Дело № 2-1080/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «05» сентября 2011 года г. Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием истца Ахметзяновой Ф.Ф., представителя ответчика Гараева Б.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметзяновой ФФ ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения, УСТАНОВИЛ: Истец Ахметзянова Ф.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отказе ей в установлении досрочной пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения периодов ее работы медицинским работником в лечебном учреждении из специального стажа, дающего ей право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения, и, соответственно, в части назначения досрочной трудовой пенсии, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения в обоснование своих требований указав, что работала в должности медицинской сестры в различных учреждениях здравоохранения, осуществляла лечебную деятельность в лечебных учреждениях разной ведомственной принадлежности, имеет стаж лечебной деятельности в учреждении здравоохранения более 30 лет, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в назначении требуемой ею трудовой пенсии по тем основаниям, что ею не выработан льготный трудовой стаж для назначения указанной пенсии, при этом, ответчиком, по ее мнению незаконно, из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», были исключены периоды ее работы, в течение которых она проходила обучение на курсах повышения квалификации, куда направлялась работодателем с сохранением заработной платы по месту работы, а также периоды работы в должности медсестры <адрес>, по тем основаниям, что данные учреждения не поименованы в списке лечебных учреждений, а структурное подразделение не обладает статусом юридического лица. Считает, что отказ в назначении ей пенсии по выслуге лет незаконным и нарушающим ее социальные права, гарантированные Конституцией РФ. Истец Ахметзянова Ф.Ф. просит суд признать решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика зачесть исключенные решением от ДД.ММ.ГГГГ периоды ее работы в лечебных учреждениях в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения, обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Ахметзянова Ф.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске. Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> - Гараев Б.К. в судебном заседании с иском Ахметзяновой Ф.Ф. не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях и решении от ДД.ММ.ГГГГ от отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, из которых следует, что на момент обращения Ахметзяновой Ф.Ф. ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцом не был выработан необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение указанной пенсии. В соответствии с нормами п.п. 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно пункту 3 статьи 28 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При исчислении периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следует руководствоваться постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781, постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, при этом, если периоды работы заявителя приходятся на действия постановления Правительства от 06.09.1991г. №464, то возможно применение данного постановления, а с 01.11.1999 года, по дату вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, возможно применение постановления Правительства от 22.09.1999г. №1066. Данные нормы установлены постановлением Конституционного суда от 29.01.2004г. №2-П. Данными постановлениями Правительства РФ утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, а так Правила исчисления периодов работы, дающей право на такое назначение досрочной пенсии. Данные нормативные акты являются ныне действующими и применяемыми на всей территории РФ. Перечисленные выше нормативные акты предусматривают обязательное условие включения в специальный стаж: работа в должностях и учреждениях, поименованных в списке. Исходя из документов Ахметзяновой Ф.Ф., представленных для назначения досрочной трудовой пенсии, в специальный трудовой стаж бесспорно подлежат зачету периоды работы, соответствующей требованиям Закона: 17 лет 11 месяцев 00 дней, с учетом льготного исчисления - 18 лет 02 месяца 12 дней. Не подлежат к зачету в стаж на соответствующих видах работ, в том числе оспариваемые истцом периоды ее работы, когда она находилась на курсах повышения квалификации. В соответствии с п.5 Разъяснения от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Минтруда России от 22.05.1996 за № 29, а также п.5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2002г. №516, в необходимый для назначения указанной льготной пенсии стаж включаются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста в связи с осуществлением лечебной деятельности, т.е. выполнением работы в определенных должностях и учреждениях. Считает ссылки истца на статьи Трудового Кодекса о сохранении места работы и средней заработной платы на время нахождения на курсах повышения квалификации являются необоснованными, так как Трудовой Кодекс, имеет другой объект регулировании - трудовые отношения между работником и работодателем. Кроме того, полагает, что поскольку законодатель связывает право на досрочную пенсию не с любыми периодами трудовой деятельности, а с такими, которые связаны с особенностями осуществления трудовой функции, с преждевременной утратой профессиональной трудоспособности, то период обучения на курсах повышения квалификации, когда истец, по его мнению, не испытывал той психофизической нагрузки, связанной с указанным риском, не подлежит включению в специальный трудовой стаж истца. В остальной части спорный период трудовой деятельности истца не подлежит включению в льготный стаж, поскольку санаторий-профилакторий «<адрес> как структурные подразделения не обладают статусом юридического лица. Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования Ахметзяновой Ф.Ф. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в силу следующих обстоятельств. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции РФ. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции Российской Федерации). Правоотношения сторон регулируются Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введённым в действие с 01 января 2002 года, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивает силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2). Согласно ст.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным Законом. Федеральный закон от 17.012.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами, до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для медицинских работников в соответствии с пп.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Такая позиция изложена в Определении Конституционного суда от 06.03.2003 г. № 107-О и от 29.01.2004г., с учетом № 2-П Конституционного суда РФ. В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2002 года, в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года, право на пенсию независимо от возраста предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет сельских местностях и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Как следует из решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ за №, истец Ахметзянова Ф.Ф. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку она более 30 лет осуществляет лечебную деятельность по должности медицинской сестры в различных учреждениях здравоохранения. По представленным документам продолжительность стажа Ахметзяновой Ф.Ф. на соответствующих видах работ по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, страховой стаж Ахметзяновой Ф.Ф. составил 30 год 05 месяцев 16 дня, продолжительность стажа на соответствующих видах работ Ахметзяновой Ф.Ф., принятых к зачету ответчиком, составила 17 лет 11 месяцев 00 дней с учетом льготного исчисления 18 лет 02 месяца 12 дней. Ответчиком приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы истца Ахметзяновой Ф.Ф.: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - медсестра <адрес> отделения (стационар) - 00 лет 06 месяцев 24 дня, с учетом льготного исчисления 1 год за 1 год и 6 месяцев 00 лет 10 месяцев 06 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - медсестра <адрес> экспедиции 02 года 08 месяцев 13 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - медсестра <адрес> -09 лет 05 месяцев 14 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии Центра восстановительного лечения <адрес> - 00 лет 00 месяцев 12 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии Центра реабилитации <адрес> - 04 года 08 месяцев 20 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии Центра реабилитации <адрес> - 00 лет 05 месяцев 07 дней; Итого: 17 лет 11 месяцев 00 дней с учетом льготного исчисления 18 лет 02 месяца 12 дней. В числе периодов, не включенных истцу Ахметзяновой Ф.Ф. в специальный стаж, оспариваемых истцом, не включены следующие периоды ее работы: 1) ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 00 лет 06 месяцев 10 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 00 лет 11 месяцев 15 дней; ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 01 год 10 месяцев 03 дня; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> <адрес> - 02 года 02 месяца 18 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 00 лет 10 месяцев 00 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры водолечения <адрес> - 00 лет 01 месяц 08 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры водолечения <адрес> - 00 лет 04 месяца 27 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по физиотерапии Центр <адрес> - 00 лет 09 месяцев 00 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по физиотерапии <адрес> - 00 лет 10 месяцев 11 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по физиотерапии <адрес> - 02 года 10 месяцев 28 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по физиотерапии <адрес> - 00 лет 03 месяца 15 дней; Причина отказа: не обладает статусом юридического лица, как структурное подразделение не предусмотрено; 2) ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры водолечения <адрес> - 00 лет 00 месяцев 25 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по физиотерапии <адрес> - 00 лет 00 месяцев 25 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <адрес> - 00 лет 00 месяцев 26 дней. Причина отказа: не обладает статусом юридического лица, как структурное подразделение не предусмотрено, период нахождения на курсах повышения квалификации. Итого: 12 лет 06 месяцев 14 дней. Исследовав в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что исключение ответчиком оспариваемых истцом периодов из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, не основано не законе. Конституционный суд РФ своим Постановлением № 11-П от 3 июня 2004 года признал не соответствующими Конституции РФ, ее статьями (части 1и 2), 39 (части1и 2) и 55 (части 2и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11.12 пункта 1 ст. 28 и пункта 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливающие для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения, данные положения не позволяют зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, то законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует, при этом, положения стст.27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях» в равном объеме предусматривает право граждан на назначение трудовой пенсии в связи с работой, как в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, так и в частных предприятиях независимо от организационно-правовой формы. Исходя из руководящих разъяснений Верховного суда РФ, содержащихся в п.п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые Пенсии» следует, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов. При оценке требований о включении периода в специальный стаж учитывается характер выполняемых обязанностей, характер осуществляемой деятельности. В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (в редакции постановлений Правительства от 27.08.1992г. № 634 и от 22.09.1993г. № 953), по которому засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года, право на пенсию за выслугу лет имеют «средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Пунктом 21 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лица, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения предусмотрено также наименование санатории (курорты). Номенклатурой учреждений здравоохранения МВД России, утвержденной приказом МВД России от 19.03.1993г. №206, а так же в Списке профессий, в разделе I «Лечебно-профилактические учреждения», в п. 1. «Больничные учреждения», п.п.1.2. значится «Госпиталь». Положения ч.2 п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статья 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают, что наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно имеющейся в пенсионном деле истца уточняющей справке ФГУЗ Медико-санитарная часть <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Центр восстановительной медицины и реабилитации входит в состав Медико-санитарной части <адрес>. ФГУЗ Медико-санитарная часть <адрес>, как юридическое лицо зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ Основанием для возникновения права на пенсию за выслугу лет является лечебная деятельность. А поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения, отказ заявителю в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации или названия учреждения, с которой он состоял в трудовых отношениях. Поэтому, подлежат зачету периоды работы истца Ахметзяновой Ф.Ф. в должности медицинской сестры в санатория-профилактория <адрес>, Центра восстановительного лечения Медицинского отдела <адрес>, более того, следует отметить, что период работы в должности медицинской сестры Медсанчасти <адрес>, <адрес>, Центра восстановительного лечения ФГУЗ МСЧ ГУВД по <адрес>, Центра реабилитации ФГУЗ <адрес> в иные периоды, как было указано выше, были включены ответчиком в специальный стаж, несмотря на высказанные возражения относительно того же места работы, но в другие периоды. Далее, суд также не может согласиться с решением ответчика в части исключения из специального стажа истца периодов ее работы, когда Ахметзянова Ф.Ф. по основному месту работы по направлению работодателя обучалась на курсах повышения квалификации с сохранением заработка на время учебы, в силу следующих обстоятельств. Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Исходя из руководящих разъяснений Верховного суда РФ, содержащихся в п.п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые Пенсии» следует, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов. При оценке требований о включении периода в специальный стаж учитывается характер выполняемых обязанностей, характер осуществляемой деятельности. В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (в редакции постановлений Правительства от 27.08.1992г. № 634 и от 22.09.1993г. № 953), по которому засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года, право на пенсию за выслугу лет имеют «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1. Повышение квалификации медицинских работников проходит в соответствии с должностной инструкцией, которой определяют основные трудовые обязанности. При направлении работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. В страховой стаж для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. Деятельность по оказанию медицинской помощи по своему характеру требует поддержания квалификации лиц оказывающих такую помощь на высоком профессиональном уровне, повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Так, в статье 54 основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. №5487-1 определено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Подтверждение или повышение квалификации каждые 5 лет- требование содержащееся в постановлении Правительства РФ «Об утверждении типового положения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (ред. 31.03.2003г.), приказе Минздравсоцразвития России №705 от 09.12.2008г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников». Лишь только после такого подтверждения медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат или диплом - в зависимости от дополнительного профессионального образования. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Как следует из представленных суду документов, не оспаривалось ответчиком, во все исключенные ответчиком по мотивам нахождения истца на курсах усовершенствования периоды работы из ее специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, Ахметзянова Ф.Ф. направлялась на курсы повышение квалификации своим работодателем с вынесением им соответствующего приказа с сохранением заработка по месту основной работы. Факт обучения истца на курсах повышения квалификации в указанные периоды также подтверждаются представленными суду копиями соответствующих свидетельств, аттестатов, дипломов и удостоверений, выданных истцу Ахметзяновой Ф.Ф., ответчиком данные факты не оспаривались. Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации периоды нахождения на курсах повышения квалификации включаются в стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат зачёту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. С учетом того, что общая длительность специального стажа лечебной деятельности истца Ахметзяновой Ф.Ф., состоящая из периодов, как признаваемых ответчиком, так и включенных в специальный стаж настоящим решением суда, составляет более 30 лет, суд считает, что на момент подачи заявления о назначении пенсии истица имела право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2002 года, в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года. Назначение пенсии носит заявительный характер. В соответствии со ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, в том числе текстом заявления Ахметзяновой Ф.Ф. о назначении пенсии, решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, материалами пенсионного дела истца, не оспаривалось ответчиком, истец Ахметзянова Ф.Ф. обратилась за назначением досрочной пенсии в Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в указанную дату ответчиком были приняты ее заявление и необходимые документы, при этом, к указанной дате, как было указано выше, ею был полностью выработан необходимый 30-летный стаж лечебной деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О Трудовых пенсиях РФ». Следовательно, именно с ДД.ММ.ГГГГ на ответчика возложена обязанность по назначению и выплате истцу досрочной трудовой пенсии. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ахметзяновой ФФ к о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения - удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> включить Ахметзяновой ФФ в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 00 лет 06 месяцев 10 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 00 лет 11 месяцев 15 дней; ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 01 год 10 месяцев 03 дня; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 02 года 02 месяца 18 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 00 лет 10 месяцев 00 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 00 лет 01 месяц 08 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 00 лет 00 месяцев 25 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры <адрес> - 00 лет 04 месяца 27 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по <адрес> - 00 лет 09 месяцев 00 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по <адрес> - 00 лет 10 месяцев 11 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по физиотерапии <адрес> - 02 года 10 месяцев 28 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по <адрес> - 00 лет 03 месяца 15 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве медсестры по <адрес> - 00 лет 00 месяцев 25 дней; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <адрес> - 00 лет 00 месяцев 26 дней. Признать решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения указанных выше периодов из специального стажа, дающего Ахметзяновой Ф.Ф. право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения, и, соответственно, в части назначения Ахметзяновой Ф.Ф. досрочной трудовой пенсии незаконным. Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе <адрес> назначить Ахметзяновой ФФ с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Березовский городской суд. Решение в окончательном виде изготовлено 09 сентября 2011 года. Судья: подпись. Е.Л. Забоева Копия верна. Судья: Е.Л. Забоева