Мотивированное решение составлено 08.08.2011 Дело № 2-818/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 августа 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж.В., при секретаре Фоменко М.С., с участием истца Дорофеевой Н. И., ее представителя Кузнецова Д. С., третьего лица Дорофеева И. И., представителя третьего лица Джумаева Д. Т. - Згерской Т. Н., представителя третьего лица комитета по управлению имуществом Березовского городского округа Кривощапова Д. В., представителя ответчика Немоляевой И. И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеевой НИ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности государственной регистрации установил: Дорофеева Н. И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности государственной регистрации. В обоснование требований пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для регистрации права собственности на земельный участок, площадью 524 кв.м, расположенный в 10 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения дома индивидуальной жилой застройки (далее - земельный участок) на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, составленного и подписанного комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа и ею (Дорофеевой НИ). Договор заключен на основании постановления администрации Березовского городского округа от 27.09.2010 № 397-4 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка в <адрес>, в 10 м на юго-запад от жилого дома по <адрес>а». Необходимые документы для государственной регистрации возникновения права собственности на земельный участок представлены в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако в государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ было отказано. Данный отказ мотивирован тем, что не соблюдена процедура предоставления земельного участка в соответствии со ст.ст.30.1., 36, 38, 38.1. Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации нарушает ее права и свободы по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ей имуществом, так как государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В течение трёхмесячного срока с момента отказа в государственной регистрации она обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения госрегистратора в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако ее заявление было оставлено без рассмотрения, а ей предложено обратиться в суд в порядке искового производства, что она и сделала. Истец просит признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, обязать Управление провести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в 10 м на юго-запад от жилого дома по <адрес>, площадью 524 кв.м., кадастровый номер: №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения дома индивидуальной жилой застройки, на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец и ее представитель поддержали доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, настаивали на его удовлетворении. Третье лицо Дорофеев И. И. доводы иска поддержал, пояснив, что состоит в браке с истцом, решение о приобретение в собственность спорного земельного участка, принято с его согласия. Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом Березовского городского округа доводы иска поддержал, пояснив суду, что законом не запрещено отчуждение земельных участков для последующего объединения со смежным участком. Продать земельный участок с аукциона не возможно, поскольку он составляет менее 600 кв. м. О фактическом пользователе земельного участка сведениями не располагали. Представитель третьего лица Згерская Т. Н. пояснила, что ее доверитель Джумаев Д. Т. является фактическим пользователем спорного участка. Данный участок решением горисполкома в ДД.ММ.ГГГГ году был выделен его матери ФИО10 под огород, его площадь ранее составляла 750 кв. м. После смерти родителей он продолжает пользоваться земельным участком по назначению, на участке имеются хозяйственные постройки. Желая оформить права на участок, он обратился в органы местного самоуправления, где узнал о том, что участок предоставлен Дорофеевой Н. Н. и площадь его уменьшилась. Ни с ним, ни с его родителями границы спорного и смежных участков не согласовывали. В настоящее время в производстве суда имеется его иск об оспаривании сделки купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № между комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа и Дорофеевой Н. И., постановления администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность за плату земельного участка в <адрес>, в 10 м на юго-запад от жилого дома по <адрес>а» и о его праве на спорный земельный участок. Просит в иске отказать. Представитель ответчика требования не признала, считает решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок законным и обоснованным. В удовлетворении иска просила отказать. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В данном случае по существу оспорены действия государственного органа по регистрации права собственности. Несмотря на то, что Дорофеева Н. И. обратилась в суд с исковым заявлением в порядке, предусмотренном ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает заявление в порядке главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Оспариваемый отказ госрегистратором вынесен ДД.ММ.ГГГГ, с этого момента истцу стало известно о нарушении его прав и свобод. Рассматриваемое исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. Установленный законом срок пропущен Дорофеевой Н. И. по уважительной причине, поскольку истец ранее обращалась в суд с заявлением об оспаривании отказа госрегистратора, заявление находилось в производстве Березовского городского суда, ДД.ММ.ГГГГ - оставлено без рассмотрения в связи с тем, что суд усмотрел спор о праве (дело №). Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина и (или) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Порядок проведения государственной регистрации прав предусмотрен ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав), согласно которой при приёме документов для государственной регистрации прав учреждение юстиции проводит правовую экспертизу документов и проверяет законность сделки. Статья 18 Закона о регистрации прав содержит требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре. В соответствии со ст. 6 Закона о регистрации прав, государственная регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других документов, необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Закона сделки с объектом недвижимого имущества; проведённая регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Статья 20 Закона о регистрации прав предусматривает основания для отказа в государственной регистрации прав. В регистрации может быть отказано, в том числе, если: - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; - правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершённой после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации прав, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения. Согласно п. 1 ст. 3 Закона о регистрации прав, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав). Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: в 10 м по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> городской округ в лице ФИО12 и ФИО1 в лице ФИО4 В соответствии с положениями п. 1.1. договора спорный земельный участок передается в собственность истца с целью объединения с принадлежащим ей смежным земельным участком для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Стоимость участка определена в размере 980,48 рублей. Договор купли-продажи заключен на основании постановления администрации Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № спорный земельный участок на основании ст. 11.6, 28,29 Земельного кодекса РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляется с целью присоединения к земельному участку, расположенному: <адрес>, кадастровый номер: №. Собственником жилого дома и смежного земельного участка, площадью 1 206 кв. м, по адресу: <адрес> является Дорофеева Н. И. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделаны записи регистрации № и №, соответственно. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в порядке п. 1 ст. 19 Закона о регистрации вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации и направлен запрос в СОГУП "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости "Филиал "Березовское БТИ и РН" с целью установления строений на спорном земельном участке с кадастровым номером: №. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, из которого следует, что на спорном земельном участке с кадастровым номером: №, строений не имеется. На основании вышеизложенного, а также исходя из того, что органом местного самоуправления при совершении сделки по распоряжению спорным земельным участком, находящимся в его ведении, нарушены основные принципы земельного законодательства: публичности и открытости, истцу сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В соответствии со статьями 9, 13 Закона о государственной регистрации прав регистрирующий орган осуществляет предусмотренные действующим законодательством полномочия, в том числе правовую экспертизу документов и проверку законности сделки. Как видно из сообщения госрегистратора, Дорофеевой Н. И. отказано в государственной регистрации права по мотиву несоответствия по содержанию представленных документов требованиям законодательства. В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации признание ничтожной сделки недействительной, в отличие от оспоримой сделки, не требуется. Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Порядок предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства и иных целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьями 28 - 38 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Постановлением администрации Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено разрешенное использование спорного земельного участка - для размещения дома индивидуальной жилой застройки, что подразумевает расположение на нем жилых строений. Однако, из документов, предоставленных по запросам в процессе правовой экспертизы, следует, что на спорном земельном участке строения и сооружения отсутствуют. Поскольку истец не имеет в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении зданий, строений, сооружений, расположенных на спорном участке к спорным правоотношениям не применимы положения части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Продажа земельных участков, предназначенных для строительства, осуществляется, в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, на аукционах. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии с п. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 34 Земельного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. На территории Березовского городского округа отсутствуют акт, определяющий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Спорный земельный участок сформирован из земель общего пользования <адрес>. Из представленного на государственную регистрацию Постановления администрации Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается публичности, открытости предоставления спорного участка. Так, из имеющихся сведений государственного кадастра недвижимости, видно, что смежным со спорным земельным участком является земельный участок с кадастровым №, владелец которого так же имеет право претендовать на приобретение данного участка. Однако, его отказа от приобретения или согласования в приобретении участка Дорофеевой Н. И. из постановления № не усматривается. Более того, как видно из материалов дела на спорный участок претендует его фактический землепользователь ФИО9. Ссылка на положения ст. 11.6. Земельного кодекса Российской Федерации в преамбуле Постановления администрации Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельна, так как только после объединения двух земельных участков, находящихся в собственности одного лица, у такого лица возникает право собственности на образуемый земельный участок. В настоящее время действующая редакция Земельного кодекса Российской Федерации не содержит понятия "прирезка к существующему земельному участку", соответственно нормы ст. 33 Земельного кодекса в рассматриваемом случае применяться не могут. Установленные Решением Думы Березовского городского округа № 83 от 28.09.2009 минимальные и максимальные размеры земельных участков, используются для первичного предоставления земельных участков для соответствующих целей. Анализируя действующее законодательство можно сделать вывод о том, что в случае, если размер земельного участка, находящегося в застроенной территории и окруженного другими земельными участками, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленный для данного целевого использования, то для данного земельного участка фактический размер участка является соответственно минимальным или максимальным. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, подвергая сделку правовой экспертизе и проверяя ее законность, действовало в пределах полномочий. В ходе проведения правовой экспертизы госрегистратором выявлено несоответствие по содержанию представленных на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства, поэтому госрегистратор обоснованно и законно вынес решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Сами по себе обстоятельства, на которые ссылается истец, а именно, площадь спорного земельного участка менее 600 кв. м, земельный участок предоставлен для объединения со смежным, принадлежащим истцу, и на котором расположены принадлежащие истцу на праве собственности строения, не свидетельствуют о преимущественном праве истца на его предоставление. Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что на спорном земельном участке не имеется принадлежащих истцу в праве собственности строений, а также исходя из того, что органом местного самоуправления при совершении сделки по распоряжению спорным земельным участком нарушены положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации: не соблюдены принципы публичности и открытости, что повлечет недействительность сделки в силу ничтожности, суд приходит к выводу о том, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации за истцом права собственности на спорный земельный участок, права и законные интересы Дорофеевой Н. И. не нарушает. Требования иска являются необоснованными, и в его удовлетворении следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: отказать в удовлетворении иска Дорофеевой НИ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности государственной регистрации. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области. Председательствующий: Копия верна: судья: Ж. В. Романова