Мотивированное решение составлено 01.08.2011 Дело № 2-895/2011 Именем Российской Федерации 27 июля 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М. С., с участием представителя истца Шерстневой Л. М., представителя ответчика Фроловой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васюкова ОВ к администрации Березовского городского округа о признании бездействия незаконным, установил: истец Васюков О.В. обратился в суд с иском к администрации Березовского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении ему земельного участка, площадью 1001 кв. м., по адресу: <адрес>, и о возложении обязанности по предоставлению ему данного земельного участка по договору аренды. В обоснование указанных требований Васюков О.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление в администрацию Березовского городского округа о выделении земельного участка, площадью 1001 кв. м, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, категория земель - земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ за подписью первого заместителя главы администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что для рассмотрения вопроса по существу ему необходимо предоставить документы, подтверждающие осуществление деятельности по ведению личного подсобного хозяйства. Истец считает данный ответ незаконным. В соответствии с пунктом 3 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Представление документов, подтверждающих осуществление деятельности по ведению личного подсобного хозяйства нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» не предусмотрено. Испрашиваемый земельный участок является свободным, землевладельцев, землепользователей, арендаторов не имеет, он может быть использован для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о выделении земельного участка истец указал все необходимые сведения: цель использования участка - ведение личного подсобного хозяйства, размер - 1001 кв. м, местоположение - <адрес>, испрашиваемое право на землю - аренда. Кроме того, к заявлению приложен ответ администрации Березовского городского округа с указанием кадастрового номера земельного участка. Поскольку все условия, предусмотренные законодательством для выделения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, истец выполнил в полном объеме, он считает отказа администрации Березовского городского округа незаконным. В последующем представитель истца по доверенности Шерстнева Л.М. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования, просит: 1) признать незаконным бездействие администрации Березовского городского округа, выразившееся в оставлении заявления о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства без рассмотрения по существу, 2) признать требование администрации Березовского городского округа о предоставлении дополнительных документов не соответствующим законодательству Российской Федерации. В судебном заседании представитель истца Шерстнева Л.М. иск поддержала. Представитель администрации Березовского городского округа Фролова М.В. в судебном заседании иск не признала, указав, что истцу необходимо предоставить доказательства того, что испрашиваемый земельный участок будет использоваться им для ведения личного подсобного хозяйства. Фактически данный земельный участок необходим ему для огородничества. Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Заслушав представителя истца Шерстневу Л.М., представителя ответчика администрации Березовского городского округа Фролову М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и законные интересы. В соответствии с пунктом 3 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве. Согласно пунктам 1-4 статьи 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 № 112-ФЗ право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Согласно пункту 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). В силу пункта 2 данной статьи приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок по адресу: <адрес>, имеет кадастровый номер №, относится к землям населенных пунктов, его разрешенное использование - для строительства жилых домов индивидуальной застройки, площадь 1001 +,- 11 кв. м, сведения о правах отсутствуют. Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений, обременений, заявленных в судебном порядке правах требования, правопритязаний на земельный участок по адресу: <адрес> отсутствуют. Согласно сообщению филиала СОГУП «Областной Центр недвижимости» «Березовское БТИ и РН» № от ДД.ММ.ГГГГ инвентарное дело на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, в архиве филиала отсутствует. Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Васюков О.В. обратился в администрацию Березовского городского округа с запросом о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в ответе на который ДД.ММ.ГГГГ председатель Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа сообщил, что земельный участок по указанному адресу, площадью 1001 кв. м, имеет кадастровый номер №, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель - земли населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ истец Васюков О.В., обратился в администрацию Березовского городского округа с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка, площадью 1001 кв. м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, ему в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель главы администрации Березовского городского округа указал, что для рассмотрения вопроса по существу Васюкову О.В. необходимо предоставить документы, подтверждающие осуществление им деятельности по ведению личного подсобного хозяйства. В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В силу пункта 1 статьи 9 данного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Пунктом 3 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона установлено право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, либо уведомления о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлена обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. При этом в силу пункта 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Таким образом, в соответствии с требованиями вышеуказанных норм ответчик в 30-дневный срок с момента поступления заявления Васюкова О.В. обязан был рассмотреть его по существу. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Пункт 4 указанной статьи устанавливает, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Поскольку земельное законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы предоставления земельных участков для ведения личных подсобных хозяйств, не устанавливает обязанности по предоставлению заинтересованными лицами документов, подтверждающих осуществление ими деятельности по ведению личного подсобного хозяйства, более того, осуществлять деятельность по ведению личного подсобного хозяйства до предоставления земельного участка невозможно, суд находит данное требование ответчика необоснованным. Таким образом, поскольку ответчик в предусмотренный законом срок заявление истца о предоставлении земельного участка по существу не рассмотрел, необоснованно запросил у него дополнительные документы, обязанность по представлению которых на истца законом не возложена, суд считает, что требования Васюкова О.В. подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Васюкова ОВ к администрации Березовского городского округа о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Березовского городского округа, выразившееся в оставлении заявления Васюкова ОВ о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ без рассмотрения по существу. Признать требование администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Васюковым ОВ дополнительных документов не соответствующим законодательству Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Березовский городской суд. Председательствующий: Копия верна: судья: Ж. В. Романова