Мотивированное решение составлено 01.11.2011 Дело № 2-1352/2011 Именем Российской Федерации 27 октября 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М. С., с участием помощника прокурора г. Березовского Злоказовой Е.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Березовского Свердловской области о признании в части недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, установил: прокурор г. Березовского Свердловской области обратился в суд с заявлением: - о признании недействующим пп. 7 п. 2.9 Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления образования Березовского городского округа, - о возложении на Управление образования Березовского городского округа обязанности исключить пп. 7 п. 2.9 из Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления образования Березовского городского округа. В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой г. Березовского проведена проверка по обращениям граждан о законности постановки детей на учет для получения места в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Приказом начальника Управления образования Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», которое регламентирует порядок комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений и групп муниципальных образовательных учреждений Березовского городского округа, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Положение обязательно для применения неопределенным кругом лиц, рассчитано на неоднократное применение и направлено на регулирование общественных отношений, связанных с получением дошкольного образования. В пп. 7 п. 2.9 Положения указано, что первоочередным правом приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения пользуются дети работников предприятий и организаций, заключивших договоры о сотрудничестве с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями при согласовании с Управлением образования Березовского городского округа в пределах установленных квот. Прокурор считает, что указанный пункт Положения противоречит действующему законодательству и подлежит исключению, поскольку он нарушает права детей, родители которых не имеют возможности заключить данные договоры, создает социальное неравенство. Предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении зависит от имущественного положения родителей и нарушает конституционные права граждан на образование, принцип юридического равенства. Согласно пункту 27 типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Действующим законодательством не предусмотрена возможность первоочередного предоставления мест детям работников предприятий и организаций, заключивших договоры о сотрудничестве с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, в связи с чем данный пункт указанного Положения не может являться основанием для первоочередного предоставления мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, оспариваемым пп. 7 п. 2.9 Положения Управлению образования Березовского городского округа предоставляется право согласования договоров о сотрудничестве с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, то есть Управление образования вправе либо согласовать, либо отказать в согласовании указанных договоров. На основе положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, можно сделать вывод, что оспариваемый пункт Положения содержит коррупционный фактор «вправе», что противоречит законодательству. Наличие коррупционного фактора может привести к злоупотреблениям правом, созданию условий для коррупциогенных проявлений со стороны уполномоченных лиц, принятию ими решений в рассматриваемой сфере правоотношений из корыстной или иной личной заинтересованности, созданию преимуществ для одних и административных барьеров для других заинтересованных лиц в ущерб интересам населения муниципального образования при применении указанных норм муниципального правового акта. ДД.ММ.ГГГГ прокурором принесен протест на пп. 2 п. 2.9 и пп. 7 п. 2.9 вышеуказанного Положения, который ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен Управлением образования Березовского городского округа, в части приведения в соответствие пп. 7 п. 2.9 Положения отказано. В судебном заседании помощник прокурора г. Березовского Злоказова Е.Э. требования заявления поддержала, на их удовлетворении настаивала. Представитель заинтересованного лица Управления образования Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица. Заслушав помощника прокурора, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Пунктами 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно пунктам 1, 3 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В силу пп. 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения. Пункт 27 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, гласит, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Судом установлено, что приказом начальника Управления образования Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-д утверждено Положение «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», в пункте 2.9 которого указаны категории детей, обладающие правом первоочередного приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Помимо прочих категорий детей, обладающих правом первоочередного приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в пункте 2.9 в пп. 7 указана категория детей работников предприятий и организаций, заключивших договоры о сотрудничестве с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями при согласовании с Управлением образования, в пределах установленных квот. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством Свердловской области, ни другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области не предусмотрена возможность первоочередного предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детям работников предприятий и организаций, заключивших договоры с такими образовательными учреждениями, напротив, законом гарантируется гражданам Российской Федерации возможность получения образования независимо от имущественного и должностного положения, при этом социальная обоснованность предоставления указанной категории лиц мест в дошкольных образовательных учреждениях на льготных условиях отсутствует, суд соглашается с доводами прокурора о том, что оспариваемый пункт Положения противоречит конституционному принципу юридического равенства граждан. В результате комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений на основе Положения, содержащего оспариваемый пункт, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение общедоступного дошкольного образования. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> был принесен протест начальнику Управления образования Березовского городского округа, в котором прокурор потребовал изменить пп. 7 п. 2.9 указанного выше Положения, приведя его в соответствие с действующим законодательством. Согласно ответу начальника Управления образования Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ формулировка пп. 7 п. 2.9 названного Положения оставлена без изменения. Поскольку в ходе рассмотрения дела суд установил, что пп. 7 п. 2.9 Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом начальника Управления образования Березовского городского округа №-д от ДД.ММ.ГГГГ, нарушаются права неопределенного круга лиц, требования прокурора о признании данного пункта недействующим и о возложении на Управление образования Березовского городского округа обязанности исключить данный пункт из указанного Положения, подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: заявление прокурора г. Березовского Свердловской области о признании в части недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления удовлетворить. Признать недействующим пп. 7 п. 2.9 Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом начальника Управления образования Березовского городского округа №-д от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление образования Березовского городского округа исключить пп. 7 п. 2.9 из Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом начальника Управления образования Березовского городского округа №-д от ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления образования Березовского городского округа в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области. Председательствующий: Копия верна: судья: Ж. В. Романова