Дело № 2-740/2011 по иску Администрации БГО к Романовой АМ, Росреестру о признании отсутствующим право собственности на земельный участок



Дело № 2-740/2011

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2011 года                                                                                        город Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Березовского городского округа к Романовой АМ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, возложении обязанности по исключению записи о регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ

Истец Администрация Березовского городского округа обратился в суд с иском к Романовой А.М., просил признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Романовой А.М. на названный земельный участок, указав в обоснование исковых требований, что на территории Березовского городского округа, в районе <адрес>», расположен земельный участок площадью 1258 квадратных метров, право собственности на который зарегистрировано за Романовой А.М. При проведении сотрудниками Березовского территориального отдела Роспотребнадзора в отношении <данные изъяты> внеплановой проверки было установлено, что данный земельный участок находится в зоне санитарной охраны водоисточника - скважины , находящейся в муниципальной собственности Березовского городского округа. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются гражданам в частную собственность. Потому право собственности Романовой А.М. на земельный участок является отсутствующим.

В судебном заседании представитель Администрации Березовского городского округа Колупаева М.М. заявленные исковые требования поддержала, сослалась на изложенное в исковом заявлении.

Ответчик Романова А.М. в судебное заседание не явилась, полагала возможным рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя.

Представитель ответчика Жилинская Э.В. исковые требования Администрации Березовского городского округа не признала, пояснила, что право собственности Романовой А.М. на земельный участок зарегистрировано на основании постановления главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ . В ДД.ММ.ГГГГ году Романова А.М. приобрела по простой письменной сделке дом, расположенный на земельном участке. Позднее этот участок вошел в состав земель <адрес> Все эти годы Романова А.М. пользовалась земельным участком. Скважина Э была сооружена после приобретения ею дома. Оснований для признания права собственности на земельный участок отсутствующим не имеется.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица СОТ «Родник» в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица МУП БВКХ «Водоканал» в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Администрации Березовского городского округа не имеется.

В силу статьи 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, кроме прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, за Романовой А.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права серии .

Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Романовой А.М. на основании постановления главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что названным постановлением утвержден проект границ земельного участка а общей площадью 1258 квадратных метров на территории садово<адрес>. Земельный участок предоставлен Романовой А.М. в собственность бесплатно из земель, предоставленных в бессрочное пользование <адрес> для садоводства, категория земель - земли сельхозназначения.

Данное постановление главы Березовского городского округа не отменено, в установленном порядке не оспорено. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществлена органом по регистрации прав на недвижимое имущество.

Администрация Березовского городского округа, полагая, что земельный участок расположен в границах зоны санитарной охраны, потому ограничен в обороте, права собственности на него не могло возникнуть,     считает зарегистрированное право собственности Романовой А.М. на него отсутствующим.

Однако с доводами истца нельзя согласиться.

Согласно п. 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. К числу таких земельных участков относятся земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 названной статьи, из состава земель лесного фонда, земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи, участки, не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований, участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, участки, предоставленные для нужд связи, участки, занятые объектами космической инфраструктуры, участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, участки, предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, загрязненные опасными отходами, участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с п. 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны и источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуется в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водопроводных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса - (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом их трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с п. 1.6 названных санитарных норм и правил организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий всех поясов зоны санитарной охраны.

Как видно из выписки из реестра муниципального имущества Березовского городского округа по состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ, здание насосной со скважиной внесено в реестр объектов муниципальной собственности Березовского городского округа. Право собственности Березовского городского округа на скважину зарегистрировано органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии .

Как видно из фрагмента плана <адрес>, спорный земельный участок граничит со скважиной .

В силу подпункта 1 пункта 2, пункта 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю, в том числе определение санитарно-защитной зоны, устанавливается актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Согласно СанПин 2.2 1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Из анализа названных норм следует, что для установления санитарно-защитной зоны необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение, при этом установление осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Потому подтверждением установления санитарно-защитной зоны, ее поясов является принятый в установленном законом порядке акт, утверждающий границы санитарно-защитной зоны.

Такого акта об утверждении границы санитарно-защитной зоны не имеется, о чем пояснил в судебном заседании представитель истца. Более того, из фрагмента плана города Березовского Свердловской области не усматривается наличие границы поясов зоны санитарной охраны объекта, что имеет существенное значение, поскольку земельными участками, ограниченными в обороте, являются земельные участки, расположенные в первом и во втором поясах зоны санитарной охраны водного объекта.

С учетом изложенного, суд считает, что суду не представлены доказательства того, что спорный земельный участок расположен в зоне санитарной охраны водного объекта.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии , за Романовой А.М. на основании постановления главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1258 квадратных метров, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу <адрес>

Согласно выписке из государственного земельного кадастра, кадастровый номер , земельный участок а, расположенный по адресу <адрес>», относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства. Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного земельного участка к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в частную собственность не допускается.

Свидетельство о государственной регистрации права собственности Романовой А.М. на спорный земельный участок в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным. Постановление главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Романовой А.М. земельного участка на праве собственности не признано незаконным, не отменено. Доводы представителя истца о том, что под таким же номером имеется другое постановление главы Березовского городского округа, правового значения не имеют. Доказательств предоставления Романовой А.М. для регистрации права собственности на земельный участок подложного постановления главы Березовского городского округа истцом не представлено.

Кроме того, представитель ответчика пояснила, что Романова А.М. пользуется земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ года, еще до строительства возле земельного участка скважины.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о пропуске Администрацией Березовского городского округа срока исковой давности на обращение в суд, поскольку такой срок следует исчислять со дня получения истцом информации об административном правонарушении <данные изъяты>» по результатам проверки данной организации Березовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзор, проведенной ДД.ММ.ГГГГ. Материалы административного производства датированы датой ДД.ММ.ГГГГ. С этого времени следует исчислять срок исковой давности, который составляет в силу статьи 196 Гражданского Кодекса Российской Федерации три года и истцом не пропущен.

Суд не принимает во внимание доводы представителя истца о том, что спорный земельный участок не входит в состав земель <адрес> поскольку данные пояснения противоречат материалам дела, представленным самим истцом.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Администрации Березовского городского округа не имеется.

Суд оценивает представленные доказательства в совокупности, принимает во внимание, что стороны согласились окончить рассмотрение дела по существу при имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Администрации Березовского городского округа к Романовой АМ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> возложении на Березовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанности по исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, за Романовой АМ отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Березовский городской суд.

Судья                                                                                                    Л.С. Фаламова