Мотивированное решение составлено 27.09.2011 Дело №2-1054/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж.В., при секретаре Фоменко М.С., с участием помощника прокурора г.Березовского Свердловской области Васильевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа, территориальному отделу администрации Березовского городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности установил: прокурор г.Березовского Свердловской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа и территориальному отделу администрации Березовского городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес> установлено, что на территории населенного пункта <адрес>, в нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности, своевременно не выполнены первичные меры пожарной безопасности: отсутствует опашка населенного пункта; не удалена сухая растительность в местах примыкания земель поселений к лесному массиву; отсутствует требуемое наружное противопожарное водоснабжение, в целях пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из имеющихся источников наружного водоснабжения, расположенных на территории поселков, а именно: не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12х12 с твердым покрытием; отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжения-пожарных водоемов; отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре; расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 метров; допускается индивидуальное строительство непосредственно в лесном массиве. Прокурор <адрес> просит признать бездействие администрации Березовского городского округа, территориального отдела администрации Березовского городского округа <адрес> незаконным, обязав провести мероприятия по устранению выявленных нарушений незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, а именно: выполнить опашку населенного пункта; удалить сухую растительность в местах примыкания земель поселений к лесному массиву; обеспечить требуемым наружным противопожарным водоснабжением, создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года, установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения-пожарных водоемов, расположенных на территории поселков; установить технические средства оповещения населения о пожаре. В судебном заседании помощник прокурора Васильева Т.П. иск поддержала. Представители ответчиков - администрации Березовского городского округа, территориального отдела администрации Березовского городского округа <адрес>, третьего лица - отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены. Представитель ответчика - администрации Березовского городского округа в письменном отзыве выразил несогласие с иском, пояснив, что администрацией принимаются все возможные меры по обеспечению противопожарной безопасности Березовского городского округа включая территории поселка Сарапулка. Вместе с тем проведение администрацией Березовского городского округа ряда мероприятий ограничено отсутствием соответствующих финансов. Дело рассмотрено в порядке заочного производства. Заслушав пояснение прокурора, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив и сопоставив их в совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором г. Березовского исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования <адрес> городского округа. Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Статья 19 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» предусматривает перечень первичных мер пожарной безопасности, разработка и реализация которых возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Пунктами 89, 90 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Положениями ст. ст. 7, 14 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, производятся заблаговременно. В силу п. 26 ч.1 ст. 6 Устава Березовского городского округа, утвержденного решением Думы Березовского городского округа 27.06.2005 №115, к вопросам местного значения Березовского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В соответствии со статьей 31 Устава Березовского городского округа, принятого решением Березовской городской Думы от 27.06.2005 № 115, органом местного самоуправления, на который возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, является администрация Березовского городского округа. Порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Березовского городского округа предусмотрен Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Березовского городского округа, утв. решением Думы Березовского городского округа от 15.05.2008 № 418. Постановлением администрации Березовского городского округа «О введении особого противопожарного режима на территории Березовского городского круга» от 28.04.2011 на территории Березовского городского округа с 30.04.2011 введен особый противопожарный режим на летний пожароопасный период до особого распоряжения. Более того, <адрес> включен в перечень населенных пунктов, подтвержденных угрозе распространения лесных пожаров, утв. постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2011 № 351-ПП. Положениями ст.ст. 7, 14 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, производятся заблаговременно. Как установлено в ходе судебного разбирательства, в нарушение вышеперечисленных требований законодательства в сфере пожарной безопасности, администрацией Березовского городского округа в поселке Старопышминск своевременно к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 года не были выполнены первичные меры пожарной безопасности: не выполнена опашка населенных пунктов, не удалена сухая растительность в местах примыкания земель поселений к лесному массиву; отсутствует требуемое наружное противопожарное водоснабжение, в целях пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из имеющихся источников наружного водоснабжения, расположенных на территории поселков, а именно: не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12х12 с твердым покрытием; отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжения-пожарных водоемов; отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре; расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 метров; допускается индивидуальное строительство непосредственно в лесном массиве. Ответчик администрация Березовского городского округа своевременных, достаточных и эффективных действий по выполнению перечисленных требований законодательства в сфере пожарной безопасности не предпринимал, письмо в адрес председателя Правительства Свердловской области с просьбой создания подразделения пожарной охраны для осуществления мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности Березовского городского округа, включая создание пожарного депо в <адрес>, направлено в адрес только в ДД.ММ.ГГГГ. Представленные сведения о наличии городской целевой программы на ДД.ММ.ГГГГ о решении вопросов пожарной безопасности населения городского округа, разработка планов, технических заданий, схем и программ не способствуют максимально возможному уменьшению риска возникновения и распространения пожара на территории поселка, сохранению жизни и здоровья людей, снижению размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае его возникновения. То обстоятельство, что администрацией Березовского городского округа и ГУП СО «ЛХПО» заключены муниципальные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории городских лесов, не свидетельствуют о выполнении первичных мер пожарной безопасности к весенне-летнему пожароопасному периоду ДД.ММ.ГГГГ года на территории населенного пункта <адрес>. Акты выполненных работ первичных мер пожарной безопасности данных населенных пунктов суду не представлены. Пожарная безопасность является необходимым условием стабильного существования и жизнедеятельности личности, общества и государства. Установленные вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности со стороны ответчиков до настоящего времени не устранены. Невыполнение первичных мер пожарной безопасности со стороны администрации Березовского городского округа ставит под угрозу сохранность имущества, а также жизнь и здоровье граждан, в частности жителей поселка Старопышминск. На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Вместе с тем исковые требования к территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку территориальный отдел является территориальным органом администрации Березовского городского округа, структурным подразделением, без образования юридического лица, что следует из типового положения о территориальном отделе администрации Березовского городского округа, утвержденного постановлением главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное лицо не может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа, территориальному отделу администрации Березовского городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности удовлетворить в части. Признать незаконным бездействие администрации Березовского городского округа, территориального отдела администрации Березовского городского округа <адрес> по необеспечению первичными мерами пожарной безопасности. Обязать администрацию Березовского городского округа на территории населенного пункта <адрес> до истечения месячного срока со дня вступления решения в законную силу: провести опашку; удалить сухую растительность; установить технические средства оповещения населения о пожаре; до истечения двухмесячного срока со дня вступления решения в законную силу: обеспечить наружным противопожарным водоснабжением; создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года; установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения - пожарных водоемов, расположенных на территории поселков. В остальной части иска отказать. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, а также вправе подать кассационную жалобу в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области. Председательствующий: Копия верна: судья: Ж. В. Романова