Дело № 2-858/2011 по иску прокурора к Администрации БГО, Управлению ЖКХ БГО о признании бездействия незаконным



К

Решение изготовлено 06 сентября 2011 года                                                                                                    Дело № 2-854/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Берёзовский                                                                                                   01 сентября 2011 года

Берёзовский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Ларионовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединённое гражданское дело № 2-854/2011

по исковым заявлениям прокурора города Берёзовского Свердловской области

предъявленным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц

к администрации Берёзовского городского округа

к комитету по управлению имуществом Берёзовского городского округа

к Управлению ЖКХ Берёзовского городского округа

о признании бездействия ответчиков незаконным

о возложении на Управление ЖКХ Берёзовского городского округа обязанности провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Берёзовского Свердловской области, действуя в защиту прав неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковыми заявлениями к органам местного самоуправления Берёзовского городского округа (администрации Берёзовского городского округа; комитету по управлению имуществом Берёзовского городского округа; Управлению ЖКХ Берёзовского городского округа).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом мнения сторон, гражданские дела по исковым заявлениям прокурора были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения.

Уточнив свои исковые требования и состав лиц, участвующих в рассмотрении заявленных требований, прокурор города Берёзовского просит суд признать не законным бездействие ответчиков по отсутствию преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, расположенных на реках <адрес>. Возложить на Управление ЖКХ Берёзовского городского округа обязанность в течение двенадцати месяцев провести преддекларационное обследование названных гидротехнических сооружений с целью определения необходимости разработки декларации безопасности.

В обоснование заявленных требований прокурор города Берёзовского указал, что в собственности Берёзовского городского округа находится четыре гидротехнических сооружения: плотины на <адрес>, которые переданы в оперативное управление Управлению ЖКХ Берёзовского городского округа. В нарушение требований Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником, с целью установления наличия либо отсутствия необходимости разработки декларации безопасности гидротехнического сооружения, не проведено преддекларационное обследование имеющихся плотин. По мнению истца, усматривается незаконное бездействие органов местного самоуправления; в интересах неопределённого круга лиц (граждан), имеющих конституционное право на благоприятную окружающую среду, следует возложить на уполномоченный орган местного самоуправления - Управление ЖКХ Берёзовского городского округа обязанность провести в течение двенадцати месяцев преддекларационное обследование имеющихся гидротехнических сооружений (плотин).

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались. Причины не явки суду не сообщили, о рассмотрении дела без их участия не просили.

Администрация Берёзовского городского округа представила отзыв, в котором указала, что производство по делу следует прекратить, поскольку не усматривается чьи права и интересы нарушены органами местно самоуправления; нарушений прав и свобод граждан не имеется.

Комитет по управлению имуществом Берёзовского городского округа также представил отзыв на исковые требования прокурора города Берёзовского. Ссылаясь на положения Устава Берёзовского городского округа, указал, что является не надлежащим ответчиком; к полномочиям комитета по управлению имуществом Берёзовского городского округа не относится проведение преддекларационного обследования гидротехнических сооружений; подтвердил, что носителем прав и обязанностей в отношении имеющихся плотин является Управление ЖКХ Берёзовского городского округа. Просил отставить исковые требования прокурора к комитету по управлению имуществом Берёзовского городского округа без удовлетворения.

Управление ЖКХ Берёзовского городского округа о своём отношении к предъявленным требованиям не сообщило.

Третье лицо - Уральское управление Ростехнадзора в судебное заседание своего представителя не направило; о месте и времени судебного заседания извещено. Поступил отзыв третьего лица, в котором указано на правомерность и обоснованность заявленных требований; имеется ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия представителя третьего лица.

В силу ст. 167 и ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, с учётом мнения прокурора, рассматривает дело в порядке заочного производства, и полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.

Заслушав объяснения и доводы прокурора, участвующего в судебном заседании, исследовав и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов гражданского дела, и не оспаривается сторонами, в собственности Берёзовского городского округа действительно имеется четыре гидротехнических сооружения:

- плотина протяжённостью 118 погонных метров, литера 1, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенная на реке <адрес> (инвентарный номер объекта );

- плотина протяжённостью 562 погонных метра, литера 1, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенная на <адрес>, ручей без названия (приток реки Пышма) (инвентарный номер объекта );

- плотина протяжённостью 224 погонных метра, литера 1, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенная на реке <адрес> (инвентарный номер объекта );

- плотина протяжённостью 235 погонных метров, литера 1, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенная на реке <адрес> (инвентарный номер объекта );

Существование перечисленных гидротехнических сооружений (плотин) и приведённые технические характеристики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ году усматриваются из представленной информации филиала Берёзовского БТИ и РН. Принадлежность плотин Берёзовскому городскому округу подтверждается также свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из реестра муниципального имущества.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению имуществом Берёзовского городского округа передал в оперативное управление вышеуказанные плотины Управлению ЖКХ Берёзовского городского округа; имеются подписанные акты приёма-передачи.

В ответ на требование прокурора города Берёзовского от ДД.ММ.ГГГГ Управление ЖКХ Берёзовского городского округа в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что действительно является балансодержателем всех четырёх гидротехнических сооружений, на которые имеются паспорта безопасности. Состояние плотин удовлетворительное; в ДД.ММ.ГГГГ году проведён капитальный ремонт плотины на реке <адрес>; нарушений в работе имеющихся гидротехнических сооружений не имеется, их состояние не угрожает жизнедеятельности населения; страхование гражданской ответственности не требуется.

Между тем, из предписания от ДД.ММ.ГГГГ -Г, вынесенного государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по <адрес>, следует, что в ходе проведения проверки установлены нарушения: отсутствуют декларации безопасности гидротехнических сооружений; не организована эксплуатация плотин; отсутствует работник соответствующей квалификации; не ведутся наблюдения за состоянием плотин.

В названном предписании предлагается до ДД.ММ.ГГГГ провести обследование гидротехнических сооружений для определения необходимости их декларирования.

Никаких сведений о том, что предложения (предписания) выполнены, не имеется.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что усматривается незаконное бездействие уполномоченного органа местного самоуправления - Управления ЖКХ Берёзовского городского округа, которое фактически не выполнило предложения должностного лица, проводившего проверку.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст. 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несёт бремя содержания этого имущества.

Положениями ст. 39 Устава Берёзовского городского округа установлено, что Управление жилищно-коммунального хозяйства Берёзовского городского округа является функциональным органом местного самоуправления, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Управление ЖКХ обладает правами юридического лица в соответствии с гражданским законодательством, с особенностями, предусмотренными для органов местного самоуправления федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон) к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Статьёй 7 Федерального закона установлено, что гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.

В силу положений ст. 9 Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несёт ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 10 Федерального закона собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона, ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация гидротехнических сооружений подлежит государственной экспертизе.

Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1998 года № 1303) предусмотрено, что к декларации безопасности гидротехнических сооружений прилагается акт преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, составленный участниками обследования, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (пункт 8).

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, суд приходит к выводу, что обязанности уполномоченного органа местного самоуправления - Управления ЖКХ Берёзовского городского округа, которому имеющиеся плотины переданы в оперативное управление, по проведению преддекларационного обследования не исполнены, в связи с чем, требование прокурора о возложении обязанности по проведению преддекларационного обследования имеющихся плотин следует удовлетворить. Оставить исковые требования в указанной части без удовлетворения суд возможности не усматривает.

В то же время, незаконность бездействий администрации Берёзовского городского округа и комитета по управлению имуществом Берёзовского городского округа в данном случае не усматривается; в указанной части требования прокурора не могут быть удовлетворены.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определённых действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает возможным и разумным согласиться с истцом, учитывает мнение третьего лица, считающего обоснованным срок проведения преддекларационного обследования в течение 12 месяцев, и устанавливает срок исполнения возлагаемой на ответчика обязанности по проведению преддекларационного обследования - двенадцать месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований сомневаться в их действительности; считает возможным окончить рассмотрение дела при имеющихся в деле доказательствах, и постановить заочное решение о частичном удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Берёзовского Свердловской области, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Берёзовского городского округа; к комитету по управлению имуществом Берёзовского городского округа; к Управлению ЖКХ Берёзовского городского округа; о признании бездействия ответчиков по отсутствию преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, расположенных на реках <адрес> незаконным; о возложении на Управление ЖКХ Берёзовского городского округа обязанности провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ответчика - Управления ЖКХ Берёзовского городского округа по не проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, расположенных на реках <адрес>.

Возложить на ответчика - Управление ЖКХ Берёзовского городского округа обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу данного заочного решения суда провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений (плотин), расположенных на реках <адрес>.

В удовлетворении исковых требований предъявленных к администрации Берёзовского городского округа; к комитету по управлению имуществом Берёзовского городского округа, отказать.

Разъяснить ответчикам их право подать в Берёзовский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путём подачи жалобы через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Судья:

подпись

М.В. Старков

копия верна:

Судья                                                              М.В. Старков