Дело № 2-785/2011 по иску прокурора к Администрации БГО о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований пожарной безопасности



Дело № 2-785/2011

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2011 года                                                                                      город Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу Администрации Березовского городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований пожарной безопасности, возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ

Прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу Администрации Березовского городского округа по <адрес>, просил признать незаконным бездействие ответчиков по несоблюдению требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселков <адрес>, обязать ответчиков провести мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности: выполнить опашку населенных пунктов, удалить сухую растительность, обеспечить требуемым наружным противопожарным водоснабжением, установить технические средства оповещения населения о пожаре, привести в исправное состояние гидранты, установленные на <адрес>. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города Березовского с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на территории Березовского городского округа, в результате которой установлено, что в поселках <адрес> не выполнены первичные меры пожарной безопасности. Бездействие ответчиков по несоблюдению требований пожарной безопасности является незаконным, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения и утраты их имущества.

В судебном заседании заместитель прокурора города Березовского Свердловской области Рачева А.М. заявленные исковые требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении, от исковых требований к ответчику Территориальному отделу Администрации Березовского городского округа по <адрес> отказалась. Отказ от иска в данной части исковых требований принят судом.

Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа Колупаева М.М. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно Уставу Березовского городского округа поселки <адрес> входят в состав территории Березовского городского округа. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает, какие действия обязаны предпринимать органы местного самоуправления в целях реализации норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Положением «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Березовского городского округа», утвержденным решением Думы Березовского городского округа от 15 мая 2008 года № 418, установлено, что организационно-правовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах округа осуществляется путем издания муниципальных нормативных актов в данной сфере, разработки, утверждения и исполнения соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, проведения огнезащитной обработки деревянных и металлических конструкций, содержания и обеспечения добровольной пожарной охраны, закупки пожарно-технической продукции, приобретения аварийно-пожаро-спасательного имущества и техники, противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности. Материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности - это содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, размещение муниципального заказа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, телефонизация сельских населенных пунктов. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах Березовского городского округа является расходным обязательством муниципального образования. Администрацией представлены доказательства, подтверждающие осуществление действий, направленных на реализацию принятых норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров: городские целевые программы ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие системность в решении вопросов пожарной безопасности населения в целом, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, разработку планов, схем и программ развития территории по обеспечению пожарной безопасности, информирование населения о мерах пожарной безопасности, проведению в местах, где необходимо и возможно, опашки земли, муниципальные контракты, направленные на реализацию пожарной безопасности населения. Администрацией принято постановление «О введении особого противопожарного режима на территории Березовского городского округа», в котором указаны мероприятия на предотвращение пожаров. Доказательств того, что необеспечение первичных мер пожарной безопасности повлекло нарушение Администрацией прав граждан на благоприятную окружающую среду, прав в области пожарной безопасности не имеется. Также не прослеживается связь между действиями Администрации по обеспечению мер пожарной безопасности и статистикой пожаров в округе. Опашка поселка <адрес> не может быть осуществлена в силу заболоченности территории и размещения его в зоне торфополей. К первичным мерам пожарной безопасности относится организация и принятие мер по оповещению населения о подразделений государственной противопожарной службы о пожаре. Для этих целей существует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный главой Березовского городского округа, создан орган повседневного оперативного управления, все населенные пункты телефонизированы либо оснащены сотовой связью, имеют телевещание. Возлагать обязанность на Администрацию по установке технических средств оповещения населения о пожаре необоснованно. Установка таких средств предусмотрена исключительно на зданиях, строениях, сооружениях.

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности Березовского ГУ ГО МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица ООО «Лосиное ЖКХ» в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица ООО «Консалта» в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав пояснения заместителя прокурора города Березовского Свердловской области Рачевой А.М., представителя Администрации Березовского городского округа Колупаевой М.М., исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора города Березовского в защиту интересов неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии со статьей 11 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности - специальных условий социального и технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Первичными мерами пожарной безопасности являются реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со статьей 19 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, кроме прочего, создание в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территорий, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

В соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, кроме прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, 28 марта 2011 года прокуратурой города Березовского Свердловской области с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на территории поселков Лосиный<адрес>, входящих в состав Березовского городского округа. В результате проверки установлено, что в названных поселках не выполнены в полном объеме меры пожарной безопасности. Так, не выполнена опашка населенных пунктов, не удалена сухая растительность, отсутствует требуемое наружное противопожарное водоснабжение, в целях пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из имеющихся источников наружного водоснабжения: не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12мх12м с твердым покрытием, отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре, пожарные гидранты, установленные на поселковых сетях водоснабжения по <адрес> неисправны, в поселке <адрес> расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 метров, что является нарушением требований пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, в частности, пунктов 89,90,112,114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003г ода № 313. Так, в соответствии с пунктом 112 названных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности). Пунктами 89,90 Правил предусмотрено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Пожарные гидранты должны быть в исправном состоянии. Согласно пункту 114 Правил на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запас воды для целей пожаротушения, определен порядок вызова пожарной охраны.

Меры по выполнению опашки населенных пунктов, удалении сухой растительности, обеспечению требуемым наружным противопожарным водоснабжением, установлению технических средств оповещения населения о пожаре, приведению пожарных гидрантов в исправное состояние статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», статьей 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются первичными мерами пожарной безопасности и отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 31 Устава Березовского городского округа, принятого решением Березовской городской Думы от 27 июня 2005 года № 115, органом местного самоуправления, на который возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, является Администрация Березовского городского округа.

Доказательств принятия Администрацией первичных мер пожарной безопасности на территории поселков <адрес>, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения пожара, суду не представлено. Представленные сведения о наличии городских целевых программ на ДД.ММ.ГГГГ годы, создании условий для организации добровольной пожарной охраны, разработке планов, схем и программ развития территории по обеспечению пожарной безопасности, информированию населения о мерах пожарной безопасности, проведению частичной опашки населенных пунктов, заключению муниципальных контрактов, принятию постановления Администрации Березовского городского округа «О введении особого противопожарного режима на территории Березовского городского округа» не способствуют максимально возможному уменьшению риска возникновения и распространения пожара на территории поселка, сохранению жизни и здоровья людей, снижению размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае его возникновения, поскольку ответчиком не приняты такие важные меры пожарной безопасности, как обеспечение населенных пунктов наружным противопожарным водоснабжением, установка технических средств оповещения населения поселков о пожаре, содержание в исправном состоянии гидрантов. Более того, ответчиком предоставлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что пожарные гидранты в поселке Лосиной по-прежнему находятся в неисправном состоянии.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения. Такие технические средства оповещения населения о пожаре на территории поселков не установлены, несмотря на то, что поселки расположены в лесном массиве, на большом расстоянии от дорог, в поселках проживают в основном граждане преклонного возраста, не имеющие телефонной, сотовой связи, радио, телевизора.

Также ответчиком не проведены мероприятия по удалению сухой растительности, опашке территорий поселков, созданию наружного противопожарного водоснабжения.

Доводы представителя ответчика о принятии Администрацией первичных мер пожарной безопасности в полном объеме не нашли своего подтверждения в судебном заседании, а доводы о том, что права и законные интересы жителей поселков на благоприятную окружающую среду не нарушены, не имеется причинно-следственной связи между действиями Администрации и возникновением пожаров на территории округа в ДД.ММ.ГГГГ году, невозможности провести опашку территорий поселков несостоятельны, поскольку каждый гражданин имеет право на безопасную окружающую среду. Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества от пожаров. Необеспечение первичных мер пожарной безопасности со стороны органов местного самоуправления создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения и утраты их имущества. Из представленных фотографий территорий поселков, планов поселков видно, что они расположены в лесном массиве, между лесным массивом и постройками имеются неиспользуемые гражданами участки земли, огороды. В целях пожарной безопасности необходимо проводить опашку населенных пунктов, что не выполнено. Доказательств невозможности провести опашку населенных пунктов не представлено.

Мероприятия, направленные на предупреждение пожаров, проводятся заблаговременно. Такие мероприятия ответчиком в полном объеме не выполнены, а принятые меры не обеспечивают пожарную безопасность жителей поселков, их имущества от пожара, потому бездействие Администрации Березовского городского округа по несоблюдению требований пожарной безопасности, выразившееся в непринятии всех первичных мер пожарной безопасности, является незаконным. В результате такого бездействия нарушены права неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. Для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц Администрация Березовского городского округа должна принять все необходимые меры пожарной безопасности на территории поселков незамедлительно.

Суд оценивает представленные доказательства в совокупности, принимает во внимание, что стороны согласились окончить рассмотрение дела по существу при имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа по несоблюдению требований пожарной безопасности на территории поселков <адрес> Березовского городского округа, выразившееся в непринятии первичных мер пожарной безопасности по опашке поселков, удалению сухой растительности, обеспечению требуемым наружным противопожарным водоснабжением, приведению в исправное состояние гидрантов, расположенных по <адрес>, установлению технических средств оповещения населения о пожаре.

Обязать Администрацию Березовского городского округа провести мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории поселков <адрес> Березовского городского округа незамедлительно после вступления настоящего решения суда в законную силу: провести опашку территорий данных населенных пунктов, удалить сухую растительность, обеспечить требуемым наружным противопожарным водоснабжением, установить технические средства оповещения населения поселков о пожаре, привести в исправное состояние гидранты, установленные на поселковых сетях водоснабжения по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Березовский городской суд.

Судья                                                                                                    Л.С. Фаламова