Дело № 2-1240/2011 по иску прокурора к ООО ФАИ о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку мусорв



Мотивированное решение составлено 10.10.2011

Дело № 2-1240/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М. С., с участием

помощника прокурора г.Березовского Свердловской области Васильевой Т.П.,

представителя ответчика ООО «ФАИ» Хафизова И.Р.,

представителя ответчика ООО «Березовское рудоуправление» Шишина А.П.,

представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Киселевой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ФАИ» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку мусора,

установил:

прокурор г. Березовского Свердловской области, действующий в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам ООО «ФАИ» и ООО «Березовское рудоуправление» с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующее. Прокуратурой г. Березовского с привлечением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, направленная на выявление и пресечение нарушений, связанных с несанкционированным складированием мусора, отходов производства и потребления на территории Березовского городского округа, в ходе которой было установлено, что с южной стороны (<адрес> образована несанкционированная свалка. По периметру воронки ограждение отсутствует. Земельный участок, обнаружена свалка находится во владении ответчиков. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиками обязанностей по защите земель от захламления отходами производства и потребления могут нарушаться права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Прокурор просит обязать ответчиков:

- ликвидировать несанкционированную свалку с южной стороны (<адрес>;

- установить ограждение по периметру воронки обрушения <адрес> для предотвращения доступа населения и предприятий.

В ходе судебного разбирательства прокурор отказался от требований к ООО «Березовское рудоуправление», требования адресованные ООО «ФАИ» поддержал.

Представитель ответчика ООО «ФАИ» иск признал, суду пояснил, что действительно на территории предоставленного ответчику в аренду земельного участка расположена свалка бытового мусора, которую ответчик обязан ликвидировать.

Представители ООО «Березовское рудоуправление» и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области пояснили, что признанием иска права и законные интересы лиц, чьи интересы они представляют, не нарушены.

Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, администрацией Березовского городского округа принято решение о рекультивации нарушенных земель (воронок обрушения). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Березовского городского округа разрешено проведение работ по рекультивации ООО «Березовское рудоуправление». Одним из условий является преграждение доступа населения и предприятий к воронкам обрушения и прилегающей территории, в том числе для несанкционированного складирования отходов. Согласно договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ заказчик ООО «Березовское рудоуправление» поручает, а подрядчик ООО «ФАИ» принимает на себя обязательство выполнить по заданию заказчика в соответствии с проектом работы по рекультивации провалов зоны обрушения дайки Диагональная Березовского золоторудного месторождения. Администрацией Березовского городского округа в лице комитета по архитектуре и градостроительству выдано разрешение ООО «ФАИ» на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова от ДД.ММ.ГГГГ. Для проведения работ по рекультивации нарушенных земель разработан проект по рекультивации провалов зоны обрушения дайки Диагональная Березовского золоторудного месторождения, согласно которому предусмотрена система охраны, исключающая доступ посторонних лиц на территорию (п.7 Проекта). В нарушение требований федерального законодательства, в воронке обрушения образована несанкционированная свалка мусора твердых бытовых (полиэтиленовые пакеты, бутылки, бумага, строительные и пищевые отходы). Отсутствует ограждение зоны по периметру воронки, в связи с чем на границе и в воронке образовались стихийные свалки мусора.

Данные обстоятельства подтверждаются актом по результатам проверки Министерством природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ч.3 ст.8 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.2, п.3 ст.13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 приведенного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В пункте 2.3 санитарных Правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01), предусматривается, что организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания. Пунктом 5.5 этих Правил установлено, что регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, а также один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (пункт 5.6).

Поскольку расположенная с южной стороны (<адрес> свалка, эксплуатируется с нарушением вышеприведенных норм природоохранного законодательства, заявленные требования о ликвидации данной свалки являются правомерными.

В судебном заседании представитель ответчика признал факт нахождения несанкционированной свалки мусора на территории воронки обрушения дайки Диагональная и обязался ликвидировать данную свалку.

В силу пункта 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

В соответствии с пунктом 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, учитывая, что ответчик не оспаривает факт существования на предоставленном ему для рекультивации провале зоны обрушения дайки Диагональная несанкционированной свалки мусора и признает иск об обязании ликвидировать данную свалку, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком и приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в сумме 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ФАИ» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ФАИ» установить ограждение по периметру воронки обрушения дайки Диагональной для предотвращения доступа населения и предприятий и ликвидировать несанкционированную свалку с южной стороны <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ФАИ» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Березовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Копия верна: судья:       Ж. В. Романова