Дело № 2-913/2011 по иску прокурора к ООО Березовское рудоуправление о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны



Мотивированное решение составлено 08.08.2011

Дело № 2-913/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж.В., при секретаре Фоменко М.С., с участием заместителя прокурора г. Березовского Свердловской области Рачевой А. М.,

представителей ответчика Тимофеева А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны,

установил:

прокурор города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» (далее - ООО «Березовское рудоуправление») о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, пояснив, что прокуратурой совместно с главным специалистом по экологии администрации Березовского городского округа проведена проверка соблюдения исполнения природоохранного законодательства в производственной деятельности предприятия, в ходе которой установлено, что ООО «Березовское рудоуправление» занимается добычей руды подземным способом на двух площадках, в том числе площадке по адресу: <адрес>, граничащей с северной стороны с водохранилищем и лесом, с восточной - с автотрассой, с южной - с жилым массивом <адрес>. При этом ближайшая жилая застройка находится на расстоянии 20 м (<адрес>). Обогатительная фабрика ООО «Березовское рудоуправление» отнесенная к объекту 3 класса опасности с нормативно-защитной зоной не менее 300 м, осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, при этом, в нарушение действующего законодательства, не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Неисполнение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды и санитарного законодательства нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровую жизнь, поскольку возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд возложить на ответчика ООО «Березовское рудоуправление» в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Березовского Свердловской области Рачева А. М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика по существу иска возражает по следующим основаниям:

- после выездной проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ ООО «Березовское рудоуправление» не было ознакомлено с её результатами и как следствие этого не имело возможности давать объяснения;

- ООО «Березовское рудоуправление» организованы исследования атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов предприятия силами аккредитованной лаборатории ФГУЗ «ЦГиЭ». В расчетных точках концентрация загрязняющих веществ меньше одной ПДК. Следовательно ООО «Березовское рудоуправление» не нарушает прав граждан и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду;

- в настоящее время проект организации СЗЗ разработан. Данный документ был направлен на согласование в ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора. После рассмотрения проекта от было выдано экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ. При проведении экспертизы выявлен ряд замечаний, работа над которыми ведется по настоящее время. Одним из замечаний является отсутствие результатов оценки риска здоровью населения;

- данную работу выполняет единственная организация в <адрес> ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора. Соответственно ООО «Березовское рудоуправление» и не имеет возможности отвечать за сроки выполнения работ сторонних организаций. Кроме того предоставление ответов на замечания требуют так же времени для их рассмотрения;

- согласно п.2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Проект организации СЗЗ должен быть обязательным документом для действующих предприятий и не предусматривает конкретных сроков его получения.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица - администрации Березовского городского округа - в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что ООО «Березовское рудоуправление» занимается добычей руды подземным способом на двух площадках, в том числе площадке по адресу: <адрес>, граничащей с северной стороны с водохранилищем и лесом, с восточной - с автотрассой, с южной - с жилым массивом <адрес>. При этом ближайшая жилая застройка находится на расстоянии 20 м (<адрес>).

Согласно действующей санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», (новая редакция с изменениями СанПин 2.2.1/ДД.ММ.ГГГГ1-08) объекты в составе ООО «Березовское рудоуправление» относятся ко второму, третьему и четвертому классу опасности, в частности: шахты (предприятия по добыче руд металлов шахтным способом); обогатительная фабрика с мокрым процессом обогащения - относятся к объектам 3 класса опасности с нормативно-защитной зоной не менее 300 м; склад руды, места перегузки руды; хвостохранилище - относятся к объектам 2 класса опасности с нормативно-защитной зоной не менее 500 м.

В границы ориентировочной (нормативной) санитарно-защитной зоны попадают жилые дома <адрес>.

ООО «Березовское рудоуправление» осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, при этом, в нарушение действующего законодательства, не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Ранее разработанный проект СЗЗ имеет отрицательное экспертное заключение направленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора.

В настоящее время предприятием ведется работа по устранению замечаний специалистами ООО «Березовское рудоуправление», предприятием заключен договор с ФГУЗ «ЦГиЭ» <адрес> на проведение натурных исследований на качество атмосферного воздуха по приоритетным показателям и измерения физического воздействия на здоровье человека на границе санитарно-защитной зоны и жилой застройки.

Ответчиком не оспаривались факты осуществления хозяйственной деятельности на предприятии без проекта санитарно-защитной зоны и необходимости получения такого.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35).

В соответствии со ст. 52 указанного Закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Статьей 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25.09.2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы. Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В силу пп. 4.3, 4.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

В силу ст. 14, ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При этом согласно п. 7.1.3 вышеуказанных СанПиН для гидрошахт и обогатительных фабрик с мокрым процессом обогащения; промышленных объектов по добыче руд металлов и металлоидов шахтным способом, за исключением свинцовых руд, ртути, мышьяка и марганца, отнесенных к третьему кассу опасности, размер санитарно-защитной зоны устанавливается - 300 м.

С учетом анализа вышеприведенных норм, установив, что ООО «Березовское рудоуправление», относится к третьему классу опасности, суд приходит к выводу об обязанности ответчика разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны предприятия.

Доводы ответчика об отсутствии превышения ПДК вредных веществ в результате его деятельности являются несостоятельными, поскольку программа мониторинга не согласована предприятием. Лабораторные исследования атмосферного воздуха должны проводиться по полной программе с получением среднесуточных концентраций загрязняющих веществ, которые характеризуют фактическое и реальное положение с загрязнением воздушного бассейна в санитарно-защитной зоне и за ее пределами в районе размещения предприятия, замеры шума в жилых помещениях при открытых форточках в дневное и ночное время.

Ссылки ответчика о том, что предприятие не было ознакомлено с результатами проверки; что предприятие не может отвечать за сроки выполнения работ сторонними организациями, привлеченными для разработки проекта СЗЗ; что законодателем не установлены сроки получения документа, юридического значения для разрешения спора не имеют.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Исходя из изложенного возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ООО " Березовское рудоуправление" требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны деятельности предприятия.

Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Согласно плану мероприятий по доработке проекта организации санитарно-защитной зоны утвержденному генеральным директором ООО «Березовское рудоуправление» мероприятия, связанные с устранением недостатков и утверждением проекта СЗЗ в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> должны быть завершены ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом требований разумности, а также срока выполнения работ по вышеуказанному плану мероприятий суд полагает возможным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход государства сумма государственной пошлины 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» обязанность разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны предприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Березовское рудоуправление» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Копия верна: судья:       Ж. В. Романова