Мотивированное решение составлено 12.10.2011 Дело № 2-1280/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 октября 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж.В., при секретаре Фоменко М.С., с участием помощника прокурора г.Березовского Свердловской области Шамсутдинова О.Ю., представителя ответчика Школьниковой Т.В., представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Киселевой А.Т., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Березовская центральная городская больница» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждении, установил: прокурор города Березовского Свердловской области, действующий в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Березовская центральная городская больница» (далее МУЗ БЦГБ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации зданий МУЗ БЦГБ и обязании устранить данные нарушения. В обоснование требований прокурор указал, что в результате проверки деятельности МУЗ БЦГБ по исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также требований СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» установлены многочисленные нарушения, в связи с чем, просит признать незаконным бездействие МУЗ БЦГБ и обязать ответчика провести мероприятия по устранению выявленных нарушений, перечисленных в п.п. 1-5, 7-9, 15-16, 18, 21-26, 28, 29, 31, 32, 34-36, 39-40, 42, 48, 50-52, 54-99, 101-173, 175-289, 291-293, 295-321, 323-353, 355-361, 363-434 результатов проверки деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Березовская центральная городская больница» по исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, составленных прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №. В судебном заседании представитель прокурора отказался от части исковых требований: обязать ответчика провести мероприятия по устранению нарушений, перечисленных в п.п. 88, 364 результатов проверки деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Березовская центральная городская больница» по исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, составленных прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №. Также уточнил редакцию п.15 вышеуказанных результатов проверки: вместо необходимости создания отдельных помещений для хранения и разведения дезинфицирующих средств, просил установить шкафы, соответствующие СанПин требованиям и нормам. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске. Представитель ответчика с иском не согласен в части. В обоснование возражения пояснил, что в п.1 результатов проверки указано, что на участке ЛПО не должны располагаться здания организаций, функционально не связанные с ней. Старые ветхие и разрушенные здания (здания бывшего морга, инфекционного отделения, котельной) действительно находятся на территории МУЗ БЦГБ, однако данному учреждению они не принадлежат, поэтому оно не вправе ими распоряжаться. Также не согласен с тем, что ответчик допускает нарушения, зафиксированные в п.п. 54-57 результатов проверки, связанные с необходимостью проведения мероприятий направленных на разработку проекта санитарно-защитной зоны, поскольку учреждение не обладает зданиями, включая гаражный бокс, которые можно было бы отнести к источникам загрязнения окружающей среды. Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> иск поддерживает, возражения ответчика считает необоснованными. Старые ветхие и разрушенные здания на территории МУЗ БЦГБ используются под складирование мусора, а также лицами без определенного места жительства, что само по себе представляет санитарно-эпидемиологическую опасность. Ответчик обязан устранить нарушение, для чего не лишен возможности обратиться к балансодержателю зданий об их реконструкции либо сносе. Помещение гаражного бокса находится на территории МУЗ БЦГБ, то обстоятельство, что в техническом паспорте здания нет сведений о том, что здание гаража имеет статус источника повышенной опасности, не освобождает ответчика от обязанности разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны, поскольку здание эксплуатируется по целевому назначению. Заслушав участника процесса, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, материалами дела подтверждается, что прокуратурой <адрес> совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице территориального отдела в городе Березовский проведена проверка деятельности МУЗ БЦГБ по исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также требований СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в деятельности МУЗ БЦГБ. В ходе проверки выявлены нарушения, перечисленные в п.п. 1-5, 7-9, 15-16, 18, 21-26, 28, 29, 31, 32, 34-36, 39-40, 42, 48, 50-52, 54-99, 101-173, 175-289, 291-293, 295-321, 323-353, 355-361, 363-434 результатов проверки деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Березовская центральная городская больница» по исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, составленных прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №. В ст. 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а ст. 41 предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В ст. 11 Основ законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. На основании ст. 13 Основ, к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Согласно ст. 17 Основ, граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В соответствии с п. 3 ст. 30 Основ, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. В ст. 1 ФЗ Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что нормативными правовыми актами, установлены санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с п. 3 ст. 29 указанного ФЗ, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона. Часть 3 ст. 39 данного ФЗ устанавливает обязанность соблюдения санитарных правил для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Доводы ответчика о том, что МУЗ БЦГБ не вправе вмешиваться в судьбу старых ветхих и разрушенных зданий, в частности здания бывшего морга, инфекционного отделения, котельной, находящихся в пределах земельного участка необходимого для эксплуатации МУЗ БЦГБ, поскольку не являются их балансодержателем, несостоятельны. Перечисленные здания используются под складирование мусора, в них пребывают лица без определенного места жительства для пребывания. Данные обстоятельства, безусловно, представляют санитарно-эпидемиологическую опасность, обязанность по устранению которой, возложена на ответчика. Доказательств того, что ответчик принял все возможные и необходимые меры для устранения нарушения, суду не представлено. Ответчик не лишен возможности обратиться к балансодержателю зданий с предложением об их реконструкции либо сносе, однако данные действия до настоящего времени не предпринял. Установлено судом, что на территории МУЗ БЦГБ по адресу: <адрес> находится здание гаражного бокса. Гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники в соответствии с подпунктом 9пункта 7.1.11 раздела VII СанПиН отнесены к объектам и производствам агропромышленного комплекса и малого предпринимательства КЛАСС III с санитарно-защитной зоной 300 м. Абзацем вторым пункта 3.1 раздела III СанПиН установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В силу ст.1 под требованиями в области охраны окружающей среды понимается - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. На основании ст. 3 этого же закона хозяйственная деятельность осуществляется на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35). В соответствии со ст. 52 указанного Закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством. Пунктом 3 статьи 44 названного Федерального закона, предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25.09.2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы. Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. В силу пп. 4.3, 4.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ) на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства. Установлено судом, что МУЗ БЦГБ в хозяйственной деятельности использует гаражный бокс, отнесенный к третьему классу опасности, при этом предприятием не соблюдены требования в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан. То обстоятельство, что в техническом паспорте гаражного бокса нет сведений о том, что здание имеет статус источника повышенной опасности, не освобождает ответчика от обязанности выполнить мероприятия для разработки проекта санитарно-защитной зоны, поскольку здание эксплуатируется по целевому назначению. Доказательств того, что при ведении МУЗ БЦГБ хозяйственной деятельности на среду жизнедеятельности и здоровье населения негативного воздействия не оказывается, ответчиком суду не представлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность провести мероприятия по устранению нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждении, перечисленных в п.п. 1-5, 7-9, 15-16, 18, 21-26, 28,29, 31-,32, 34-36, 39-40, 42, 48, 50-52, 54-99, 101-173, 175-289,291-293, 295-321, 323-353, 355-361, 363-434 результатов проверки деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Березовская центральная городская больница» в области соблюдения в учреждении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, составленных прокурором г.Березовского Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Учитывая значительный объем работ по устранению выявленных нарушений, а также то, что ответчик, являясь муниципальным учреждением, осуществляет свою деятельность на средства, выделяемые за счет средств соответствующего бюджета, принимая во внимание значимость поставленных перед судом требований, суд полагает возможным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей в течение одного года с момента вступления решения в законную силу. В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход государства сумма государственной пошлины 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Березовская центральная городская больница» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждении - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения здравоохранения «Березовская центральная городская больница» в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждении. Возложить на Муниципальное учреждение здравоохранения «Березовская центральная городская больница» обязанность в течение года с момента вступления решения в законную силу провести мероприятия по устранению нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждении, перечисленных в п.п. 1-5, 7-9, 15-16, 18, 21-26, 28, 29, 31, 32, 34-36, 39-40, 42, 48, 50-52, 54-87, 89-99, 101-173, 175-289, 291-293, 295-321, 323-353, 355-361, 363-434 результатов проверки деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Березовская центральная городская больница» в области соблюдения в учреждении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, составленных прокурором г.Березовского Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ №. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Березовское водоканализационное хозяйство «Водоканал» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области. Председательствующий: Копия верна: судья: Ж. В. Романова