Мотивированное решение составлено 08.08.2011 Дело № 2-913/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 августа 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж.В., при секретаре Фоменко М.С., с участием заместителя прокурора г. Березовского Свердловской области Рачевой А. М., представителей ответчика Тимофеева А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, установил: прокурор города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» (далее - ООО «Березовское рудоуправление») о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, пояснив, что прокуратурой совместно с главным специалистом по экологии администрации Березовского городского округа проведена проверка соблюдения исполнения природоохранного законодательства в производственной деятельности предприятия, в ходе которой установлено, что ООО «Березовское рудоуправление» занимается добычей руды подземным способом на двух площадках, в том числе площадке № по адресу: <адрес>, граничащей с северной стороны с водохранилищем и лесом, с восточной - с автотрассой, с южной - с жилым массивом <адрес>. При этом ближайшая жилая застройка находится на расстоянии 20 м (<адрес>). Обогатительная фабрика ООО «Березовское рудоуправление» отнесенная к объекту 3 класса опасности с нормативно-защитной зоной не менее 300 м, осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, при этом, в нарушение действующего законодательства, не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Неисполнение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды и санитарного законодательства нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровую жизнь, поскольку возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан. Прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд возложить на ответчика ООО «Березовское рудоуправление» в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны. В судебном заседании заместитель прокурора г. Березовского Свердловской области Рачева А. М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске. Представитель ответчика по существу иска возражает по следующим основаниям: - после выездной проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ ООО «Березовское рудоуправление» не было ознакомлено с её результатами и как следствие этого не имело возможности давать объяснения; - ООО «Березовское рудоуправление» организованы исследования атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов предприятия силами аккредитованной лаборатории ФГУЗ «ЦГиЭ». В расчетных точках концентрация загрязняющих веществ меньше одной ПДК. Следовательно ООО «Березовское рудоуправление» не нарушает прав граждан и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду; - в настоящее время проект организации СЗЗ разработан. Данный документ был направлен на согласование в ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора. После рассмотрения проекта от было выдано экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ. При проведении экспертизы выявлен ряд замечаний, работа над которыми ведется по настоящее время. Одним из замечаний является отсутствие результатов оценки риска здоровью населения; - данную работу выполняет единственная организация в <адрес> ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора. Соответственно ООО «Березовское рудоуправление» и не имеет возможности отвечать за сроки выполнения работ сторонних организаций. Кроме того предоставление ответов на замечания требуют так же времени для их рассмотрения; - согласно п.2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Проект организации СЗЗ должен быть обязательным документом для действующих предприятий и не предусматривает конкретных сроков его получения. Представитель привлеченного в качестве третьего лица - администрации Березовского городского округа - в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, материалами дела подтверждается, что ООО «Березовское рудоуправление» занимается добычей руды подземным способом на двух площадках, в том числе площадке № по адресу: <адрес>, граничащей с северной стороны с водохранилищем и лесом, с восточной - с автотрассой, с южной - с жилым массивом <адрес>. При этом ближайшая жилая застройка находится на расстоянии 20 м (<адрес>). Согласно действующей санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», (новая редакция с изменениями СанПин 2.2.1/ДД.ММ.ГГГГ1-08) объекты в составе ООО «Березовское рудоуправление» относятся ко второму, третьему и четвертому классу опасности, в частности: шахты (предприятия по добыче руд металлов шахтным способом); обогатительная фабрика с мокрым процессом обогащения - относятся к объектам 3 класса опасности с нормативно-защитной зоной не менее 300 м; склад руды, места перегузки руды; хвостохранилище - относятся к объектам 2 класса опасности с нормативно-защитной зоной не менее 500 м. В границы ориентировочной (нормативной) санитарно-защитной зоны попадают жилые дома <адрес>. ООО «Березовское рудоуправление» осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, при этом, в нарушение действующего законодательства, не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Ранее разработанный проект СЗЗ имеет отрицательное экспертное заключение № направленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора. В настоящее время предприятием ведется работа по устранению замечаний специалистами ООО «Березовское рудоуправление», предприятием заключен договор с ФГУЗ «ЦГиЭ» <адрес> на проведение натурных исследований на качество атмосферного воздуха по приоритетным показателям и измерения физического воздействия на здоровье человека на границе санитарно-защитной зоны и жилой застройки. Ответчиком не оспаривались факты осуществления хозяйственной деятельности на предприятии без проекта санитарно-защитной зоны и необходимости получения такого. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35). В соответствии со ст. 52 указанного Закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Статьей 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25.09.2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы. Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. В силу пп. 4.3, 4.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. В силу ст. 14, ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При этом согласно п. 7.1.3 вышеуказанных СанПиН для гидрошахт и обогатительных фабрик с мокрым процессом обогащения; промышленных объектов по добыче руд металлов и металлоидов шахтным способом, за исключением свинцовых руд, ртути, мышьяка и марганца, отнесенных к третьему кассу опасности, размер санитарно-защитной зоны устанавливается - 300 м. С учетом анализа вышеприведенных норм, установив, что ООО «Березовское рудоуправление», относится к третьему классу опасности, суд приходит к выводу об обязанности ответчика разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны предприятия. Доводы ответчика об отсутствии превышения ПДК вредных веществ в результате его деятельности являются несостоятельными, поскольку программа мониторинга не согласована предприятием. Лабораторные исследования атмосферного воздуха должны проводиться по полной программе с получением среднесуточных концентраций загрязняющих веществ, которые характеризуют фактическое и реальное положение с загрязнением воздушного бассейна в санитарно-защитной зоне и за ее пределами в районе размещения предприятия, замеры шума в жилых помещениях при открытых форточках в дневное и ночное время. Ссылки ответчика о том, что предприятие не было ознакомлено с результатами проверки; что предприятие не может отвечать за сроки выполнения работ сторонними организациями, привлеченными для разработки проекта СЗЗ; что законодателем не установлены сроки получения документа, юридического значения для разрешения спора не имеют. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Исходя из изложенного возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ООО " Березовское рудоуправление" требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны деятельности предприятия. Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Согласно плану мероприятий по доработке проекта организации санитарно-защитной зоны утвержденному генеральным директором ООО «Березовское рудоуправление» мероприятия, связанные с устранением недостатков и утверждением проекта СЗЗ в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> должны быть завершены ДД.ММ.ГГГГ. С учетом требований разумности, а также срока выполнения работ по вышеуказанному плану мероприятий суд полагает возможным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход государства сумма государственной пошлины 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны удовлетворить. Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» обязанность разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны предприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области. Председательствующий: Копия верна: судья: Ж. В. Романова