниципальную собственность и передаче Абрашову ФИО22, имеющего статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на условиях социального найма.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Березовском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Абрашова ФИО21, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Березовского городского округа для его последующего предоставления на условиях договора социального найма Абрашову ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, а также вправе подать кассационную жалобу в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной истцом и третьими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Копия верна: судья:       Ж. В. Романова