Дело № 2-1061/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «14» сентября 2011 года г.Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа, территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по несоблюдению требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов - <адрес>, о возложении обязанности по проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Березовского Свердловской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа и территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> о признании незаконным бездействия указанных органов местного самоуправления по несоблюдению требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов - <адрес>, о возложении обязанности по проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в обоснование своих требований указав на следующие обстоятельства. В ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес> установлено, что на территории населенных пунктов <адрес> г. Березовского Свердловской области, в нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности, своевременно не выполнены первичные меры пожарной безопасности: не в полном объеме выполнена опашка населенных пунктов; не удалена сухая растительность в местах примыкания земель поселений к лесному массиву; населенные пункты не обеспечены требуемым наружным противопожарным водоснабжением; в целях пожаротушения не созданы условия для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории поселков: не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12х12 м с твердым покрытием; отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре; расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 м; отсутствует проезд для пожарной техники к поселку <адрес>: пожарные гидранты, установленные на поселковых сетях водоснабжения в <адрес>, неисправны. Прокурор г.Березовского, ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», а также на ст.ст.1,3,7,14 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст.19, 30 ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.5, 15 ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, п.26 ч.1 ст.6 Устава Березовского городского округа, п.2 Типового положения о территориально отделе администрации Березовского городского округа, просит признать бездействие администрации Березовского городского округа, территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> по несоблюдению требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов незаконным, обязав провести мероприятия по устранению выявленных нарушений незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, а именно: выполнить опашку населенных пунктов; удалить сухую растительность; обеспечить требуемым наружным противопожарным водоснабжением; создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года; установить технические средства оповещения населения о пожаре; обеспечить проезд для пожарной техники к поселку <адрес>; пожарные гидранты, установленные на поселковых сетях водоснабжения в <адрес>, привести в исправное состояние. В судебное заседание прокурор не явился, о слушании дела был извещен, отказа от исковых требований от него не поступало, как и каких-либо заявлений или ходатайств в порядке ст.39 ГПК РФ. Представитель ответчика - Администрации Березовского городского округа - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, получил также исковые материалы и определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором судом были разъяснены процессуальные права и обязанности сторон, последствия неявки лиц, участвующих в деле, распределено бремя доказывания между сторонами, порядок предоставления доказательств, последствия их не предоставления. О причине неявки суд не известил, в предварительном судебном заседании иск не признал. Представитель отдел надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен, о причине неявки суд не известил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников спора, в том числе представителей ответчиком в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования прокурора г.Березовского обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в силу следующих обстоятельств. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором г. Березовского исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Березовского городского округа в лице его жителей поселка Монетный с поселками Липовка, Мурзинка, Молодежный, Островной. Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно ст.3 от 21.12.1994 № 69-ФЗ Федерального закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст.ст. 1,3 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» пожарная безопасность-состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01- 03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Статья 37 Закона № 69-ФЗ предусматривает, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. На основании ст.38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает перечень первичных мер пожарной безопасности, разработка и реализация которых возложена на органы местного самоуправления. К ним относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. В силу статьи 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Пунктами 89, 90 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Судом установлено, подтверждается материалами дела, что прокуратурой г. Березовского с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес> была проведена исполнения требований пожарной безопасности на территории Березовского городского округа. Также по материалам дела судом установлено, что в поселке с поселками <адрес>, образующих территориальный отдел Березовского городского округа, не выполнены первичные меры пожарной безопасности, а именно: не в полном объеме выполнена опашка населенных пунктов; не удалена сухая растительность в местах примыкания земель поселений к лесному массиву; населенные пункты не обеспечены требуемым наружным противопожарным водоснабжением; в целях пожаротушения не созданы условия для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории поселков: не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12х12 м с твердым покрытием; отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре; расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 м; отсутствует проезд для пожарной техники к поселку <адрес>: пожарные гидранты, установленные на поселковых сетях водоснабжения в <адрес>, неисправны. В нарушение требований п. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-8/9, предусматривающих противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройки до лесных массивов - не менее 15 метров, расстояние до строений в район <адрес> составляет менее 15 м. В силу п. 26 ч.1 ст. 6 Устава Березовского городского округа, утвержденного решением Думы Березовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения Березовского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Также согласно Типового положения о территориальном отделе администрации Березовского городского округа, утв. Постановлением главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> являются обеспечение решения вопросов местного значения городского округа на территории, входящей в сфере деятельности территориального отдела; повышение качества жизни населения на подведомственной территории. В соответствии с должностной инструкцией главы территории отдела администрации Березовского городского округа, утв. главой Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами главы поселка являются: обеспечение решения вопросов местного значения городского округа на территории, входящей в сферу деятельности территориального отдела. Порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Березовского городского округа предусмотрен Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Березовского городского округа, утв. решением Думы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с требованиями ст. 30 ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). Постановлением администрации Березовского городского округа «О введении особого противопожарного режима на территории Березовского городского круга» от ДД.ММ.ГГГГ на территории Березовского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ введен особый противопожарный режим на летний пожароопасный период до особого распоряжения. Более того, поселки <адрес> включены в перечень населенных пунктов, подтвержденных угрозе распространения лесных пожаров, утв. постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2011 № 351-ПП. Положениями ст.ст. 7, 14 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, производятся заблаговременно. Как установлено в ходе судебного разбирательства, в нарушение вышеперечисленных требований законодательства в сфере пожарной безопасности, администрацией Березовского городского округа в поселках Монетный с поселками Липовка, Мурзинка, Молодежный, Островной, своевременно к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 года не были выполнены первичные меры пожарной безопасности: не в полном объеме выполнена опашка населенных пунктов, не удалена сухая растительность в местах примыкания земель поселений к лесному массиву (ППБ-01-03 п.112); населенные пункты не обеспечены требуемым наружным противопожарным водоснабжением (ППБ-01-03 п.89), СНиП2.04.02-84 п.2.11, п.2.12, п.2.13, п.2.24, п.2.25, ); в целях пожаротушения не созданы условия для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории поселков: не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12х12 м с твердым покрытием (ППБ01-03 п.94); отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре (ППБ-01-03 п.114); расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 м (СНиП2.07.01-89 приложение 1 п.5*); отсутствует проезд для пожарной техники к поселку Липовка (ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пожарные гидранты, установленные на поселковых сетях водоснабжения в <адрес>, неисправны (ППБ-01-03 п.89). Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, материалами дополнительной выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Березовского отдела надзорной деятельности Березовского городского округа ГУ МЧС России по <адрес> - письма от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.л.д.14-20) и от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.21). Ответчиком не отвергнуты. Со стороны ответчика не представлено достаточных доказательств, подтверждающих тот факт, что администрация Березовского городского округа принимала своевременные, достаточные и эффективные действий по выполнению перечисленных требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в том числе до обращения прокурора в суд с данным иском. То обстоятельство, что администрацией Березовского городского округа и ГУП СО «ЛХПО» заключены муниципальные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-45) и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-43)по оказанию услуг по вспашке (опашке) земли в границах <адрес> с лесным массивом и с заброшенными сельскохозяйственными полями (% 72) и по оказанию услуг по ликвидации торфяного пожара на площади 1.0 га в глубине лесного массива на болотистой местности в <адрес>, не свидетельствуют о выполнении первичных мер пожарной безопасности к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 года на территории указанных населенных пунктов, акты выполненных работ первичных мер пожарной безопасности данных населенных пунктов суду не представлены. Пожарная безопасность является необходимым условием стабильного существования и жизнедеятельности личности, общества и государства. Установленные вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности со стороны ответчиков до настоящего времени не устранены. Невыполнение первичных мер пожарной безопасности со стороны администрации Березовского городского округа ставит под угрозу сохранность имущества, а также жизнь и здоровье граждан, в частности жителей поселка Монетный с поселками Липовка, Мурзинка, Молодежный, Островной. Ссылка ответчика на отсутствие финансовых средств не может быть принята во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчика от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности. На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Вместе с тем исковые требования к территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку территориальный отдел является территориальным органом администрации Березовского городского округа, структурным подразделением, без образования юридического лица, что следует из типового положения о территориальном отделе администрации Березовского городского округа, утвержденного постановлением главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № данное лицо не может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235,237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области администрации Березовского городского округа, территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по несоблюдению требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов - <адрес>, о возложении обязанности по проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности - удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Березовского городского округа по несоблюдению требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов - <адрес>. Обязать администрацию Березовского городского округа на территориях населенных пунктов <адрес> до истечения месячного срока со дня вступления решения в законную силу: провести опашку (вспашку) населенных пунктов, удалить сухую растительность; установить технические средства оповещения населения о пожаре; до истечения двухмесячного срока со дня вступления решения в законную силу: обеспечить требуемым наружным противопожарным водоснабжением; создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года; обеспечить проезд для пожарной техники к поселку <адрес>; пожарные гидранты, установленные на поселковых сетях водоснабжения в <адрес>, привести в исправное состояние. В остальной части иска отказать. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения. На заочное решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение в окончательном виде изготовлено 19 сентября 2011 года (17,18 сентября 2011 года - нерабочие дни). Судья: подпись. Е.Л. Забоева Копия верна. Судья: Е.Л. Забоева