Дело № 2-908/2011 по иску Русиновой РР к Управлению пенсионного фонда РФ о защите пенсионных прав



Мотивированное решение составлено 09.08.2011

Дело № 2-908/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М. С., с участием

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда России в <адрес> Гараева Б. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русиновой РР к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о защите пенсионных прав,

установил:

истец Русинова Р.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации <адрес> о защите пенсионных прав. В обоснование иска Русинова Р.Р. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала на должностях среднего медицинского персонала, затем на врачебных должностях в учреждениях здравоохранения, ее работа всегда была связана с медициной, оказанием медицинской помощи населению. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении пенсии, мотивировав тем, что истцом не в полном объеме выработан стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Ответчик признал специальный медицинский стаж истца в количестве 29 лет 08 месяцев 13 дней. Из специального медицинского стажа ответчик исключил следующие периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 27 дней) - в должности врача-терапевта <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 00 дней) - в должности врача-терапевта <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 15 дней) - в должности врача-методиста <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 06 дней) - в должности врача-методиста <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 01 день) - в должности врача-терапевта <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 24 дня) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 24 дня) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 05 дней) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 25 дней) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес> <адрес>. Всего ответчиком исключено из специального стажа 00 лет 09 месяцев 02 дня.

Ответчик не включил указанные периоды работы истца в специальный медицинский стаж по причине нахождения истца в данные периоды на курсах повышения квалификации. Истец считает решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается статьей 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Повышение квалификации медицинских работников проходит в соответствии с должностной инструкцией, которой определяются основные трудовые обязанности. При направлении работника на курсы повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, перечисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы, периоды повышения квалификации подлежат зачету в стаж работы, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии.

Истец просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачесть вышеуказанные периоды работы в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию - с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с иском не согласился, представитель ответчика представил возражения, в которых указал, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ продолжительность ее стажа составляла 25 лет 11 месяцев 11 дней, с учетом льготного исчисления - 28 лет 06 месяцев 00 дней, страховой стаж - 29 лет 11 месяцев 06 дней. Решение об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии принято ответчиком правомерно. В специальный трудовой стаж истца не были зачтены периоды работы, в течение которых истец находилась на курсах повышения квалификации, в общем исчислении - 09 месяцев 07 дней. Требования истца о включении в специальный медицинский стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Находясь на курсах повышения квалификации истец не испытывала той психо-физической нагрузки, которая связана с особенностями условий осуществления ее трудовой функции, в связи с чем данные периоды включению в стаж работы на соответствующих должностях не подлежат. В случае включения спорных периодов работы истца в стаж работы на соответствующих видах работ назначение истцу досрочной трудовой пенсии возможно только с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку с учетом периодов, не принятых к зачету в стаж на соответствующих видах работ, Русинова Р.Р. в полном объеме не выработала на соответствующих видах работ 30 лет, представитель ответчика просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Гараев Б.К. в судебном заседании с иском не согласился по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Истец Русинова Р.Р. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в котором указала также, что она признает факт возникновения у нее права на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Заслушав представителя ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно трудовой книжке истца Русиновой Р.Р.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Объединенной городской больнице <адрес> в должности фельдшера,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес> больнице в должности фельдшера оргметодкабинета,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес> больнице в должности медсестры гинекологического отделения,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес> больнице в должности врача-интерна,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности врача-методиста,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности врача-терапевта,

с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в должности заведующей терапевтического отделения.

Дипломом серия ЭВ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Русинова Р.Р. окончила полный курс <адрес> медицинского института по специальности лечебное дело.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец Русинова Р.Р. обратилась в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городских учреждениях здравоохранения.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> отказало истцу в установлении пенсии, поскольку в стаж на соответствующих видах работ не были включены следующие периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 27 дней) - в должности врача-терапевта <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 00 дней) - в должности врача-терапевта <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 15 дней) - в должности врача-методиста <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 06 дней) - в должности врача-методиста <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 01 день) - в должности врача-терапевта <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 24 дня) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 24 дня) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 05 дней) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 25 дней) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>

Всего ответчиком исключено из специального стажа 00 лет 09 месяцев 02 дня.

Истец полагает, что решение, вынесенное ответчиком, в части не включения в ее стаж на соответствующих видах работ вышеуказанных периодов работы является незаконным.

Как видно из вышеуказанного решения от ДД.ММ.ГГГГ, спорные периоды работы истца не зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по причине того, что в данные периоды она находилась на курсах усовершенствования.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Согласно пунктам 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в указанный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного дополнительных оплачиваемых отпусков.

Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации подтверждается уточняющей справкой Березовской центральной городской больницы.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Поскольку в период нахождения истца на курсах усовершенствования за ней сохранялось средняя заработная плата, с которой работодатель должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, при этом повышение квалификации медицинского работника является обязательным условием выполнения им работы, суд полагает, что ответчик необоснованно отказал истцу во включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорных периодов повышения квалификации.

С учетом вышеизложенного суд считает, что исключенные ответчиком из стажа истца на соответствующих видах работ периоды прохождения курсов повышения квалификации подлежат зачету в данный стаж.

По состоянию на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ общая продолжительность стажа истца на соответствующих видах работ составляла 29 лет 08 месяцев 13 дней, в том числе:

  1. зачтенные ответчиком периоды работы 28 лет 11 месяцев 06 дней,
  2. спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации 00 лет 09 месяцев 07 дней,

следовательно, 30-летний стаж был выработан истцом не в полном объеме, и ответчик обоснованно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Справкой Березовской центральной городской больницы от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Русинова Р.Р. до настоящего времени работает в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истец до настоящего времени работает в должности, стаж работы по которой учитывается при назначении досрочной трудовой пенсии, на момент рассмотрения настоящего спора необходимый 30-летний стаж на соответствующих видах работ выработан истцом полностью, с ДД.ММ.ГГГГ истец обладает правом на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд считает возможным удовлетворить заявленный Русиновой Р.Р. иск о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Русиновой РР к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о защите пенсионных прав удовлетворить.

Признать за Русиновой РР право на получение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федеральной закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> зачесть в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы Русиновой РР:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 27 дней) - в должности врача-терапевта <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 00 дней) - в должности врача-терапевта <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 15 дней) - в должности врача-методиста <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 06 дней) - в должности врача-методиста <адрес>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 01 день) - в должности врача-терапевта <адрес>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 24 дня) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 24 дня) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 05 дней) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 25 дней) - в должности заведующей терапевтическим отделением <адрес>

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> назначить Русиновой РР досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме черед Березовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Копия верна: судья:       Ж. В. Романова