Дело № 2-1161/2011 по иску Минюста РФ к СРОО ПСО УРАЛСПАС о признании прекратившей деятельность



Дело № 2-1161/2011

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2011 года                                                                                    город Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Агеевой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Свердловской региональной общественной организации Поисково-спасательный отряд «УРАЛСПАС» о признании прекратившей деятельность, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ

Истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратился в суд с иском, просил признать прекратившей деятельность в качестве юридического лица Свердловскую региональную общественную организацию Поисково-спасательный отряд «УРАЛСПАС» (в дальнейшем по тексту -Организация), исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в обоснование исковых требований, что Свердловская региональная общественная организация Поисково-спасательный отряд «УРАЛСПАС» зарегистрирована в качестве юридического лица Управлением Федеральной налоговой службы России по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение п. 66 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 31 марта 2009 года № 90, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проведен анализ учетного дела данной организации. В результате ревизии материалов учетного дела установлено, что организация не информировала орган, принявший решение о ее регистрации, о продолжении деятельности в ДД.ММ.ГГГГ. Также организацией не представлены сведения об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, о целях их расходования и использования и об их фактическом расходовании и использовании. По факту непредставления отчетности за ДД.ММ.ГГГГ год Главным управлением Министерства юстиции РФ по Свердловской области в адрес организации было вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ, которое было возвращено с отметкой «Отсутствие адресата по указанному адресу». До настоящего времени нарушения законодательства ответчиком не устранены.

В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Бахтина И.Л. исковые требования не признала, пояснила, что является руководителем Свердловской региональной общественной организации Поисково-спасательный отряд «УРАЛСПАС». Данная организация создана в целях оказания помощи гражданам при возникновении чрезвычайных ситуаций. Действительно ею было допущено нарушение требований законодательства о предоставлении отчетности, но только по незнанию законодательства. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо Чукреева А.Л. в судебное заседание не явилась.

Третье лицо Штин А.А. в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которых предусмотрен статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьей 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским Кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, об изменении ее места нахождения, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 146 утверждено Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, согласно которому Главное управление Министерства юстиции по субъекту наделено правом обращения в суд с заявлением о ликвидации некоммерческих организаций.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, Свердловская региональная общественная организация Поисково-спасательный отряд «УРАЛСПАС» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный номер , ведомственный регистрационный номер . Во исполнение пункта 66 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009г ода № 90, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проведен анализ учетного дела ответчика.

В результате проверки были установлены факты нарушения Организацией требований законодательства.

Так, в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» ответчик не информировал орган, принявший решение о его регистрации, о продолжении деятельности в 2009, 2010 годах.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования и использования и об их фактическом расходовании и использовании. Срок представления указанной информации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организацией не представлены вышеуказанные сведения за ДД.ММ.ГГГГ.

По факту непредставления отчетности за ДД.ММ.ГГГГ год Главным управлением Министерства юстиции по Свердловской области в адрес организации, указанный в учредительных документах, направлено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения законодательства РФ, которое было возвращено в управление с отметкой на конверте «отсутствие адресата по указанному адресу». В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общественное объединение обязано информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ответчик не уведомил управление об изменении сведений об адресе в течение трех дней со дня наступлении таких изменений и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

До настоящего времени допущенные нарушения ответчиком не устранены.

Указанные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о неоднократном нарушении некоммерческой организацией требований федерального законодательства и являются основанием для принятия решения о прекращении ее деятельности.

Однако отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридического лица правовых актов. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими недостатки должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общепризнанными принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Выявленные в деятельности некоммерческой организации нарушения действующего законодательства по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой организации. Допущенные нарушения могут быть устранены. Представитель ответчика пояснила, что намерена немедленно устранить допущенные нарушения, нарушения были допущены ею не умышленно, вследствие юридической неосведомленности.

С учетом изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Свердловской региональной общественной организации Поисково-спасательный отряд «УРАЛСПАС» о признании прекратившей деятельность и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Березовский городской суд.

Судья                                            подпись                                        Л.С. Фаламова

Копия верна: судья                                                                           Л.С. Фаламова

.

.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200