Решение № 2-986/2011 от 03.08.2011 по иску прокурора г.Березовского в интересах Кузьминых А.К. к Министерству строительства и архитектуре Свердловской области, Администрации БГО о приобретении жилого помещения



Мотивированное решение изготовлено 08.08.2011

Дело № 2-986/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М. С., с участием истца прокурора Давыдовой М. С.,

представителя органа опеки и попечительства Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Березовский Свердловской области Пугачевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в интересах Кузьминых ФИО9 к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения, его распределению, безвозмездной передаче в муниципальную собственность и передаче Кузьминых ФИО10, имеющей статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на условиях социального найма,

установил:

прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд иском в интересах Кузьминых ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения, его распределению, безвозмездной передаче в муниципальную собственность и передаче Кузьминых ФИО12, имеющей статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на условиях социального найма.

В обоснование иска указал, что Кузьминых А.К., ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: отец ФИО13 и мать ФИО14, решением Березовского городского суда от 03.12.2002 лишены родительских прав. В силу ч.2 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Кузьминых А.К. имеет право на дополнительные гарантии в виде права на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм бесплатно на условиях социального найма, поскольку является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, жилое помещение в котором Кузьминых А.К. зарегистрирована, принадлежит ее бабушке ФИО6 Постановлением главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Кузьминых А.К. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1631-ПП функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01.01.2010 возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Обращаясь с данным иском в суд в интересах Кузьминых А.К., прокурор ссылался на ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и указал о том, что Кузьминых А.К., не обладая специальными познаниями в области юриспруденции, не имея средств для получения квалифицированной юридической помощи, обратилась к прокурору с заявлением за защитой ее прав и законных интересов, в том числе путем предъявления в ее интересах иска в суд.

Прокурор города Березовского, действуя в интересах Кузьминых А.К., просит суд возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета для Кузьминых ФИО15, жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Березовского городского округа, распределить жилое помещение Кузьминых ФИО16 и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Березовского городского округа.

Возложить на Администрацию Березовского городского округа обязанность по предоставлению переданного ей жилого помещения Кузьминых ФИО17 на условиях социального найма.

В судебном заседании прокурор исковые требования в интересах Кузьминых А.К. поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске.

Истец Кузьминых А.К. поддержала требования, заявленные в ее интересах прокурором г. Березовского Свердловской области.

Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому Свердловской области - Пугачева Т.В. исковые требования прокурора в интересах Кузьминых ФИО18, имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения, полностью поддержала.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица - Правительства Свердловской области просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве выразил свое несогласие с иском, указав, что право на предоставлении жилого помещения не нарушено.

Представитель привлеченного третьего лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве выразил свое несогласие с иском, указав, что обеспечение истца жилым помещением будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика - администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания орган местного самоуправления извещен.

С учетом мнения прокурора, представителя органа опеки, судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся истца, представителей ответчиков, представителей третьих лиц на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, сопоставив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов гражданского дела, истец Кузьминых А.К. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Постановлением главы муниципального образования «г.Березовский» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетней Кузьминых А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, поскольку ее родители: ФИО2 и мать ФИО3, решением Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.

Следовательно, истец имеет статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений в <адрес> и <адрес>» истец была принята на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, в 2008 году надлежащим органом местного самоуправления Березовского городского округа истец Кузьминых А.К., была признана нуждающейся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Информация о наличии у Кузьминых А.К. жилого помещения отсутствует; никаких сведений о том, что за истцом закреплено на каком-либо праве жилое помещение не имеется.

Из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области сообщений от 2008 года следует, что жилого помещения (или иного недвижимого имущества) у Кузьминых А.К., и ее родителей в собственности не имеется.

Согласно представленной филиалами «Березовского БТИ и РН» и «Красноуфинского БТИ и РН» информации от 2008 года следует, что сведения о принадлежности недвижимого имущества в <адрес> и <адрес> за ФИО1, и ее матерью ФИО3 не имеется.

Изложенные фактические обстоятельства ни ответчики, ни третьи лица не оспаривают.

Приходя к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области, суд руководствуется следующими положениями законодательства.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Следует отметить, что, часть 2 названной статьи никоим образом не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих аналогичное право на получение жилой площади вне очереди; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся, от обеспечения жильем других очередников, а также от включения в список внеочередников.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся, находящимся на территории Российской Федерации и не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП был утвержден Порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

Согласно данному Порядку уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона, перечисления средств областного бюджета на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве.

Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для распределения построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений, которое осуществляется приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области.

Подготовка приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Таким образом, исходя из содержания приведенных положений законодательства, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области, осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу Министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также последующее распределение жилых помещений детям-сиротам. И только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Однако, поскольку до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, то суд приходит к выводу о безусловном нарушении права истца на жилище; об устранении имеющегося нарушения жилищного права возможно утверждать только после предоставления истцу жилого помещения в соответствии с установленными нормами и в установленном порядке. Только в этом случае можно утверждать об отсутствии (устранении) нарушения права истца на обеспечение жильем.

В связи с вышеизложенным, исковые требования прокурора следует удовлетворить.

При вынесении решения суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу; бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации было разъяснено; лица, участвующие в судебном заседании, согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, дополнений к рассмотрению дела по существу не возникло. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований. Каких либо иных требований не заявлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в интересах Кузьминых ФИО19 к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения, его распределению, безвозмездной передаче в муниципальную собственность и передаче Кузьминых ФИО20, имеющей статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на условиях социального найма.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Березовский Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Кузьминых ФИО21, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Березовского городского округа для его последующего предоставления на условиях договора социального найма Кузьминых ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Копия верна: судья:       Ж. В. Романова