Мотивированное решение составлено 10.10.2011 Дело № 2-1266/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 октября 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж.В., при секретаре Фоменко М.С., с участием помощника прокурора г. Березовского Свердловской области Васильевой Т.П., представителей ответчика Абакумовой В.А., Кокшаровой А.В., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Березовское водоканализационное хозяйство «Водоканал» о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны, установил: прокурор города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Березовское водоканализационное хозяйство «Водоканал» (далее - МУП БВКХ «Водоканал») о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, пояснив, что прокуратурой совместно с главным специалистом по экологии администрации Березовского городского округа проведена проверка соблюдения исполнения природоохранного законодательства в производственной деятельности предприятия, в ходе которой установлено, что МУП БВКХ «Водоканал», используя объекты водоснабжения и водоотведения в <адрес>, в том числе очистные сооружения, относящиеся к объектам 3 класса опасности с нормативно-защитной зоной не менее 400 м, осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, при этом, в нарушение действующего законодательства, не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Неисполнение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды и санитарного законодательства (ст.34, п.1 ст. 35, п.2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ), «санитарных» норм и правил (пункты 7.1.22, п.4.1. 1 СанПин 2.1.6.1032-01, 2.2.1/2.1.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2007 №74) нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровую жизнь, поскольку возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан. Прокурор г. Березовского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения просит суд возложить на ответчика МУП БВКХ «Водоканал» в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений - канализации, расположенной в <адрес>. Представитель истца помощник прокурора города Березовского Васильева Т.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске. Представители ответчиков с иском не согласны, пояснив, что в результате дальнейшей реконструкции очистных сооружений подвергнуться изменениям технологии очистки и обеззараживания, что повлечет за собой изменения в организации санитарно-защитной зоны. В рамках проектирования реконструкции будет разрабатываться проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений. МУП БВКХ «Водоканал» заключило договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО НПФ «<данные изъяты>» на выполнение работ по техническому обследованию действующих очистных сооружений, расположенных по <адрес>. Работы по данному договору выполнены, технологами МУП БВКХ «Водоканал» выполняется проверка данных произведенных работ. В конце ДД.ММ.ГГГГ года заместитель Министра природных ресурсов <адрес> ФИО5 согласовал План водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов МУП БВКХ «Водоканал», в котором подробно указано распределение финансов на период действия разрешительного документа. В соответствии с данным Планом предполагается реконструкция очистных сооружений, расположенных по <адрес>. Финансирование проектных работ предполагалось вести за счет инвестиционной программы МУП БВКХ «Водоканал», а также за счет собственных средств предприятия. Учитывая невозможность оплаты, МУП БВКХ «Водоканал» вынуждено было обратиться в Думу Березовского городского округа для решения вопроса по оплате за проект реконструкции действующих очистных сооружений. До настоящего момента МУП БВКХ «Водоканал» находится в состоянии ожидания ответа. Процедура разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны очистных сооружений, находящихся по адресу <адрес>, будет выполняться в течение долгого времени по причине того, что в нормативной санитарно-защитной зоне данного объекта расположен частный жилой фонд, а также требуется обязательная реконструкция самого объекта. Для соблюдения природоохранного законодательства требуется переселение граждан, проживающих в зоне санитарной охраны очистных сооружений по <адрес>. Представители привлеченных в качестве третьих лиц - Министерства природных ресурсов Свердловской области, комитета по управлению имуществом Березовского городского округа, администрации Березовского городского округа - в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. Заслушав участника процесса, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, материалами дела подтверждается, что на основании постановления главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № и договора от ДД.ММ.ГГГГ № «Безвозмездного пользования (договор ссуды)», заключенному между МУП БВКХ «Водоканал» и комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа, МУП БВКХ «Водоканал» переданы в безвозмездное пользование объекты водоснабжения и водоотведения в <адрес>, в том числе очистные сооружения по <адрес>, относящиеся согласно разделу 7.1.22 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № к объектам 3 класса опасности с нормативно-защитной зоной не менее 400 м. МУП БВКХ «Водоканал», используя вышеуказанные объекты в соответствии с их техническим назначением, осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, при этом, в нарушение действующего законодательства, не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В силу ст.1 под требованиями в области охраны окружающей среды понимается - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. На основании ст. 3 этого же закона хозяйственная деятельность осуществляется на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35). В соответствии со ст. 52 указанного Закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством. Пунктом 3 статьи 44 названного Федерального закона, предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25.09.2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы. Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. В силу пп. 4.3, 4.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ) на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства. Учитывая, что МУП БВКХ «Водоканал» в хозяйственной деятельности использует очистные сооружения, отнесенные к третьему классу опасности, при этом предприятием не соблюдены требования в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны деятельности предприятия. Ссылки ответчика на факт заключения МУП БВКХ «Водоканал» договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО НПФ «<данные изъяты>» на выполнение работ по техническому обследованию действующих очистных сооружений, расположенных по <адрес>, что работы по данному договору выполнены, что технологами МУП БВКХ «Водоканал» выполняется проверка данных произведенных работ, что с Министерством природных ресурсов <адрес> согласован План водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов МУП БВКХ «Водоканал», что отсутствуют материальные средства для разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны очистных сооружений, что требуется переселение граждан, проживающих в зоне санитарной охраны очистных сооружений по <адрес>, несостоятельны и юридического значения для разрешения спора не имеют. Те обстоятельства, что требуется реконструкция очистных сооружений, с учетом чего будет разработан соответствующий проект санитарно-защитной зоны, требуются значительные финансовые ресурсы, которые в настоящее время отсутствуют, не освобождает МУП БВКХ «Водоканал» от обязанности иметь проект санитарно-защитной зоны на существующие очистные сооружения, поскольку они используются в соответствии с их техническим назначением. Доказательств того, что при ведении МУП БВКХ «Водоканал» хозяйственной деятельности на среду жизнедеятельности и здоровье населения негативного воздействия не оказывается, ответчиком суду не представлено. Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Учитывая объем работ по устранению выявленного нарушения, а также значимость поставленного перед судом требования, требования разумности, суд полагает возможным установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход государства сумма государственной пошлины 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,173, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Березовское водоканализационное хозяйство «Водоканал» о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны - удовлетворить. Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Березовское водоканализационное хозяйство «Водоканал»» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений - канализации, расположенной в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Березовское водоканализационное хозяйство «Водоканал» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области. Председательствующий: Копия верна: судья: Ж. В. Романова