Дело № 2-756/2011 по иску Тимина ВИ к ЗАО НПО Спецнефтегаз о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск



Дело № 2-756/2011

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2011 года                                                                                        город Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимина ВИ к Закрытому Акционерному Обществу «НПО «Спецнефтегаз» о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск, взыскании денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ

Истец Тимин В.И. обратился в суд с иском к ответчику Закрытому Акционерному Обществу «НПО «Спецнефтегаз» (в дальнейшем по тексту - ЗАО «НПО «Спецнефтегаз»), просил признать за ним право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию за непредоставленный дополнительный отпуск в сумме 62500 рублей, указав в обоснование исковых требований, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал водителем автобуса ЗАО «НПО «Спецнефтегаз». В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день» водителю автомобиля, работающему на автобусе регулярных линий, в том числе и заказных, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих или 14 календарных дней. Такой отпуск ему не был предоставлен. Денежная компенсация за непредоставленный отпуск составила 62500 рублей.

В судебном заседании истец Тимин В.И. заявленные исковые требования поддержал, сослался на изложенное в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса в ЗАО «НПО «Спецнефтегаз». Его рабочий день начинался в 06 часов утра. В 06 часов 30 минут он выезжал на автобусе из гаража, привозил работников предприятия на работу. Возвращался в гараж в 08 часов 20 минут. Вечером он отвозил работников предприятия, тратил на это один час времени. В течение времени с 08 часов 30 минут до 17 часов он работал на автомобиле ЗИЛ, вывозил с территории предприятия мусор, снег. Продолжительность одной поездки по вывозу снега составляла 20 - 25 минут. Мусор вывозил на свалку. Расстояние от гаража до свалки примерно 6 километров. В путевых листах он указывал время, в течение которого автомобиль находился у него, а также количество перевозок. При этом время выезда автомобиля из гаража и время возвращения в гараж, указанное в путевых листах, не совпадало со временем, когда он управлял автомобилем.

Представитель ответчика Ибраева А.Э. исковые требования не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Тимин В.И. был принят в ЗАО «НПО «Спецнефтегаз» водителем. В его трудовые обязанности входила доставка работников работодателя, проживающих в городе Березовском, к месту работы и обратно по утвержденному маршруту на автобусе ПАЗ, а также перевозка грузов на автомобиле ЗИЛ. Ему была установлена 40-часовая рабочая неделя. Работа по доставке работников ответчика производилась примерно в течение двух часов утром и одного часа вечером, всего в течение трех часов. Продолжительность работы Тимина В.И. по вывозу снега и мусора составляла в день менее одного часа. Основанием для предоставления дополнительного отпуска работникам, занятым на производстве с вредными условиями труда, является соответствие Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, выполняемая истцом работа. Согласно указанному Списку право на дополнительный отпуск имеет водитель автобуса, работающий на автобусе регулярных линий, в том числе заказных. Регулярные пассажирские перевозки - это вид деятельности, производящийся в течение всей продолжительности рабочего времени водителя на основании публичных договоров перевозки пассажиров. В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке применения Списка, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 273/П-20, в счет времени, проработанного с вредными условиями труда, засчитываются лишь те дни, в которых водитель был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня. Фактическая продолжительность времени, затрачиваемого истцом на доставку сотрудников к месту работы и обратно, составляла 3 часа в день. Также продолжительность работы Тимина В.И. на автомобиле ЗИЛ составляла в день менее часа. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика Ибраев Б.Р. исковые требования не признал, дал суду аналогичные пояснения.

Суд, заслушав пояснения истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Тимина В.И. не имеется.

В силу статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии со статьей 121 Трудового кодекса Российской Федерации в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/ПП-22, дополнительные отпуска за условия труда предоставляются по разделу ХХХ111 «Транспорт. Е. Автомобильный транспорт и шоссейные дороги» водителю автомобиля, работающему на автобусе регулярных линий, в том числе заказных, водителю автобуса, работающему на маршрутных такси, водителю автомобиля, работающему на автомобиле медицинской помощи и санитарной, водителям автомобилей, в том числе специальных (кроме пожарного), грузоподъемностью от 3 тонн и выше, водителям автомобилей, в том числе специальных (кроме пожарного), грузоподъемностью от 1.5 до 3тонн, водителю автомобиля пожарного грузоподъемностью от 1.5 до 5 тонн, водителю автомобиля пожарного грузоподъемностью свыше 5 тонн, водителю легкового автомобиля-такси при работе в городах республиканского, краевого, областного подчинения и на международных трассах, водителю автомобиля, занятому перегоном автомобилей.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, Тимин В.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал водителем автобуса ПАЗ , государственный регистрационный знак , и автомобиля ЗИЛ , государственный регистрационный знак , в автотранспортном участке ЗАО «НПО «Спецнефтегаз». Ему была установлена 40часовая рабочая неделя. Продолжительность рабочей смены составляла 8 часов. В 06 часов 30 минут он выезжал из помещения гаража на автобусе за работниками предприятия и возвращался в гараж в 08 часов 20 минут. Получал путевой лист. Выполнял работы на автомобиле ЗИЛ по вывозу мусор, снега с территории ЗАО «НПО «Спецнефтегаз». Продолжительность одной поездки по вывозу снега составляла 20-25 минут. Продолжительность поездки по вывозу мусора составляла 30 минут. Сведения о выполненной работе в путевых листах Тимин В.И. писал сам, как и данные о периоде нахождения у него автомобилей.

Тимин В.И. считает, что он, работая водителем автобуса ПАЗ и водителем автомобиля ЗИЛ, имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день (в дальнейшем по тексту - Список). Однако с такими доводами нельзя согласиться.

Так, порядок использования Списка определен в Инструкции о применении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 273/П-20. Поскольку в настоящее время нормативного акта Правительства Российской Федерации по условиям предоставления дополнительных отпусков не принято, в соответствии с частью первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации по данному вопросу продолжает действовать названная Инструкция.

Согласно пункту 12 Инструкции, в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных Списком, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Согласно статье 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Анализ данной статьи не позволяет сделать вывод о том, что работник приобретает право на дополнительный оплачиваемый отпуск независимо от времени работы во вредных условиях труда. Кроме того, часть 3 статьи 121 Кодекса предусматривает, что в стаж работы, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Для признания права истца на дополнительный отпуск как водителя автобуса необходимо, чтобы он работал водителем автобуса регулярных линий, в том числе заказных, в течение половины рабочего дня, то есть не менее четырех часов в день.

Для признания за Тиминым В.И. права на дополнительный отпуск в связи с его работой водителем автомобиля марки ЗИЛ, грузоподъемность которого составляет 4.8 тонны, необходимо, чтобы он работал таким водителем также в течение не менее четырех часов в день.

Следует согласиться с доводами ответчика, что Тимин В.И. не работал водителем автобуса регулярных линий. Так, в соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» имеется три вида перевозок пассажиров: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси. При выделении видов перевозок пассажиров одним из критериев классификации является регулярность перевозок. Под регулярными перевозками понимаются перевозки на основании заключенного публичного договора перевозки по определенному расписанию и маршруту с заранее установленными пунктами отправления и назначения с посадкой и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок.

Как следует из материалов дела, Тимин В.И. работал водителем автобуса, не выполнявшим регулярные перевозки пассажиров.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» основным первичным документом учета работы автомобиля является путевой лист. Путевой лист содержит наименование и адрес автотранспортной организации, марку автомобиля, государственный номерной знак, фамилию, имя, отчество водителя, номер его удостоверения и класс, задание водителю, включая время выезда и возращения в гараж, отметки о технической исправности автомобиля, включая показания спидометра, отметки о движении горючего, подпись механика, место назначения, наименование заказчика.

Анализ представленных ответчиком путевых листов при пользовании автобусом ПАЗ и автомобилем ЗИЛ показал, что путевые листы соответствуют предъявляемым к их содержанию требованиям.

На основании названных путевых листов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии.

Так, при перевозке сотрудников ЗАО «НПО «Спецнефтегаз» Тимин В.И. проезжал расстояние 55-66 километров, что следует из показаний спидометра, указанных в путевых листах. При средней скорости 40 км/час продолжительность нахождения Тимина В.И. в пути составляла 1.4 - 1.6 часа.

В путевых листах при использовании автомобиля ЗИЛ-4502, государственный регистрационный знак , нет данных о расстоянии, которое проезжал водитель до места назначения и обратно. Время его нахождения на линии можно рассчитать по данным спидометра. Анализ путевых листов также показал, что время нахождения Тимина В.И. на линии на автомобиле ЗИЛ составляло не более одного часа в день.

Суд не принимает в качестве доказательства продолжительности работы Тимина В.И. водителем данные о продолжительности его работы, указанные в путевых листах в графе «работа водителя и автомобиля», поскольку указанное время не является фактически отработанным временем на автомобиле, о чем пояснили стороны. Продолжительность работы Тимина В.И. водителем указана в путевых листах им самим в графе «маршрут движения».

Суд также считает несостоятельными доводы истца о том, что в рабочее время, дающее ему право на дополнительный оплачиваемый отпуск, следует включать не только время его управления автомобилем, но и время отдыха. Время отдыха водителя, простоя     включается в рабочее время водителя для начисления заработной платы, стажа его работы. Данный вид дополнительного отпуска имеет целевое назначение - компенсировать работнику воздействие вредных условий труда на организм, его продолжительность зависит от того, сколько времени работник проработал во вредных и или опасных условиях.

С учетом изложенного, суд считает, что оснований для признания за Тиминым В.И. права на дополнительный оплачиваемый отпуск не имеется, как и оснований для взыскания с ответчика в его пользу денежной компенсации за непредоставленный ему дополнительный отпуск.

Суд оценивает представленные доказательства в совокупности, принимает во внимание, что стороны согласились окончить рассмотрение дела по существу при имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Тимина ВИ к Закрытому Акционерному Обществу «НПО «Спецнефтегаз» о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск, взыскании денежной компенсации за непредоставленный дополнительный оплачиваемый отпуск отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Березовский городской суд.

Судья                                               подпись                                      Л.С. Фаламова

Копия верна: судья                                                                             Л.С. Фаламова