Дело № 2-782/2011 Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 августа 2011 года город Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с Ограниченной Ответственностью «Березовское рудоуправление» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию рабочих мест, УСТАНОВИЛ Прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с Ограниченной Ответственностью «Березовское рудоуправление», просил признать незаконным бездействие по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, обязать ответчика создать рабочие места для инвалидов в количестве не менее 3% от среднесписочной численности работников, указав в обоснование, что прокуратурой города Березовского Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, направленного на создание специализированных рабочих мест для инвалидов. В результате проверки было установлено, что ООО «Березовское рудоуправление» не исполняет требования законодательства по выполнению установленной квоты для приема инвалидов на работу. По информации, поступившей из ГУ «Березовский центр занятости», среднесписочная численность сотрудников ООО «Березовское рудоуправление» составляет 852 человека, в нем работают 13 инвалидов, размер установленной квоты составил 17 человек, не трудоустроено в счет установленной квоты 4 человека. В судебное заседание прокурор не явился. Представитель ответчика Черникова Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что ООО «Березовское рудоуправление» относится к опасным производственным объектам. У работников, работающих в опасных и вредных условиях труда, при прохождении ежегодного медицинского осмотра выявляются профессиональные заболевания. Численность трудоустроенных инвалидов на ООО «Березовское рудоуправление» составляет 13 человек. Работает еще 24 человека, имеющих профессиональное заболевание с определенным процентом утраты потери трудоспособности. На основании медицинского заключения они переведены на менее вредные условия труда. Выявление у таких работников профессиональных заболеваний и последующий их перевод в связи с этим на менее вредные условия труда носит постоянный характер, что затрудняет прием сторонних инвалидов, поскольку работающих на предприятии сотрудников необходимо также переводить на легкий труд. На сегодняшний день ООО «Березовское рудоуправление» создает рабочие места для инвалидов в том количестве, в котором может это позволить. Также ООО «Березовское рудоуправление» не имеет вакантных должностей, которые подходили бы инвалидам по медицинским показаниям, что бездействием не является. Просила в иске отказать. Представитель третьего лица государственного учреждения «Березовский центр занятости» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, заслушав пояснения представителя ответчика Черниковой Е.В., исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу статьи 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. ст. 27,35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников, но не менее 2% и не более 4%. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организации, расположенные в Свердловской области, с численностью работников более 100 человек обязаны установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50% признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников и в течение трех рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации. Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно ст. 22 названного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Статьей 23 Закона предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Как было установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, на дату ДД.ММ.ГГГГ численность работников ООО «Березовское рудоуправление» составила 852 человека. Установленная квота составила 17 человек. Данная квота в полном объеме не выполняется. Так, по состоянию на названную дату в счет квоты работало на предприятии 13 человек, 4 инвалида не были трудоустроены. Сведений о том, что в счет выполнения квоты выделены или созданы недостающие рабочие места для приема на работу сторонних инвалидов, по какой должности, в каком количестве, с какой заработной платой, прочими характеристиками, позволяющими службе занятости осуществлять подбор и направлять заинтересованных лиц для трудоустройства, ответчиком в ГУ «Березовский центр занятости», не представлено. Квотирование по смыслу закона предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником-инвалидом. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по адаптации оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом личностных и физических характеристик инвалида. Как следует из пояснений представителя ответчика, имеющиеся на предприятии свободные рабочие места для инвалидов сторонним инвалидам не предоставляются. На свободные рабочие места переводятся работники предприятия на основании медицинских заключений. Таким образом, ответчиком не выполняется установленная квота для приема на работу инвалидов, не разработан комплекс мероприятий по созданию и выделению рабочих мест для инвалидов, отсутствуют заключения специалистов по невозможности их создания или выделения в силу специфики производства. В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мет (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Согласно п. 10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458, оказание безработным гражданам помощи в поиске работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). При этом не допускается направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей). Отсутствие у центра занятости населения информации о выполнении квоты, то есть создания условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства. Бездействие ответчика по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов является незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга граждан-инвалидов на трудоустройство. Восстановить нарушенное право граждан - инвалидов возможно путем возложения на ответчика обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ Исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с Ограниченной Ответственностью «Березовское рудоуправление» удовлетворить. Признать незаконным бездействие Общества с Ограниченной Ответственностью «Березовское рудоуправление» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3% от среднесписочной численности работников. Обязать Общество с Ограниченной Ответственностью «Березовское рудоуправление» создать рабочие места для инвалидов в количестве не менее 3% от среднесписочной численности работников. Взыскать с Общества с Ограниченной Ответственностью «Березовское рудоуправление» в доход государства госпошлину по делу в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Березовский городской суд. Судья подпись Л.С. Фаламова Судья Л.С. Фаламова